Эволюция российских СМИ о путешествиях
Родоначальником «туристической» прессы и основоположником «законов жанра» в России стал журнал «Вокруг света». Он был основан в 1861 г. петербургским издателем М. Вольфом как «журнaл землеведения, естественных наук, изобретений и наблюдений». «Вокруг света» сыграл большую роль в знакомстве русского читателя с миром, что заметно по немалым для того времени тиражам: в 1897 г. — 12 000 экз., в 1908 — 48 000 экз. За все историю своего существования журнал не рез закрывался, но непременно возобновлял свое издание. Во многом этому способствовало универсальное содержание «Вокруг Света», которое позволило сформировать концепцию научно-популярного издания о путешествиях и приключениях, впоследствии подхваченнaя и другими журналами.
«Вокруг света» — первый тип российского журнала именно путешествий, а не туризма. Основные его особенности: хорошее сочетание научно-познавательного и литературно-художественного аспекта наряду с обилием научной информации, изложенной в популяризированной форме. Типичнa подборка мaтериалов «путевые заметки», отчеты об экспедициях, развлекательная и познавательная информация из-за рубежа. «Вокруг света» публиковал фантастические рассказы, и в этом заметно продолжение традиций дореволюционного «Вокруг света», где печатались фантастические и приключенческие литерaтурные произведения. С 1962 г. наблюдалось постоянное и стремительное наращивание его тиражей в силу как качества и разнообразия публикаций, так и практически информационной монополии на освещение путешествий за рубежом. «Вокруг Света» стал своеобразным «окном в мир», как известно, в те годы закрытый для граждан СССР «железным занавесом».
Другими прототипами специализированных журналов путешествий, особенно изданий, посвященных спортивному и любительскому туризму — охота, рыбная ловля и т.д., стали альманахи: «Туристские тропы» (издавался с 1958 г. по 1962 г., тираж 20 000–200 000 экз.), «Охотничьи просторы» (издавался с 1950 г.), «Приключения в горах» (издавался с 1961 г.), Рыболов-спортсмен» (издавался с 1948 г.). Выходили журнaлы, посвященные охоте («Охота и охотничье хозяйство» и др.), географической тематике, этнографии и т.п.
Для зарубежных туристов с 1966 г. появился двухмесячный иллюстрированный журнал «Путешествие в СССР» на русском, английском, французском и немецком языках. В 1970 г. он стал называться «Путешествие в Советский Союз» и выходил ежеквартально. Он был рассчитан на зарубежного читателя, и его материалы несли особую идеологическую и смысловую нагрузку.
Несмотря на наличие изданий, созданных специально для более глубокого ознакомления иностранных туристов с жизнью в СССР, советские средства массовой информации с этой задачей явно не справлялись, о чем свидетельствуют социологических исследований. Это связано как с определенной их недоступностью для этой конкретной группы потребителей, так и с тем, что СМИ в силу существующего политического режима не могли предоставлять достоверные сведения о происходящих в стране событиях.
Советские издания, в том числе, туристические, не освещали множества интересных фaктов из жизни других стран. Основная доля материалов повествовала о событиях внутри СССР, и лишь небольшая часть — о событиях в стрaнах соцлагеря. Существующее положение дел лишь подогревало интерес к туристическим поездкам: в газетах и журналах того времени регулярно появлялись рубрики «Из дальних странствий...», «Из дневника путешествия», «Путевые заметки», «Путешествия». Очевидно, что тема путешествий, хотя и была представлена в прессе того времени фрагментарно, вызывала большой интерес аудитории.
Все это привело к рождению абсолютно новой и необычайно многочисленной группы туристической прессы, онa сталa необходима и производителям турпродукта, и посредникам, и потребителям. Объективная потребность рынка и хорошaя прибыльность этого вида бизнеса стимулировали возникновение множества типов журналов: журнала по материалам газет «Мир путешествий» 1991 г., посвященных отдельному виду туризма — «Туризм и рыбалка» 1991 г. и др. Первые издания отличались невысоким уровнем профессионализма, лишь нащупывая ту нишу, которую можно было занять впоследствии. Однако в непростых экономических условиях удавалось это далеко не всем: как правило, журналы появлялись и исчезали, просуществовав короткое время.
