Предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма как субъекты рынка в сфере услуг
МИНИСТЕРСТВО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики и управления
В сфере услуг
Одобрено
учебно-методическим советом
факультета ресторанно-гостиничного
бизнеса и туризма
«_____ » _______________ 2004 г.
Протокол № ____ от ________2004 г.
Председатель_________________
Проф. Безряднова А.С.
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Для студентов всех форм обучения
Специальности
Экономика и управление на предприятии
(РГБ и Т)
Согласовано: Рекомендовано кафедрой
Учебно-методическое Экономики и управления
Управление РГТЭУ в сфере услуг
«_____» _____________2004 г Протокол №__ от «__»____ 2004 г.
Зав. кафедрой__________
Проф. Савкина Р.В.
Москва 2004
Учебное пособие разработала преподаватель кафедры Экономики и управления в сфере услуг проф. Феоктистова В.И.
Рецензент: проф. Савкина Р.В.
Рецензент: доц. Лепешкин В.А.
В учебном пособии рассматриваются понятие и организационно-правовые формы предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма, понятие и состав экономического потенциала предприятия, содержание основных составляющих: материальных, трудовых и финансовых ресурсов экономического потенциала предприятия, процессы формирования доходов и расходов предприятий, вопросы ценообразования и другое.
Учебное пособие предназначено для студентов экономических вузов, специализирующихся в области ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма.
Введение
Основным звеном экономической системы выступает предприятие. В данном звене создается нужная обществу продукция, и оказываются различные услуги. В процессе их создания и реализации предприятия вступают в различные экономические отношения, сообразуясь со своими интересами и действиями объективных экономических законов. Рыночная среда и конкуренция определяют характер отношений всех субъектов рынка, их деятельность.
Поведение предприятий на рынке является предметом изучения «экономики предприятия», как науки.
Экономика предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма направлена на изучение всей системы экономических отношений данных предприятий в сфере услуг.
Предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма являются важной составляющей сферы услуг, которая динамично развивается, усиливает свою роль и значение в производстве валового внутреннего продукта страны и в решении социальных проблем общества. В свою очередь предприятия общественного питания, гостиницы, турфирмы являются одними из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей сферы услуг. Поэтому понимание экономической природы данных предприятий, сущности и особенностей производимых ими продуктов и услуг исключительно важно для управления этими предприятиями.
Учебное пособие «Экономика предприятия в сфере услуг» направлено на изучение категорий и понятий, характеризующих деятельность предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма, механизм реализации требований объективных экономических законов в сфере услуг.
Учебное пособие исходит из того, что экономика предприятия призвана дать систему знаний, которая позволит понять сущность экономических явлений, процессов и закономерностей, происходящих в ресторанно-гостиничном бизнесе и туризме и управлять ими на научной основе. В нем учтено то обстоятельство, что экономика предприятия относится по своему характеру к числу специальных дисциплин, а по содержанию – к разделу микроэкономики, как науки, изучающей экономические явления и процессы с позиции отдельного субъекта экономической системы, деятельность которого регулируется объективными экономическими законами.
Глава 1. Экономическая природа предприятия сферы услуг.
1.1Предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма как субъекты рынка в сфере услуг.
1.2Экономический потенциал предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма.
1.3Система показателей хозяйственной деятельности предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма.
Предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма как субъекты рынка в сфере услуг
Ключевой фигурой экономической системы, призванной удовлетворять общественные потребности в товарах и услугах, является предприятие.
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Вопрос о том, что является первичным или вторичным (удовлетворение общественных потребностей или получение прибыли) в целевой функции предприятия, как субъекта рынка сферы услуг зависит от того, с какой позиции подходить к деятельности предприятия. С позиции государства – предприятие создается с целью удовлетворения общественных потребностей и экономических интересов государства, а с позиции предприятия – с целью удовлетворения собственных экономических интересов через прибыль посредством удовлетворения общественных потребностей.
Предприятие – это юридическое лицо, за которым может стоять как отдельный гражданин, так и объединение граждан.
