Тема 4.4. Особенности сервисной деятельности в области фитнеса
1. Основные задачи фитнес-центров.
Динамичное развитие российской экономики дает возможность появиться на рынке новым, активно развивающимся под влиянием времени индустриям. Так, в начале 90-х гг. XX в. в России появились первые фитнес-центры, предоставляющие потребителям физкультурно-оздоровительные услуги.
Фитнес-центры вошли в потребительские привычки целевой аудитории, а наука все еще не выработала определение этого понятия.
Слово "фитнес" в переводе с английского имеет двойное толкование: "пригодность" или "здоровье". Услуги фитнес-центров позволяют людям поддерживать хорошую физическую форму, сохранять работоспособность.
Основные задачи фитнеса:
— сбор информации и оценка физического состояния (диагностика);
— систематическое планирование физической активности (постановка цели);
— скоординированное воздействие на прочие сферы человеческой жизнедеятельности.
Следовательно, фундаментальное определение фитнеса, исходя из стратегических задач, следующее: фитнес — это сумма всех действий, в рамках приемлемых человеческим организмом физических нагрузок, направленных на создание, поддержание и укрепления здоровья для полноценного существования в обществе.
Для организации и проведения оздоровительной работы с населением необходимо создание фитнес-центров, которые являются опорными центрами здорового образа жизни.
Сегодня фитнес-центры доступны лишь потребителям с высоким и средним уровнем доходов. Этот факт обусловлен высокой стоимостью первоначальных инвестиций, высокими процентными ставками (стоимостью капитала) и неразвитостью индустрии в целом.
Сегодняшний этап развития фитнес-центров является начальным. По мере роста рынка, а также доходов населения и повышения уровня жизни фитнес-услуги станут услугами массового спроса.
Насколько быстро это произойдет, зависит не только от макроэкономических факторов, но и от успешного функционирования каждого отдельно взятого предприятия (фитнес-центра).
Фитнес-центр — это единый производственно-хозяйственный комплекс, относящийся к сектору малого и среднего бизнеса.
К основным задачам фитнес-центра относятся предоставление услуг, направленных на создание, поддержание и укрепление здоровья для полноценного существования в обществе, создание материально-производственной базы, планирование, организация и проведение массовых коммерческих спортивно-оздоровительных мероприятий, пропаганда здорового образа жизни.
Фитнес-центр в отличие от прочих предприятий фитнес-индустрии (бассейнов, тренажерных залов и т. д.) характеризуется предоставлением целого набора услуг, каждая из которых в отдельности является услугой фитнеса.
Ассортимент услуг, входящих в предлагаемый потребителю продукт, зависит от типа центра.
В структуру фитнес-центра могут входить: тренажерные залы (с кардио и механическим оборудованием), бассейн, различные направления аэробики (современный фитнес-центр имеет более 30 различных уроков), игровые виды спорта, такие как волейбол, баскетбол, мини-футбол, настольный и большой теннис, бадминтон, сауны, парные, массаж, косметология, парикмахерская, гидромассаж, раздевалки, парковка, услуги тренеров-инструкторов, площадки для сквоша и ракетбола, боксерский ринг, медицинские консультации и программы тестирования.
На сегодня процесс формирования рынка фитнес-услуг в России еще не закончился. Ряд спортивных клубов открыт в Москве, но среди них еще не определилась четкая сегментация, и они все предназначены для материально обеспеченных потребителей. В регионах, несмотря на все растущий спрос не только на спорт, но на фитнес как атрибут здорового образа жизни, рынок, по сути, еще даже и не начал формироваться.
В качестве примера рассмотрим и проанализируем опыт работы на российском рынке американских фирм "Голдс Джим" ("Gold"s Gym") — компании, внесенной в Книгу рекордов Гиннесса как самая крупная мировая сеть клубов, работающая по системе франчайзинга, "Планета Фитнес" ("Р1аnеt Fitness"), учредителями которой выступают компании 24 "Ноигз РИпезз" и "Pacific Fitness", известной самой большой сетью клубов на территории России, и шведской компании "Уорлд Класс" ("World С1аss") как самой первой, пришедшей на рынок России и открывшей несколько клубов.
Выбор этих фирм обоснован следующими причинами.
Во-первых, это лидеры российского рынка в области фитнеса с годовым оборотом более 10 млн долл. и с числом сотрудников более 100 чел. Все эти компании имеют типичную историю развития: от одного фитнес-клуба до сети.
Во-вторых, это активно развивающиеся компании, имеющие не одно, а несколько направлений деятельности. Начав с фитнес-центра, они поэтапно развивали вспомогательные направления деятельности, такие как франчайзинговые сети, консалтинг в области фитнеса, продажа спортивного профессионального оборудования, составление дизайн-проектов будущих центров и проч.
В-третьих, все эти компании построили такую систему стратегического администрирования собственной предпринимательской деятельности, что даже экономический и финансовый кризис августа 1998 г. не привел к их краху, хотя средний класс, только за счет которого может происходить широкое развитие фитнеса, практически перестал существовать.
В-четвертых, все перечисленные компании работают (позиционируют себя) в разных сегментах рынка, что, несомненно, дает возможность полного анализа рынка услуг фитнеса.
Все эти факторы повлияли на выбор данных фирм для анализа экономико-административных особенностей их предпринимательской деятельности.
По данному разделу нами проанализирована обширная информация, содержащаяся в работах в области маркетинга Ф. Катлера, Д. Энджела, Р. Блэкуэлла, П. Мимниарда, А. Томпсона, А. Стрикленда, Г. Чармэссона, X. Швальбе, а также использованы положения и выводы, содержащиеся в работах ведущих отечественных специалистов в области теории стратегического управления и теории управления физической культуры и спорта.