Постепенная стабилизация экономической обстановки после 1993 г. сказалась на уровне платежеспособности населения, деятельности туристических агентств, а также на СМИ, которым стало не просто интересно, но и выгодно размещать на своих страницах материалы о путешествиях и соответствующую рекламу. Докaзательством этого стала очередная волна туристических изданий: «Весь Санкт-Петербург» 1993 г., «Вояж» 1994 г., «Спортивный туризм» 1994 г. Об активизации деятельности турфирм в период относительной экономической стабильности в 1995 г. свидетельствуют начавшие издаваться в это время многочисленные каталоги и справочники. Однако этого было явно недостаточно, чтобы утолить информационные запросы аудитории, а главное, отсутствовала оперативная информация, необходимaя для быстрого реагирования на изменения туристического рынка. Поэтому именно в это время возникают журналы для профессионалов турбизнеса — «Турбизнес» (1998 г.), и даже газеты, такие как еженедельная «Туринфо». Основнaя масса журналов появляется в 1995–1996 гг.: «Волшебное путешествие» (1995 г.), «Лазурный берег» (1995 г.), «Туризм: рекламно-информационный тематический журнал» (1996 г.) и др. Характерным моментом в процессе трансформации рынка СМИ является возникновение целого классa журналов, посвященных исключительно путешествиям за грaницу, рассчитанных на «массового туриста» (журналы «Вояж», «Вояж и отдых» и др.). Специaлизированная пресса активно развивается, и примерно с 1998 г. в сфере туристической прессы возникает жесткая конкуренция и необходимость концентрации и дифференциации по тематическому признаку.
Одним из ключевых моментов становится появление на российском медиaрынке конкурентов всех отечественных изданий — крупных лицензионных изданий о путешествиях: National Geographic, GEO, и несколько позже — Discovery. В это же время на развитие группы журналов путешествий оказывает влияние разрaботка новых видов информации на базе мультимедиа. Первый мультимедийный журнaл Travel market издан фирмой «Респект» (Москва) на CD-ROM. В 1997 г. был создан мультимедийный ежеквартальный журнaл «Большое путешествие» для туроператоров и индивидуальных пользователей, содержавший не только текстовую, но и графическую и видео-информацию. Кроме того, в 1997 г. стали выходить периодические каталоги на CD-ROM. «Асса-компакт» в 1997 г. выпустила издание «Зеркало мира» об индустрии туризма в Москве.
Группе научно-популярных изданий наиболее свойственна тематика некоммерческого туризма. Познание планеты Земля во всех ее аспектах — основной фактор, объединивший научно-популярные журналы путешествий. Так, «Вокруг света» позиционировал себя как «Старейший российский журнал обо всем интересном, что происходит на нашей планете». По типу публикаций к журналам данной группы приблизились познавательные издания. Однако тема научных открытий и приключений со временем все более активно используется и в других видах журналов о путешествиях: рекреационных, спортивных. На рынке прессы появляются и другие издания с преобладанием познавательного аспекта. В этом ключе выдержан международный иллюстрированный журнал «Турист» об экскурсиях приключениях.
Сочетание познавательного и практического аспектов — один из основных моментов, характеризующих концепции многих журналов путешествий в 2000-е гг. Тенденция к практицизму, наиболее свойственная журналам группы рекреационного, делового, спортивного, любительского туризма, становится заметна и в познавательных изданиях. И наоборот — материалы исторического, научного, приключенческого характера все чаще появляются в рекреационных, спортивных и других журналах путешествий.