Коммерческое предприятие как юридическое лицо обладает следующими признаками:
- имущественная обособленность, т.е. наличие самостоятельного, расчетного счета в банке, полная самоокупаемость и самофинансирование. Имущество у юридического лица принадлежит ему на праве собственности либо находится в его хозяйственном или оперативном управлении;
- самостоятельная имущественная ответственность, т.е. ответственность по своим обязательствам, принадлежащим ему имуществом:
- самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего лица, право и возможность заключать хозяйственные договоры со всеми субъектами рынка;
- определенная и устойчивая организационная структура, закрепленная в учредительных документах.
Предприятия сферы услуг (обслуживания), занятые ресторанно-гостиничным бизнесом, классифицируются по различным признакам:
- по организационно-правовой форме;
- по форме собственности;
- по типам, видам и категориям;
- по размерам экономического потенциала и ряду других признаков.
По организационно-правовому признаку юридические лица, в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации1, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В зависимости от форм собственности предприятия сферы услуг делятся на частные, муниципальные, государственные, а также предприятия смешанной формы собственности, основанные на объединении имущества, находящегося в частной, муниципальной и государственной собственности.
В дополнении к названным принципам классификации в каждой отрасли сферы услуг (гостиничной, общественном питании и туризме) существует своя классификация предприятий по типам и видам.
Гостиницы классифицируются по различным признакам. К числу основных из них относятся: функциональное назначение и обслуживаемый контингент, уровень комфорта и цен, размер предприятия; место расположения; время работы; обеспеченность услугами и др.
В соответствии с утвержденным положением о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения средства размещения делятся на следующие виды: гостиницы, мотели, молодежные гостиницы (хостелы); дома отдыха; пансионаты; гостиницы с оказанием лечебно-оздоровительных услуг.
____
1 Гражданский Кодекс Российской Федерации:
Часть I. Введена в действие с 1.01.1995 г.
Часть II. Введена в действие с 1.03.1996 г.
По положению средства размещения – это предприятие различных организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, занимающиеся временным размещением туристов и имеющие не менее 5 номеров.
По уровню комфорта гостиницы России подразделяются на пять категорий: 1, 2, 3, 4 и 5, условно обозначаемых звездами. Мотели подразделяются на четыре категории: 1, 2, 3 и 4 звезды.
Система звезд применяется во Франции, в Австрии, Венгрии, Египте, Китае и ряде других стран.
Кроме звезд для оценки разрядности (или категории) гостиницы применяются «буквы» (Греция); «короны» (Великобритания) и другие символы.
Практически во всех системах классификации гостиниц представлены требования к основным параметрам гостиниц: характеристики номерного фонда (площадь номеров, доля одно- и двухместных номеров, многокомнатных номеров, апартаментов); наличие коммунальных удобств в номерах и на этажах; комфортность номеров; оборудование и оформление интерьера; информационное обеспечение; характеристика общественных помещений и конференц-залов, наличие помещений для деловых встреч, отдыха и спорта, наличие лифта и т.д. К гостиницам высоких разрядов предъявляются также требования относительно минимального количества номеров (т.е. число номеров должно быть не менее 7-10).
Исходя из этих требований гостиница (в соответствии с определением ВТО) представляет собой коллективное средство размещения, состоящее из определенного количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее набор услуг, сгруппированных в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров.
Классификация предприятий питания осуществляется по ряду признаков, наиболее важными среди которых являются такие как: характер производственно-торговой деятельности, уровень обслуживания, обслуживаемый контингент, ассортимент продукции (специализация),, форма обслуживания, место расположения, время функционирования и другое.
Характер производственно-торговой деятельности является одним из главных признаков, в соответствии с которым предприятия питания делятся на следующие типы: ресторан, кафе, бар, буфет, закусочная, столовая и др., а рестораны и бары делятся (по уровню обслуживания) на классы (люкс, высший, первый), которые определяются собственником в соответствии с имеющимися рекомендациями и подтверждаются органами по сертификации.
