Использование цветных картинок
Предлагаемые предметные картинки используются как в индивидуальной работе, так и в работе с небольшими подгруппами. Они предназначены для проверки правильности произношения звуков у детей среднего и старшего дошкольного возраста и для обследования умения дифференцировать определенные группы звуков детьми старшего дошкольного возраста: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные. Подобные, наборы картинок воспитатель может использовать в работе со всей группой.
I. Серия картинок "Транспорт", "Игрушки", "Овощи", "Мебель" используются для проверки правильности произношения звуков: с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь, и др.
II. Серия картинок "Посуда", "Одежда", "Фрукты", "Обувь" используются для проверки умения дифференцировать свистящие и шипящие звуки, звуки л и р в произношении. Детям предлагают четко называть слова.
III. Серия картинок "Мебель", "Овощи", "Фрукты", "Одежда", "Посуда" используются для проверки умения детей дифференцировать звуки лир, свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие.
Таблица 1. Транспорт: грузовик, автобус, самолет, троллейбус, мотоцикл, велосипед
1. Предложите детям среди транспорта найти такой, в названии которого есть сначала звук с, потом - з и ц.
Таблица 2. Игрушки: жук, мяч, щенок, часы, ружье, машинка
2. Предложите детям среди игрушек найти сначала такие предметы, в названии которых есть звук ш, потом - ж, ч, щ.
Таблица 3. Мебель: трюмо, стол, стул, полка, кровать, сервант
3. Предложите детям среди предметов мебели и среди разных овощей перечислить сначала такие, в названии которых есть звук л, потом со звуком р, рь.
Таблица 4. Овощи: помидор, огурец, лук, морковь, редиска, свекла
4. Предложите детям в разделах "Овощи" и "Мебель" назвать сначала такие овощи и предметы мебели, в названии которых есть звук р или л; звуки р (помидор, морковь, кровать, сервант) и рь (огурец; трюмо).
Таблица 5. Фрукты: сливы, вишня, апельсин, груша, абрикосы, крыжовник
Таблица 6. Посуда: чашка, сахарница, ножи, блюдце, кувшин, кастрюля
Таблица 7. Одежда: шапка, носки, рубашка, костюм, чулки, косынка
Таблица 8. Обувь: сапоги, сандали, тапочки, калоши, туфли, ботинки
5. Предложите детям назвать предметы мебели, посуды, одежды, обуви и определить, с какого звука (звонкого, или глухого, твердого или мягкого) они начинаются. (Стол. - Какой первый звук в этом слове? - Ссс. - Звук с звонкий или глухой, твердый, или мягкий?)
Таблица 9. Звери: лев, тигр, волк, слон, рысь, лось
Таблица 10. Птицы: утка, чайка, голубь, аист, дятел, страус
Таблица 11. Звери: кенгуру, бегемот, носорог, крокодил, леопард, лисица
Таблица12: Птица: куры, галка, гуси, индюк, орел, сова
Таблица 13. Звери: зебра, олень, козел, жираф, кабан, медведь
6. Предложите детям среди животных (табл. 9, 11) найти сначала такие, в названии которых есть звук л (волк, слон, лось) и р (рысь, тигр); звук л (волк, слон, лось) и ль (лев); с (слон, носорог) и сь (рысь, лось, лисица).
Таблица 14. Птицы: павлин, снегирь, петух, скворец, щегол, журавль
IV. Серия картинок "Звери", "Птицы", "Четыре подружки", "Медвежья семья" используются для закрепления знаний о звуковой и слоговой структуре слова.
Таблица 15. Четыре подружки
Таблица 16. Медвежья семья