Виды горнолыжного спорта
Скоростной спуск. Его по праву считают главным, самым зрелищным состязанием горнолыжников. Еще бы! На отдельных участках дистанции скорость спуска превосходит 130 км/ч, а полеты на лыжах превышают порой 40 - 50 м.
У зрителя, мимо которого в нескольких метрах проносится горнолыжник-болид, сопровождаемый неприятным гулом, буквально мурашки по коже бегут. Таков нынче спорт высшего уровня (рис. 6). На трассе скоростного спуска от горнолыжника в течение 2 — 3 мин борьбы требуется полная самоотдача.
Скоростной спуск испытывает на прочность лучшие технические достоинства горнолыжника, его мускулы, нервы, мужество, способность быстро и точно реагировать на непредвиденные препятствия, рельеф трассы и состояние снежного покрова. Спортсмен все время как бы идет на грани риска, переход через которую не только чреват проигрышем состязания, но и крайне опасен в случае падения. Борьбу на трассе он ведет в одиночку, не имея по ходу спуска никаких сведений о времени, скорости.
Трассы скоростного спуска протяженностью 3 — 4 км с перепадом высот между стартом и финишем 800 -- 1000 м проходят по естественному рельефу, включая широкие открытые склоны зоны альпийских лугов, довольно крутые спады-стены, выполаживания, горловины, виражи, коридоры в лесных массивах. Трассы проходят по гребням, буграм, лощинам и ямам. Однако ни бугры, ни спады не должны вынуждать даже техничных горнолыжников совершать длинные полеты на большой высоте, что чрезвычайно опасно на скорости.
Рис. 6 Стойка скоростного спуска
Коридор дистанции спуска маркируется маленькими треугольными флажками красного (слева) и зеленого (справа) цветов, выступающими на 30 - 50 см над снегом.
Главными ориентирами на трассе являются направляющие ворота из красных прямоугольных флагов (на соревнованиях женщин они чередуются с синими). Составленные попарно на сдвоенных древках-шестах, они образуют ворота шириной не менее 8 м, прохождение которых обязательно для участников соревнований. Направляющие ворота ставят прежде всего на виражах, в трудно просматриваемых зонах и на других сложных участках. Одно из важных назначений ворот - контролировать скорость путем образования виражей разной кривизны и протяженности. Выбор и постановка трасс скоростного спуска доверяется опытным специалистам, которые определяют безопасную среднюю скорость спуска на той или иной дистанции в зависимости от рельефа склонов, прокладываемого маршрута, состояния снега. В настоящее время известно немало трасс скоростного спуска, где средняя скорость уже перешла порог 110 км/ч.
Слалом. В соревнованиях по слалому (слалом - норвежское слово, означает след на снегу) участники преодолевают трассу с частыми последовательными поворотами, определяемыми расстановкой на склоне фигур и отдельных ворот. Состязания проводят по двум попыткам. Результаты прохождения двух разных трасс складывают. Протяженность трасс составляет от 400 до 600 м (на соревнованиях высокого уровня). Перепад высот между стартом и финишем у мужчин от 180 до 220 м, у женщин от 120 до 180 м. Около половины дистанции пролегает на склонах крутизной 20 — 27° и на более пологих участках, а четверть маршрута должна проходить по крутым склонам (30°).
Соревнования по слалому проводят на жестком леденистом снегу для создания одинаковых условий для всех участников. С этой целью организаторы используют специальный "снежный цемент", а также заранее поливают склоны водой для замораживания снега.
Слаломные ворота составляют из двух шестов (древков), возвышающихся над снегом на 1,8 м. Ворота маркируются красным и синим цветами попеременно (шесты и флажки) с нумерацией от старта к финишу. Ширина ворот 4 — 5м, расстояние между ними колеблется от 7 до 15 м. Исключение составляют лишь специальные слаломные фигуры "змейка" и "шпилька", в которых минимальное расстояние между ближайшими шестами 0,75 м.
Общее количество ворот на трассе у мужчин 55 - 75, у женщин 45 - 60.
Постановку трасс слалома доверяют наиболее опытным судьям-тренерам (обычно это бывшие спортсмены). При расположении слаломных фигур и ворот самым тщательным образом учитывают рельеф, то есть органично вписывают траекторию поворотов в рельеф склона. Спуск слаломиста должен быть плавным, как бы текучим, без резкой смены ритмики поворотов. Поэтому не следует ставить такие ворота, которые требуют резкого и сильного торможения. Не рекомендуется располагать сложные фигуры в начале и в конце трассы.
Хорошо поставленная трасса, протяженностью от 400 до 600 м, требует на ее преодоление времени, выраженного в секундах. Средняя скорость спуска слаломиста 30 -40 км/ч.