Предприятия туризма делятся по организационному признаку на туроператоров и турагентства:
Туроператор – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на основе лицензии деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996 г.).
В соответствии с положением туроператоров на туристском рынке существуют четыре основных типа туроператоров: 1 туроператор массового рынка; 2 туроператор, специализирующийся на определенном сегменте туристского рынка; например: туроператоры, предлагающие пакеты для определенной клиентуры (молодежи, для ученых, для бизнесменов, семейные туры и т.д.); 3 туроператоры внутреннего рынка, которые продают турпакеты внутри страны проживания, т.е. туры размещают внутри страны; 4 туроператоры внешнего рынка создают пакеты и продают их в разные страны и особенно в те страны, из которых приезжает большое количество туристов.
Турагент – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий на основании лицензии деятельности по продвижению и реализации туристского продукта (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996 г.)
Турагентства делятся на розничные турагентства и оптовые фирмы.
Деятельность гостиниц, предприятий общественного питания и тур- фирм связана с выполнением определенных функций в системе общественного разделения труда.
Гостиницы предоставляют имущество и оказывают услуги по временному проживанию туристов и других физических лиц; предприятия питания производят, реализуют и организуют потребление продукции собственного производства и покупных товаров туристам и другим контингентам потребителей, а предприятия туризма производят и реализуют турпродукт и туристские услуги населению.
Для осуществления своей деятельности каждое из названных предприятий (гостиница, предприятие питания, турфирма) формирует имущество, которое может принадлежать ему на праве собственности либо полного хозяйственного ведения.
Получая в свое распоряжение, определенное имущество, предприятие использует его в своих интересах для достижения главной цели - обеспечения прибыльности, эффективности и конкурентоспособности. Для этого предприятие вступает в экономические отношения (связи) со всеми субъектами рынка (поставщиками сырья, товаров и услуг; финансовыми и банковскими структурами, страховыми компаниями, юридическими и государственными организациями и т.д.) и потребителями их продукции и услуг.
Экономическая система, в которой действуют предприятия, всегда приводит во взаимодействие экономические интересы и экономические отношения (связи) с одной стороны и объективные экономические законы – с другой стороны. Обеспечение баланса интересов всех участников этой системы достигается в том случае если экономические интересы и экономические отношения, в которые вступают предприятия, исходя из их интересов, регулируются действиями объективных экономических законов (закона спроса и предложения, закона стоимости и др.).
Все предприятия, независимо от их создания и желания испытывают на себе действие экономических законов. И если они в своей деятельности руководствуются требованиями экономических законов в результате возможно достижение прибыльности, эффективности и конкурентоспособности. Поэтому в экономическом аспекте – предприятие, как субъект рынка, представляет собой единство экономических интересов и экономических отношений, регулируемых действиями объективных экономических законов.
Реальное соотношение между экономическими интересами, экономическими отношениями (связями) и объективными экономическими законами возможно, если предприятия будут обладать следующими чертами:
- полная юридическая самостоятельность, хозяйственная независимость и свобода в сочетании с их экономической ответственностью за результаты их деятельности;
- горизонтальные отношения между всеми субъектами рынка и договорные отношения как форма хозяйственных связей между всеми субъектами рынка, опирающиеся на рыночную инфраструктуру;
- право на установление свободных цен на производимую продукцию и услуги, но регулируемых рынком. Это право предприятий не исключает участие государства в регулировании цен, когда это необходимо и целесообразно;
- конкурентоспособность экономического потенциала и конкурентоспособность продукции и услуг. Конкуренция производителей товара и услуг должна быть формой существования их на рынке;
- полный охват всех сторон деятельности предприятия и условий формирования ресурсов (материальных, трудовых и финансовых) рыночными отношениями, т.е. функционирование предприятий в условиях рынка товаров, рынка капитала и рынка рабочей силы;
- обеспечение устойчивости финансовой и денежной системы в стране;
- право свободного выхода на внешний рынок и участие во внешнеэкономических связях в соответствии с государственным законодательством.
