Понятие делового туризма и инсентив-туризма. Специфика анимации для корпоративных мероприятий
Деловой туризм – это организация путешествий для представителей бизнеса, в которых решение профессиональных задач сочетается с отдыхом и развлечениями, организованными на высшем уровне. В современном зарубежном и отечественном туризме – это очень серьезная ниша бизнеса, опирающаяся на специфическую MICE–индустрию в виде высококлассных отелей, конгресс-центров, курортных комплексов, обладающих необходимыми конференц-возможностями и широким набором инфраструктурных элементов, которые обеспечивают организацию на высоком уровне деловых встреч, корпоративных мероприятий и корпоративного отдыха. Сюда же относятся и фирмы, специализирующиеся в подобной деятельности.
MICE-технологии –это специфическое поле деятельности бизнеса, обозначаемое с помощью аббревиатуры: M – Meetings (встречи), I - Incentives (стимулы, побуждения),
C - Congresses (конгрессы), E - Exhibitions (выставки).
Инсентив-туризм – это вид туризма, распространенный в крупных фирмах, которые с помощью интересных турпоездок поощряют своих сотрудников и одновременно проводят корпоративные мероприятия (совещания, конференции, выставки, конгрессы, коллективный корпоративный отдых, имеющий своею целью сплочение коллектива).
Корпоративные мероприятия имеют разную направленность и преследует разные цели: сплочение коллектива, коллективный отдых, доведение до членов коллектива, партнеров по бизнесу, представителей властных структур, СМИ, широкой общественности достижений организации, ее новых начинаний, ее философии, социально значимой деятельности и т. п. Подобного рода деятельность часто называют организацией корпоративных событий, или ивент-менеджментом (от английского слова event - событие). При этом под событием обычно понимают разнообразные корпоративные мероприятия (презентации, вечеринки, праздники, пиар-кампании, командообразующие тренинги – team-bilding), а также городские праздники, фестивали, карнавалы, конкурсы, свадьбы и т.п. Организаций событий занимаются специалисты, называемые ивент-менеджерами, или ивенторами.
У специалистов по анимационному сервису и ивент-менеджеров есть значимые пересечения областей их профессиональной деятельности. Ивент-менеджеры вторгаются в туризм, особенно в деловой, конгрессный, событийный туризм и инсентив-туризм, считая, что это касается, прежде всего, корпоративных клиентов, специфику которых они знают лучше всех. Специалисты по анимационному сервису вторгаются на поле корпоративной культуры, опираясь опять-таки на указанные выше ниши туризма, которые они считают, конечно же, «своими». Они рассматривают корпоративных клиентов, прежде всего, как туристов, а уж специфика туризма – это и есть основной «конек» специалистов по анимации в туризме. Кроме того, и те, и другие стремятся освоить организацию клубных мероприятий, всевозможных праздников – международных, государственных, народных, конфессиональных, региональных, локальных, семейных, а также конкурсов, ярмарок, фестивалей и т.п. И здесь они приходят в соприкосновение с деятельностью мастеров досуга и шоуменов.
Мастер досуга – это, как правило, ведущий развлекательных программ в клубах, на праздниках под открытым небом, конкурсах и т.п. Мастера досуга обычно имеют образование, полученное в училищах культуры, в университетах культуры и искусства или в актерских училищах и вузах. Часто ими становятся выходцы из самодеятельности, участники команд КВН и т.п. Преимущественно их деятельность проходит в условиях провинции. Шоумен – это ведущий развлекательных программ в ночных клубах, на корпоративных праздниках, массовых тусовках молодежи под открытым небом, в телевизионных проектах, конкурсах красоты и т.п.
Анимация в корпоративных мероприятиях требует креативной идеи и высокого уровня исполнения. Она может строиться в следующих направлениях.
1. Использование истории того дела, которым занимается организация, заказывающая корпоративное мероприятие. При этом история должна быть представлена в нестандартной, яркой форме (в виде мюзикла, щедрой театрализации, коллективной игры с непременным вовлечением в действие участников корпоративного мероприятия).
2. Проведение корпоративного мероприятия, стилизованного в том или ином историко-культурном ключе, причем очень желательно, чтобы выбор характера стилизации был каким-то способом привязан к специфике деятельности организации-заказчика.
3. Проведение корпоративного мероприятия как коллективной игры с острым, увлекательным сюжетом, основа которого достаточно хорошо известна всем участникам из литературы, кино или мифологии (древней или достаточно современной).
4. Корпоративное мероприятия может развиваться как «капустник», т.е. как веселое представление, основанное на реалиях жизни организации-заказчика, представленных в ироничном, пародийном ключе и при непременном активном участии членов организации-заказчика.