На трассе устанавливают горизонтальные, вертикальные и косые ворота. Ворота называют открытыми, если траектория захода в них из предыдущих ворот прямая, и закрытыми, если необходим заход по дуге (то есть если вход не виден из предыдущих ворот). Некоторые фигуры представлены на рис. 7. "Змейка" состоит из трех-четырех поставленных на одной линии друг за другом ворот. Иногда "змейки" располагают косо по склону. "Зеелос" - фигура из двух горизонтальных ворот, поставленных на одной оси, разделенных вертикальными воротами посередине. "Змейка Алле" ставится обычно на более крутых склонах и состоит из серии горизонтальных ворот, внутренние флаги которых очерчивают траекторию обычной "змейки". Прохождение такой "змейки" позволяет делать широкие тормозящие заходы. Эти фигуры названы в честь известных чемпионов 30-х годов.
"Шпилька" составляется из двух последовательных ворот, расположенных на одной линии на близком расстоянии друг от друга. Из-за большой центробежной силы, возникающей при преодолении "шпильки" в крутом повороте, слаломист сильно наклоняется внутрь поворота, иногда едва не касаясь бедрами склона. "Анфилада" - отлогая "змейка" с длинными дугами виражей, поставленная на пологом склоне.
Трасса слалома должна быть готова по меньшей мере за полтора часа до начала соревнований.
Участникам разрешают подниматься по трассе на лыжах для изучения маршрута. Однако им не дозволяется искаться по трассе или рядом, повторяя маршрут движения. Участников соревнований по слалому (как и по яростному спуску, слалому-гиганту) разбивают на
Рос. 7. Схема типичного расположения фигур на слаломной трассе: 1 - горизонтальные ворота: 2 - 'змейка Алле"; 3 вертикальные ворота: 4 - -змейка': 5 - -шпилька': 6 закрытая 'шпилька'; 7 - две фигуры - Зеелос"; В - косая 'шпилька"; 9 - анфилада
стартовые группы по 15 человек в соответствии с классификационными очками. Жеребьевку проводят отдельно в каждой из групп. Во второй попытке порядок старта определяют по занятым участниками местам в первой попытке за исключением, первых пяти мест, для которых порядок старта меняется на обратный: первым стартует спортсмен, показавший пятый результат в первой попытке вторым — показавший четвертый результат и так далее. Пятым принимает старт победитель первой попытки. Интервалы стартов устанавливают в зависимости от состояния трассы, погодных условий. Обычно ожидают финиша участника, прежде чем дать старт следующему конкуренту (хотя это и не обязательно).
Преодоление трассы состоит в последовательном прохождении ворот. Они считаются пройденными, если створ ворот, то есть плоскость между двумя шестами, пересекли
оба ботинка (не важно, в каком направлении). При этом разрешается сбивать шесты. Поскольку сбивание шеста-флага стало одним из важных элементов современной слаломной техники, получили распространение так называемые шарнирные шесты типа "ванька-встанька".
Слалом-гигант. В начале 50-х годов был узаконен еще один вид состязаний горнолыжников: слалом-гигант. В этом виде соревнований, больше чем в скоростном спуске и слаломе, проходят проверку такие важные технические качества горнолыжников, как точность и плавность скольжения, тактический расчет траектории сопряжения дуг поворотов, сила, мягкость и пластичность движений. Не зря высших титулов в этом виде добивались только самые выдающиеся мастера горных лыж.
По протяженности трассы слалома-гиганта достигают 1,5 км, а иногда и больше. Перепад высот между стартом и финишем не менее 400 м для мужчин и 300 м для женщин. Трассы прокладывают по склонам волнистого рельефа, разной крутизны, вписывая их в естественный горный рельеф. Количество ворот на маршруте обычно составляет 15 процентов перепада высот трассы. Ширина ворот от 4 до 8 м. Ставят ворота, как и в скоростном спуске, из четырех шестов, на каждой паре которых подвязывают флаги, красные и синие поочередно. На закрытых воротах их полотнища наполовину скручивают.
Соревнования проводят, как и в слаломе, по двум попыткам, обычно на двух разных трассах. Так же меняется во второй попытке порядок старта. Первую трассу устанавливают накануне соревнований. Вторая трасса должна быть готова не позже чем за час до старта.
В последние годы все чаще проводят соревнования по супергиганту — новому виду горнолыжного спорта. Упрощая, можно сказать, что его дистанция представляет собой нечто среднее между дистанциями слалома-гиганта и скоростного спуска. Длина трасс супергиганта достигает 2 км. и больше. Виражи на трассе более широкие, скорость спуска выше, чем в слаломе-гиганте, и достигает 70 - 80 км/ч.