Совокупность всех названных черт предприятий, их реальное воплощение в практике хозяйствования свидетельствуют о подлинности рыночных отношений в стране и эффективности каждого субъекта в отдельности и всей экономической системы в целом.
1.2 Экономический потенциал предприятия ресторанно-
гостиничного бизнеса и туризма
Поведение предприятия на рынке и его эффективность зависят от экономического потенциала предприятия.
В общем смысле экономический потенциал предприятия можно рассматривать как совокупность материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов. В процессе хозяйствования происходит формирование экономического потенциала предприятия, определяется его модель.
Модель экономического потенциала- это определенное соотношение между материальными, трудовыми, финансовыми и информационными ресурсами. Количественные параметры этой модели у различных предприятий неодинаковые, что и определяет их успех и конкурентоспособность на рынке. Возможности экономического потенциала любого предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма определяются рядом условий:
- объемом и составом ресурсов и резервом предприятий, вовлеченных и не вовлеченных в производство и обслуживание;
- экстенсивными или интенсивными факторами наращивания объема производства и обслуживания;
- способность руководства предприятия организовать хозяйственный процесс, определять стратегию и тактику деятельности, соединять в единый творческий процесс труд и капитал предприятия.
Более конкретно возможности экономического потенциала предприятия зависят от объема и состава основных и оборотных фондов; численности занятых, их образовательных, квалификационных, психофизиологических и мотивационных характеристик; нематериальных ресурсов предприятий; инновационных способностей руководства и коллектива работников; финансовых и информационных возможностей и способностей.
Совокупность названных элементов определяет выбор стратегии и тактики поведения предприятия, его конкурентоспособность.
Оценка конкурентоспособности экономического потенциала основывается на системе экономических и социальных стандартов конкурентоспособности. К числу экономических стандартов конкурентоспособности могут быть отнесены: уровень рентабельности, уровень производительности труда, фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств и многие другие, характеризующие доходность предприятия и эффективность использования ресурсов, качество и цену производимой продукции и услуги
В качестве социальных стандартов конкурентоспособности, характеризующих социальную направленность и социальную оценку деятельности предприятия, могут выступать:
- потребительная оценка значимости предприятия, направлений его деятельности;
- оценка конкурентами деловой активности предприятия;
- внутренняя оценка предприятия его работниками и руководством;
- зарубежная оценка деятельности предприятия.
Сумма названных показателей характеризует уровень социальной конкурентоспособности потенциала предприятия.
Социальные стандарты конкурентоспособности предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма относительно равнозначны, т.е. могут в равной степени применяться к оценки социальной значимости всех предприятий сферы обслуживания. Экономические стандарты экономического потенциала предприятия могут отличаться по предприятиям сферы обслуживания при общности отдельных показателей, таких, например, как рентабельность оборота или капитала, доход на одного работника или оборот (выручка) на одного работника предприятия, цена продукции или услуги, их качество.
Сравнение индивидуальных показателей экономической и социальной конкурентоспособности предприятия с соответствующими стандартами, сложившимися на рынке, позволяют оценить конкурентоспособность экономического потенциала предприятия в ресторанно-гостиничном бизнесе и туризме.
1.3 Система показателей хозяйственной деятельности предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма
Информационные ресурсы, как составная часть экономического потенциала предприятия, включают различные информационные потоки, технические и технологические системы их сбора, обработки и представления необходимой информации для анализа, планирования и управления хозяйственной деятельностью предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма.
Содержание информации, характеризующей хозяйственную деятельность предприятий, отражается в показателях, материальными носителями которых являются документы. Система документов и содержащиеся в них показатели образуют информационные потоки предприятий.
По содержанию информационные потоки предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма могут быть представлены системой показателей, характеризующей:
- объем и состав производимой продукции, товаров и услуг;
- объем и состав реализуемой продукции, товаров и услуг;
- численность и состав обслуживаемых контингентов потребителей;
- трудовые ресурсы предприятия;
- производительность труда;
- формы и системы оплаты труда;
- расходы предприятий;
- доходы предприятий;
- финансовые ресурсы предприятий;
- материальные ресурсы предприятий и др.