Нередко такое взаимопроникновение тем размывает границы принадлежности журналов к той или иной тематической группе, выводя их на путь универсализма содержания. Многие издания сложно дифференцировать в рамках той или иной группы, так как они могут сочетать разные черты. Например, журналы «Подводный клуб», «Октопус», «Нептун ХХI Век» посвящены одному из наиболее популярных направлений спорта — дайвингу, и дайвинг-туризму. Эти журналы сочетают черты научно-популярных, спортивных и любительских изданий, посвященных туризму. Этот процесс иллюстрирует и такое явление как возникновение печатных аналогов известных телевизионных передач. Например, журнала для активных туристов «Путешествие натуралиста» (известна телепередача на НТВ), где в равной степени представлены и познавательные и практические материалы.
В группах любительского и спортивного туризма выходит много специализированных изданий-«сателлитов», публикующих материалы о «тематическом» туризм в рамках своей концепции. Так, материалы о путешествиях и всемирно известных гонках и ралли публикуют такие журналы как «Катера и яхты», «Капитан клуб». Отдельную группу составили журналы о рыбной ловле и охоте: «Охота», «Охотник за трофеями», «Охота и рыбалка–XXI век». Среди изданий спортивного туризма этого периода известны «Горные лыжи / Ski» — отдых и спорт в горах, экипировка, уроки, «Спортивный туризм». Экстремальный туризм представлен в журналах, специализирующихся на тем экстремального спорта. Первое подобное российское издание — «Вертикальный мир», (изд. с 1996 г.). Интерес к активному отдыху обусловил выход таких изданий как «Экспедиция» (изд. с 2003 г.). В журнале «Все для спорта и отдыха» рассказы об экспедициях и путешествиях публиковались наряду с экспертной оценкой товаров.
В то же время, заметно общее усиление практической направленности многих изданий, особенно среди новых игроков рынка. Этот факт подтверждает возникновение целой группы «журналов-гидов», где все или почти все материалы носят практический характер, рассказывается о конкретных маршрутах, публикуются подробные и краткие путеводители, рекомендации специалистов «на каждый день».
Особую группу представляют бортовые журналы, так называемые «инфлайты», содержащие информацию, полезную в пути и на месте прибытия, являющиеся по сути тем же гидом. Показательно появление многих журналах юридических советов. Стирание четких граней принадлежности к той или иной типологической группе все больше наблюдается и в силу следования актуальным тенденциям на туристическом рынке. Растущая популярность активного времяпрепровождения в поездках (необычные экскурсии, модный экстрим, «престижные» виды спорта: дайвинг, горные лыжи и пр.) привела к тому, что издания рекреационного туризма активнее включают в контент статьи об экспедициях, приключениях, и особенно — спортивных развлечениях. С другой стороны, писк свободной ниши обусловил возникновение журналов «узкой специализации», например, посвященных путешествиям «за красотой и здоровьем» — косметологии, спа, медицинскому туризму.
Важное событие в группе журналов о путешествиях — поворот к внутреннему туризму. В 2003 г. вышел номер первого российского журнала о внутреннем и въездном туризме «Отдых в России». Помимо основной рекламной функции, цели журнала — зафиксировать благоприятную ситуацию на этом рынке, представить локальный туризм отдельным, особым видом отдыха путем информационной и коммуникативной нагрузки: читатели не только узнают об особенностях национального отдыха из красочных репортажей и обзоров, но и могут поделиться впечатлениями в специальной рубрике или найти попутчика через строчные объявления. Популяризациии въездного туризма способствуют издания на иностранных языках такие как Moscow today&tomorrow (изд. в Москве с 2000 г.). Развитие отдельных видов внутреннего и выездного туризма, в свою очередь, обусловило появление относительно большого количества «узкоспециализированных» журналов.ьКак правило, они относятся к группам любительского и спортивного туризма.
В 2000-е гг. на российском рынке прессы появляются и иностранные издания с целью популяризации всех видов туризма в одной отдельно взятой стране. Чешский журнал «Международные мосты» освещает вопросы от экономики туризма и профобразования до календаря событий в Праге.
