Характеристика природных зон Беларуси с точки зрения организации биологических туров
Территорию Беларуси следует отнести к лесной зоне. В простом понимании это значит, что подавляющее большинство ландшафтов в естественном состоянии должно быть покрыто лесом (за редким исключением). Обширные открытые пространства сельхозугодий есть не что иное, как результат хозяйственной деятельности человека, который постоянно вынужден затрачивать огромное количество энергии, чтобы противостоять зарастанию их лесом. Все знают, во что превращается поле, если его не обрабатывать длительное время. При создании туристического продукта биотуризма, особенно для туризма въездного, это означает, что первой ключевой экосистемой, ради которой опытные биотуристы готовы приехать в Беларусь, является ЛЕС. Открытые пространства не характерны для естественного облика природной зоны Беларуси и поэтому не являются козырем в продвижении нашего турпродукта на рынке биотуризма. Открытые пространства являются визитной карточкой, например, зоны степей Украины или саванн в Африке.
Второй ключевой экосистемой Беларуси, характерной именно для естественного облика нашей территории, являются разнотипные БОЛОТА.
Из всего многообразия белорусских ландшафтов для целей формирования турпродукта биологического туризма следует выделить две основные зоны – север (главным образом Витебская область) и юг (средняя Припять, восточные районы Брестской области).
Север Беларуси – Белорусское Поозерье – это зона южнотаежных лесов или хвойно-мелколиственных лесных комплексов. Сосновые боры и темнохвойные ельники здесь перемежаются со значительным количеством мелколиственных пород. Видовое разнообразие как животных, так и растений, а следовательно, и объекты наблюдений для биологических туристов на севере Беларуси отражают черты таежных лесов. Из болотных экосистем для Поозерья характерны в первую очередь обширные комплексы верховых сосновых болот, где зачастую образуются специфические грядово-мочажинные и грядово-озерные комплексы, лишенные древесной растительности, имеющие значительные сходства с зоной тундры, и как следствие, населенные рядом привлекательных для туристов видов. Несмотря на наличие тысяч озер и малых рек на севере Беларуси, для биологического туризма они не представляют существенной значимости в европейском масштабе и должны быть реализованы в турпродукте лишь как выгодное дополнение к основным экосистемам – таежным лесам и верховым болотам. Конкурентоспособный туристический продукт для территории северной Беларуси на европейском рынке должен быть основан на подготовке наблюдений следующих основных групп видов птиц: (1) группа дятлов – типичных обитателей лесных биотопов – с приоритетом трехпалого дятла как представителя темнохвойных лесов; (2) группа куриных птиц – глухарь, рябчик, тетерев, белая куропатка; (3) лесные виды сов – длиннохвостая неясыть, воробьиный сычик, мохноногий сыч, отчасти бородатая неясыть; (4) дневные хищные птицы – скопа, орлан-белохвост, беркут, малый подорлик; (5) кулики верховых болот – средний кроншнеп, золотистая ржанка, большой улит и другие; (6) целый ряд мелких воробьиных птиц – садовая камышевка, зеленая пеночка, малая мухоловка, хохлатая синица, ястребиная славка, дрозд-белобровик, желтоголовая трясогузка и другие. Следует учесть, что для отечественных начинающих биотуристов северная Беларусь может предоставить еще много интересных объектов для наблюдений.
Регион Полесья входит в зону сосново-широколиственных лесов. Пойменные дубравы и черноольшаники являются здесь наиболее уникальными типами леса. Для южных районов Беларуси визитной карточкой являются также обширные травяные низинные болота в широких поймах рек. Эти экосистемы наряду с заливными лугами поймы Припяти представляют наиболее привлекательные ландшафты для биологических туристов на юге Беларуси.
Среднее течение Припяти, Припятский национальный парк и окрестности Турова представляют собой центр биологического туризма на Полесье. Биотуристы приезжают сюда в первую очередь с целью наблюдения птиц, из которых важнейшее значение имеют группы куликов (мородунка, дупель, турухтан, большой веретенник и другие), дневных хищных птиц (большой подорлик, орлан-белохвост, змееяд и другие) и мелких воробьиных птиц (белая лазоревка, вертлявая камышевка, мухоловка-белошейка и другие).
Многие приоритетные виды птиц, привлекающие биотуристов в Беларусь, можно с успехом наблюдать на всей территории нашей страны (например, обыкновенная чечевица, речной и обыкновенный сверчки, белоспинный дятел).
Птицы составляют основу объектов биологического туризма на территории Беларуси в силу их большого многообразия и относительной легкости наблюдений большинства видов. Наблюдение млекопитающих представляет собой высший уровень сложности при организации биотуров. В первую очередь это связано с особенностями экологии этой группы животных. Не имея возможности улететь в случае появления опасности, как это могут сделать птицы, млекопитающие проявляют значительную осторожность, активно используя кроме органа зрения еще органы слуха и обоняния, что позволяет им заранее определить приближение потенциальной угрозы (например, группы туристов) и ускользнуть от наблюдателей. Именно поэтому наблюдение любого зверя в ходе биологического тура всегда приветствуется его участниками. Тем более сложно заранее гарантировать наблюдение млекопитающих при рекламировании турпродукта, поскольку это наблюдение должно состояться в сжатые сроки тура, что весьма непросто. Таким образом, биологический тур, предоставляющий значительную вероятность наблюдения млекопитающих в естественной среде обитания, однозначно свидетельствует о высокой квалификации принимающей стороны и значительно повышает свою конкурентоспособность на рынке.
Безусловно, доступность наблюдения различных видов млекопитающих также весьма различна. Север и юг Беларуси несколько отличаются по вероятности наблюдения отдельных видов зверей, хотя эти различия не так сильно выражены, как для птиц. Наиболее желанным наблюдением для всех туристов являются крупные хищники (медведь, волк, рысь), некоторые копытные (зубр, лось), ряд видов куньих (выдра, европейская норка) и грызунов (бобр, водяная полевка). При формировании высококачественного турпродукта для северной Беларуси в программу туров нужно стремиться включить наблюдение рыси (севернобелорусская популяция является частью обширной Балтийской популяции рыси; плотность рыси вдоль границы с Псковской областью России одна из наивысших по стране), медведя (Россонский, Городокский, Витебский районы и Березинский заповедник), лося (повсеместно). В южной половине Беларуси акцент следует делать на зубрах. В Припятском регионе также проще организовать качественные наблюдения бобра, выдры и даже волка.
Хочу отдельно отметить, что искусственно поддерживаемые плотные популяции копытных (дикий кабан, благородный олень, отчасти косуля) не представляют какой-либо значительной ценности для биологического туризма. Особенно стоит всячески избегать демонстрирования этих животных в вольерах, пусть даже и больших по площади. Такая практика однозначно свидетельствует о низкой квалификации принимающей стороны и говорит о затруднении в организации профессиональных наблюдений в дикой природе. Однозначно намного лучше попытаться увидеть животное в состоянии свободы, чем предлагать биологическим туристам наблюдение в вольерах. К этому следует приучать и отечественных начинающих биотуристов.
Кроме птиц и млекопитающих, биологических туристов интересуют растения, земноводные, рептилии, насекомые и другие группы организмов, составляющие неотъемлемую часть экосистем. Анализ уникальности видового состава этих групп для биологического туризма на территории Беларуси дело будущего. Как видим, гид биологического тура должен быть специалистом высокого класса и стремиться получить как можно больше практических и теоретических навыков в отношении всех групп организмов.