Все названные группы показателей в процессе анализа, планирования и управления деятельностью предприятия подразделяются на следующие виды:
- количественные и качественные;
- абсолютные и относительные;
- индивидуальные и агрегированные (синтетические);
- стоимостные и натуральные;
- управленческие (производственные) и финансовые и др.
Количественные показатели несут в себе информацию о количественной стороне или масштабах деятельности предприятия, размерах его ресурсов. Например, товарооборот (оборот предприятия), объем произведенной и реализованной продукции или услуг, численность занятых работников, размер основных фондов, площадь предприятия, количество отправленных групп и т.д.
Качественные показатели характеризуют степень использования всех ресурсов при выполнении количественных заданий (показателей). Например, уровень рентабельности, уровень издержек, производительность труда, оборачиваемость, фондоотдача и другие.
Абсолютные и относительные показатели по своему содержанию являются синонимами количественных и качественных показателей, а выделение их в качестве самостоятельной подгруппы вызвано методикой их расчета.
Абсолютные показатели выступают как результат суммирования всех факторов производства продукции, товаров и услуг за определенный период времени или объема производства и реализации продукции, товаров и услуг, т.е. характеризуют абсолютный их объем и масштабы. А относительные показатели выступают как результат соотношения эффекта (объемных показателей) с затратами на его получение или наоборот – результат соотношения расходов; ресурсов с товарооборотом (оборотом) предприятия. Например, отношение прибыли к товарообороту (обороту) или производственным фондам, отношение товарооборота (оборота) к основным производственным фондам, отношение издержек производства и обращения к товарообороту (обороту) и т.д.
Относительные показатели имеют большое значение при оценке результатов хозяйственной деятельности предприятия. Прежде всего, относительные показатели нивелируют в определенной степени влияние инфляционного фактора, который может существенно изменить абсолютные показатели (как производственные, так и финансовые) и затруднять сопоставимость их во времени и давать реальную оценку полученных результатов деятельности предприятия. И кроме того, относительные показатели дают возможность осуществлять сравнение экономического потенциала и результатов хозяйственной деятельности различных предприятий в одной отрасли и в смежных отраслях, различающихся по величине используемых ресурсов, т.е. по исходным параметрам и всем другим объемным (количественным) показателям.
Индивидуальные показатели отражают простые явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма, а синтетические – характеризуют сложные явления и процессы, выступающие как результат взаимодействия нескольких процессов. По содержанию и методам расчета они являются синонимами количественным и качественным или абсолютным и относительным.
Выделение стоимостных и натуральных показателей в классификации показателей основано на методах оценки полученных результатов труда и затрат на их получение в натуральном или стоимостном измерении (в рублях). Например, количество произведенных и реализованных блюд, число проданных номеров или путевок и т.д.
Натуральные и стоимостные показатели необходимы для того, чтобы получить наиболее полную и точную информацию о результатах деятельности предприятия, они дополняют друг друга, отражая влияние индекса инфляции на стоимостные показатели.
С позиции потребителей информации и исходя из подразделения учета на две системы: управленческую и финансовую, показатели хозяйственной деятельности предприятия делятся на управленческие (производственные) и финансовые.
Управленческие показатели необходимы для внутренних целей управления предприятием. Это информация о производственной деятельности предприятия, о его материальных и трудовых ресурсах, о его расходах, о себестоимости продукции и услуг и т.д.
Финансовые показатели несут в себе информацию о состоянии активов предприятия, его финансовой устойчивости, ликвидности, состоянии дебиторской и кредиторской задолжности, рентабельности и ряде других сторон деятельности предприятия, необходимую для внешних потребителей: финансовых, страховых, банковских, налоговых и других структур рынка.
