Культура делового письма
Кафедра профессионального иностранного языка
и межкультурной коммуникации в туризме
ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭТИКЕТА
Методические указания к изучению дисциплины
И выполнению контрольной работы
Для студентов заочной формы обучения
Специальность 080502/8 - Экономика и управление на предприятии
туризма и гостиничного хозяйства
Санкт-Петербург
Допущено
редакционно-издательским советом СПбГИЭУ
в качестве методического издания
Составители:
канд. пед. наук, доцент Н.В. Матолыгина
ст. преп. Ю.А. Сазанович
Рецензент
канд. экон. наук, профессор А.Т. Кириллов
Подготовлено на кафедре
Профессионального иностранного языка
и межкультурной коммуникации в туризме
Одобрено научно-методическим советом факультета
туризма и гостиничного хозяйства
Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,
представленного составителями
ã СПбГИЭУ, 2006
Содержание
1. Общие положения……………………………….….………..4
2. Методические указания к изучению
дисциплины…………………………………………………..6
3. Методические указания к выполнению контрольного
задания № 1…………………………………………..……….7
4. Методические указания к выполнению контрольного
задания № 2………………………………………..………...13
5. Темы контрольного задания № 2….……………………….17
6. Требования к оформлению контрольной работы………...18
7. Список литературы…………………………………………20
Приложение 1. Содержание дисциплины
(Извлечение из рабочей программы дисциплины) ……..21
Приложение 2. Пример оформления титульного листа
контрольной работы…………………..…………………23
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Цель и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины «Основы профессионального этикета» является овладение теоретическими и практическими основами профессиональной этики и этикета.
Предмет изучения дисциплины - этические и этикетные требования, предъявляемые обществом к стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику в профессиональной деятельности в области экономики и управления на предприятии туризма и гостиничного хозяйства.
Задачи дисциплины:
- изучение базисных ценностей профессии, её этических и этикетных стандартов и принципов;
- формирование и совершенствование этического поведения и общения студентов в профессиональной деятельности;
- формирование профессионально-этической ответственности;
- повышение общекультурного уровня студентов.
Место дисциплины в системе подготовки
Специалистов
Дисциплина читается в соответствии с рабочим учебным планом. В процессе изучения дисциплины предусматривает проведение следующих видов занятий:
1. Лекции по основным изучаемым темам. Содержание лекционных занятий отвечает всем современным требованиям подготовки специалиста в области туризма в высших учебных заведениях.
2. Практические занятия, преследующие цель привить студентам навыки этического поведения и общения в профессиональной деятельности.
3. Самостоятельная работа студентов с литературой. При организации самостоятельной работы студентов в качестве основных форм принято: подготовка рефератов, докладов и т.д.
Связь дисциплины с другими науками
Дисциплина «Основы профессионального этикета» связана с дисциплинами «Культурология», «Менеджмент межличностного общения в гостинице», «Межкультурная коммуникация».
Требования к знаниям и умениям студента
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
- базисные ценности профессии;
- основы профессиональной этики;
- этические нормы в деятельности организаций;
- правила и нормы современного протокола и этикета;
уметь:
- строить партнерские отношения на этических основах;
- вести телефонный разговор, соблюдая правила этикета;
- создавать свой успешный имидж и имидж организации;
владеть:
- этикетными нормами поведения и общения в общественных местах;
- навыками речевого этикета в профессиональной деятельности.
Контроль знаний студентов
Формы текущего контроля:
- доклады по темам и их обсуждение;
- устный опрос;
- выполнение контрольной работы.
Форма промежуточного контроля – зачет.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ
ДИСЦИПЛИНЫ
Самостоятельная работа над учебным материалом дисциплины «Основы профессионального этикета» включает в себя:
1. Работу с рекомендуемой литературой.
2. Подготовку докладов и рефератов.
Изучение дисциплины необходимо начинать согласно принципу и логике построения курса «Основы профессионального этикета» (см. Приложение №1). При самостоятельном изучении дисциплины необходимо обращать особое внимание на кросс-культурные различия, ценности и нормы российской и зарубежной культуры, необходимые для соблюдения норм деловой этики и требований культуры деловых взаимоотношений.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ № 1
Культура делового письма.
Деловое письмо — документ, применяемый для связи, передачи информации на расстояние между двумя корреспондентами, которые могут быть как юридическими, так и физическими лицами.
Руководителю или специалисту управления по роду своей деятельности приходится писать немало деловых писем. К таким письмам относятся характеристики, резюме, рекомендательные письма, письма-напоминания и письма-благодарности, письма — приглашения на собеседования или презентацию, письма-отказы, исковые заявления, жалобы и т.п.
Общие требования кнаписанию деловых писем таковы:
• бумага для делового письма должна быть хорошего качества, абсолютно чистой, аккуратно обрезанной;
• желательно, чтобы бланк письма был с эмблемой организации, ее полным названием, почтовым и телеграфным адресом, телефоном, факсом, электронным адресом и банковскими реквизитами;
• служебные письма печатаются на лицевой стороне листа, без помарок; все страницы, кроме первой, нумеруются арабскими цифрами;
• ширина поля с левой стороны листа должна быть не менее 2-х см, абзац начинается с красной строки с отступлением в пять интервалов от левого края строки;
• текст печатается через полтора-два интервала;
• желательно избегать переноса слов;
• в правом верхнем углу под адресом организации-отправителя ставится дата, желательно полностью (например, 2 января 2002 года);
• наименование организации или фамилия и адрес человека, куда отправляется письмо, проставляется на левой стороне листа;
• ниже, с края строки или в центре листа пишется вежливое обращение; например «Уважаемый Иван Иванович»;
• после обращения требуется запятая, но часто ставят восклицательный знак, чтобы следующую фразу начать с красной строки и с заглавной буквы;
• заканчивается письмо словами благодарности за сотрудничество и выражением надежд на его продолжение;
• подпись ставится в правой стороне листа, после заключительной фразы вежливости, например, «С уважением ...», фамилия подписывающего печатается под его рукописной подписью;
• резолюции на всех видах входящей корреспонденции должны делаться карандашом или на отдельных листах;
• письмо складывается текстом внутрь, а наиболее важные деловые письма не сгибаются, для чего посылаются в больших плотных конвертах;
• на телеграфный запрос следует дать ответ в течение 3-х дней, на письмо — в течение 10-ти дней; если запрос требует подробного рассмотрения, то в течение 3-х дней следует сообщить, что письмо принято к сведению и дать окончательный ответ в течение 30 дней.
К содержанию деловых писемпредъявляются следующие требования:
• точность и ясность изложения мыслей — короткие слова, короткие фразы, короткие абзацы;
• максимальная доступность текста для понимания, употребление простых фраз, точно и однозначно выражающих суть;
• краткость, отсутствие лишних слов и пустых фраз, хотя короткое письмо составить труднее длинного;
• грамотность — соблюдение норм грамматики и правописания, а также требований делового этикета;
• корректность — деловой и вежливый стиль изложения, не исключающий живости и образности языка, оставляющий приятное впечатление о человеке.
Составление резюме.