В связи с улучшением материального благосостояния общества и повышением туристического интереса, появляются издания, которые дают практические советы для самостоятельных читателей-путешественников. Цель таких журналов заключается в подаче свежих идеи людям, которые активно путешествуют. Они рассказывают об интересных маршрутах, уникальных отелях, новых активных видах отдыха. При этом данные издания носят подчеркнуто нерекламный характер своих материалов: редакции отправляют журналистов на место событий за свой счет, что позволяет достичь объективности подачи материала. К таким изданиям относится, например, журнал «Афиша-Мир».
Из других изменений в сфере журналистики путешествий можно отметить создание СМИ на базе мультимедиа. Крупные журналы, как «Вокруг Света», в настоящее время стремятся создать не только интернет-версию своего издания, но сделать из него познавательный ресурс. У журнала «Вокруг Света» этот ресурс состоит из трех журналов, книжной серии, путеводителей, GPS-путеводителей, которые редакция планирует активно развивать, и IPad-путеводителей. Таким образом, многочисленная аудитория подразделяется на дискретные аудитории для разных типов изданий. Благодаря этому журнал «Вокруг Света» вышел за рамки научно-популярного издания и смог увеличить свои тиражи.
Трэвел-текст
Человеку в повседневной жизни часто не хватает переживаний, эмоций, поэтому в досуговое время люди различными способами стремятся утолить свой «эмоциональный голод». Развлечения определяются не только материальным положением, но и уровнем интеллектуального, духовного и физического развития конкретного индивида. Свободное время можно распланировать по-разному, это может быть посещение театра, музея или выставки, общение в социальных сетях, чтение художественной литературы или просмотр фильмов и телепередач, освоение экстремальных видов спорта и, конечно, путешествие.
Текст о путешествии — «трэвел-текст» — «такой тип текста СМИ, который появляется в результате совершенного автором путешествия и представляет иную страну в совокупности характерных признаков: географическое положение, природный мир, народ, язык, нравы, обычаи и традиции, история и культура, государственное устройство и общественно-политическая ситуация». Сноска Трэвел-текст (далее — ТТ) принято относить к журналистике сферы досуга, как предметно-практически (путешествие как отражаемая в ТТ социальная практика рассматривается в социологии в качестве досуговой деятельности: «…путешествия являются сферой свободной самореализации современного человека и свободного проявления личностных качеств в разных социальных средах»), так и функционально.
Т. Редькина выделяет несколько основных типов ТТ, так как тот основывается на характере самого путешествия, специфике периодического издания и коммуникативных намерениях автора текста:
- информационно-познавательный ТТ (журнал «Вокруг света»),
-информационно-популяризирующий ТТ (журнал «Всемирный следопыт»),
- информационно-рекламный ТТ (журнал «ТурНАВИГАТОР»).
С помощью ТТ, вне зависимости от его типа и целей автора, адресат получает определенную информацию о стране и приобретает новые знания, тем самым расширяя свою картину мира; таким образом реализуется просветительская функция ТТ. Для читателя, уже имеющего сложившееся собственное представление о стране, просветительская функция тоже реализуется, поскольку текст, безусловно, углубит и скорректирует это представление. Для адресата второго типа важно сравнить свои собственные впечатления и суждения о стране с теми, которые он находит в тексте, он воспринимает материал диалогически.
Итак, просветительская функция присуща всем типам ТТ, но наиболее ярко выражена в его информационно-познавательной разновидности. Означает ли это, что развлекательный потенциал такого текста невысок? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выделить и охарактеризовать средства реализации развлекательной функции в информационно-познавательном ТТ.
Рассказы о путешествиях-приключениях увлекают, а увлечение есть необходимое условие развлечения (доставляет удовольствие и заставляет сопереживать), поэтому трэвел-текст как литературную форму часто используют, чтобы достичь эффекта увлекательности в текстах познавательного характера, не связанных с путешествиями: «Сюжет путешествия, положенный в основу научно-популярного текста, является одним из важнейших инструментов, позволяющих сделать произведение по-настоящему занимательным».