В соответствии с разделами производственно-торговой деятельности и обслуживания в предприятиях ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма все показатели их хозяйственной деятельности могут быть подразделены на следующие информационные потоки, характеризующие:
- объем и состав произведенной продукции, товаров и услуг;
- количество реализованной продукции, товаров и услуг;
- объем и состав товарооборота, оборота предприятия и выручки от реализации продуктов и услуг;
- материальные ресурсы, имущество предприятия;
- трудовые ресурсы, система оплаты труда;
- финансовые ресурсы, капитал;
- расходы предприятия, себестоимость продукции и услуг;
- доходы предприятия;
- инвестиционные ресурсы и др.
Объем и состав произведенной и реализованной продукции и услуг в натуральном и стоимостном выражении образуют один из важнейших информационных потоков на предприятии.
Предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма имеют свое функциональное назначение в системе общественного разделения труда. В зависимости от функционального назначения данных предприятий формируется главный функциональный показатель их хозяйственной деятельности.
Таким показателем хозяйственной деятельности предприятий общественного питания является розничный товарооборот.
По экономической сущности розничный товарооборот выражает совокупность экономических отношений, связанных с обменом денежных доходов населения на продукцию предприятий общественного питания.
Как экономический показатель розничный товарооборот – это сумма реализованной продукции и услуг населению в обмен на их денежные доходы.
В предприятиях общественного питания реализуется продукция двух видов: продукция собственного производства и покупные товары. Продукция собственного производства - это продукция, полученная в результате термической или холодной обработки в предприятиях общественного питания и выступающая в виде новых потребительских стоимостей: обеденной продукции и прочей продукции собственного производства (полуфабрикаты, кулинарные и кондитерские изделия, бутерброды и др.). В основе продукции собственного производства находится производственная программа, отражающая объем и ассортимент выпуска блюд, полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий. Производственная программа разрабатывается в натуральных показателях.
Реализация продукции собственного производства в стоимостном выражении составляет оборот по продукции собственного производства. Большая часть продукции собственного производства реализуется населению в сети предприятий общественного питания и представляет собой розничную реализацию продукции собственного производства и составляет часть розничного товарооборота. Вторую часть розничного товарооборота составляет оборот по покупным товарам. Покупные товары поступают в предприятия общественного питания от других предприятий (в частности от предприятий пищевой промышленности и сельского хозяйства), не претерпевают каких-либо изменений и реализуются в той же потребительской стоимости, что и поступили. Покупные товары дополняют ассортимент продукции собственного производства и позволяют тем самым наиболее полно удовлетворить запросы потребителей к обслуживанию в предприятиях общественного питания. К покупным товарам относятся хлеб, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, фрукты, ягоды, вино-водочные изделия, сигареты, спички и некоторые другие продукты. Исходя из этого, розничный товарооборот предприятий общественного питания, может определяться как сумма реализации продукции собственного производства и покупных товаров, а также услуг по их потреблению населению в обмен на денежные доходы.
Сравнительно меньшая часть продукции собственного производства реализуется другим субъектам рынка для последующей их перепродажи или реализации населению и образует оптовый оборот предприятий общественного питания.
Сумма розничного и оптового оборота предприятий общественного питания образует валовой товарооборот предприятий общественного питания.
Основным видом деятельности предприятий гостиничного комплекса является предоставление номерного фонда для проживания. В соответствии с этим основным показателем деятельности гостиниц является объем реализации услуг гостиницы или оборот гостиницы. Как экономический показатель оборот гостиницы – это количество проданных номеров в обмен на денежные доходы граждан, обращающихся к услугам гостиницы (в частности туристов и других физических лиц).
Функциональное назначение предприятий туризма в системе общественного разделения труда – это производство турпродукта и его реализация. Для предприятий туризма основным показателем их деятельности является объем производственных и реализованных тур- продуктов или оборот туристских предприятий.
Оборот гостиниц и оборот предприятий туризма могут рассматриваться как экономические категории, и как экономический показатель.
Как экономическая категория, оборот туристских предприятий и оборот гостиниц представляет собой экономические отношения, в которые вступают предприятия туризма или гостиницы с другими субъектами рынка (юридическими и физическими лицами) по поводу выполнения своих функций.
Как экономический показатель оборот гостиниц и турфирм представляет собой количество реализованных (проданных) соответственно номеров или турпродуктов (путевок) населению (туристам и другим физическим лицам) в обмен на их денежные доходы.
Оборот предприятий туризма в соответствии с характером организованных звеньев и их функциями может выступать по своей природе в трех видах: розничный оборот, оптовый и валовой.
Розничный оборот предприятий туризма представляет собой сумму реализованных туроператорами и турагентами турпродуктов населению в обмен на их денежные доходы.
Оптовый оборот – это сумма реализованных туроператорами тур- продуктов крупными партиями (пакетами) турагентам или другим субъектам рынка для последующей реализации населению.
Сумма розничного и оптового оборота представляет собой валовой оборот. Он может, возникнуть у туроператоров, которые формируют тур- продукты и реализуют их населению непосредственно сами или реализуют их другим субъектам рынка (турагентам) для последующей реализации населению.
Оборот предприятий общественного питания, оборот гостиниц и предприятий туризма имеет огромное значение для предприятий и народного хозяйства в целом.
- посредством товарооборота и оборота предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма получают общественное признание, стоимость и потребительская стоимость продукции, товаров и услуг данных предприятий;
- товарооборот и оборот предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма выступает как показатель пропорциональности между спросом и предложением на данные товары и услуги, то есть отражает действие объективного экономического закона спроса и предложения;
- товарооборот и оборот предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма может рассматриваться как один из главных показателей, характеризующих уровень жизни населения;
- товарооборот и оборот предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма свидетельствует о степени удовлетворения одних из важнейших потребностей населения в питании, проживании, отдыхе, оздоровлении, интеллектуальном познании и т.д.;
- непосредственно в предприятиях объем оборота влияет на прибыль и рентабельность предприятия, его инвестиционные ресурсы;
- оборот предприятий влияет на финансовое положение предприятия, его финансовую устойчивость и платежеспособность;
- от оборота зависит экономическое положение предприятия, степень занятости его работников и их материальное положение.
На товарооборот и оборот предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма оказывают влияние множество факторов. Они подразделяются на внешние и внутренние факторы или факторы внешней и внутренней среды.
Факторы внешней среды не зависят от деятельности предприятия, это та объективная реальность, с которой приходится иметь дело предприятиям ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма. В отличии от них факторы внутренней среды – субъективны, они тесным образом связаны с деятельностью предприятий.
К числу внешних (объективных) факторов можно отнести политическую и экономическую ситуацию в стране (и производящей и принимающей туристов, – если говорить о предприятиях туризма), конъюнктуру рынка, уровень жизни народа и спрос на продукцию и услуги предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма, сезонность спроса и предложения на продукцию и услуги; цены и тарифы на сырье, продукцию, услуги, предоставляемые предприятиям ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма другим отраслям народного хозяйства и некоторые другие факторы.
К внутренним (субъективным) факторам относятся материальные и трудовые ресурсы, их объем, состав и структура, организация производства, прогрессивность техники и технологических процессов, профессионально-квалификационный состав работников предприятия, их инновационные способности, системы оплаты и стимулирования труда, информационные технологии, качество продукции и услуги (культура обслуживания), реклама и др.
Понимание и учет действия объективных и субъективных факторов, которое осуществляется, как правило, комплексно, а не изолированно,, исключительно важно в процессе управления деятельностью предприятия, и особенно при прогнозировании или планировании товарооборота, оборота (выручки) предприятия.
Глава 2. Основные фонды предприятий ресторанно-
гостиничного бизнеса и туризма.
2.1Понятие, классификация и оценка основных фондов.
2.2Амортизация основных фондов и ее расчет.
2.3Показатели, характеризующие состояние и эффективность использования основных фондов.
2.4Воспроизводство основных фондов, понятие и источники воспроизводства. Капитальные вложения и инвестиции на предприятии.
2.5Показатели эффективности капитальных вложений.