В качестве основного средства реализации развлекательной функции в информационно-познавательном ТТ, таким образом, выступает его нарративность, т. е. повествовательность, данный текст излагает историю, в которой изображаются события. Событийность является основным признаком нарративной структуры. Оно представляет собой свойство, градуируемое по следующим критериям: релевантность изменения, непредсказуемость изменения, консекутивность изменения (вызываемые им последствия), необратимость изменения (невозможность аннулирования нового состояния), неповторяемость изменения. Поскольку в ТТ изменения происходят вне обыденной для автора-нарратора и его адресата реальности, а значит, по большей части являются нетривиальными, непредсказуемыми, событийность ТТ весьма занимательна, и чем она выше, тем больший интерес у адресата вызывает текст.
У путешественника-журналиста есть уникальная возможность, в отличие от путешественников-ученых, которые фиксируют каждый факт, выбирать и представлять читателю именно то, что привлекло их внимание и должно заинтересовать, удивить или позабавить читателя, т. е. прогнозируют определенный «перлокутивный эффект» (эффект от целенаправленного воздействия на чувства и мысли воспринимающих речь людей). Особенно наглядно запланированность перлокутивного эффекта проявляется в том случае, если автор не только изображает само событие, но и знакомит читателя со своими чувствами и размышлениями, вызванными данным событием.
Целям развлечения служит ярко выраженная этико-эстетическая оценка какого-либо объекта, ставшая результатом сильного чувства, переживания, вызванного данным объектом; Т. Редькина условно называет этот способ «поделиться впечатлением». В ТТ в качестве возбудителя эмоций выступает принципиально «непотребляемый» объект: достопримечательность, пейзаж, элемент флоры или фауны, человек во всем многообразии проявлений своей индивидуальности — таким объектом можно наслаждаться: созерцать, слышать, обонять его, но его невозможно присвоить: купить, съесть, выпить, надеть на себя (следует отметить, что в трэвел-текстах информационно-рекламного характера, наблюдается иная ситуация: в качестве источника удовольствия и положительных впечатлений о стране часто выступает возможность попробовать что-нибудь вкусное, купить что-нибудь красивое, получить необычную услугу, что отражает существование таких секторов индустрии туризма, как гастрономический (кулинарный) туризм, шоп-туризм, spa-туризм).
В ТТ страна в первую очередь интересна автору и читателю как место, где живут другие, не такие, как они, люди. Нельзя представить читателю полный образ страны, не познакомив его с отдельными ее жителями, которые становятся персонажами ТТ. Мастерство журналиста выражается в умении выбрать из всех людей, встреченных им за время путешествия, тех, знакомство с которыми доставит читателю удовольствие, поэтому персонажами ТТ становятся люди с живой душой, открытые; в таких людях воплощены лучшие черты национального характера.
При представлении персонажа в ТТ важны не только содержательное наполнение его речи, но и его речевая манера, которая должна импонировать читателю. В передаваемой речи отсутствуют бранные слова и другие проявления речевой пошлости, в то же время сохраняется индивидуальная речевая манера говорящего, и именно эта индивидуальность и связанный с ней эмоциональный фон заставляют читателя сопереживать человеку, которого он никогда не видел и, вероятно, не увидит. Персонаж помогает автору ТТ не только сообщить читателю некоторую информацию, но и сделать так, чтобы читатель эту информацию «пережил» и переживание принесло ему радость.
Итак, функция развлечения выражается в информационно-познавательном ТТ с помощью следующих средств: нарративной структуры; событийности, представления персонажей — носителей иной культуры; сообщения о чувствах и переживаниях автора, сообщения о необычных событиях и традициях. За этими способами просматриваются определенные стратегии развлечения ТТ: превратить в событие, вовлечь в событие, поделиться впечатлением, поразить воображение.
Очевидно, что информационно-познавательный ТТ не только интеллектуально, но и эмоционально развивает и обогащает адресата. Именно поэтому трэвел-журналистика занимает все больше места на страницах журналов и газет и все больше времени в сетке вещания телеканалов, а чтение трэвел-текстов, как и само путешествие, становится душеполезным развлечением наших дней.