Работа по общеклассной слоговой таблице.
УРОКИ ЧТЕНИЯ
Класс Дата проведения ________
Урок 25.
Тема: Звуки [с], [с'], буквы С, с. Закрепление(с. 42,43)
Цели:
· закрепить знания об изученных гласных и согласных звуках и буквах; формировать умения «читать» слоги, слова, предложения с буквами а, у, и, ы, у и согласными н и с;
· развивать фонематический слух детей; расширять их словарный запас;
· воспитывать любознательность, дисциплинированность.
Оборудование:учебное пособие, звуковые схемы, картинки с изображением учеников «Лесной школы»: кот, кит, гуси; касса букв, лента букв, веер гласных, кораблики с н и с.
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие ребят)
Подготовка и организация рабочего места.
II. Повторение
Демонстрирую кораблик с буквой С на желтом парусе («Солнышко»). Дети загружают его словами — названиями предметов, начинающихся со звуков [с], [с'].
На корабле плывут люди (Сережа, Саша, Слава, Стасик, Степа, Света, Соня, Сима, Семен, а также столяр, садовник, сапожник, санитар, спортсмен); животные (собака, слон, свинья, суслик; сова, сорока, синица, сойка, соловей, снегирь, стриж, страус; сом, судак, сельдь; стрекоза, сверчок); посуда (самовар, стакан, сковорода); продукты (сахар, соль, сыр, сметана, сливки, сухари, сушки, сосиски) и т. д.
Игра «Капитаны». В порты проводятся кораблики с буквами С и Н («Солнышко», «Ночь»).
Чтение слогов по слоговой таблице.
Составление и чтение слов.
Из букв разрезной азбуки составляются слова: осы, оси, оса. Первое слово преобразуется во второе заменой слога. Объясняется значение слов.
На классном наборном полотне слоги со, сы, но. Дети читают один из слогов. Быстро подставляю к нему букву н или с, ребята «дочитывают» ее — получается слово: сон, сын, нос.
Физкультминутка «Буратино»
III. Сообщение темы и целей урока
IV. Закрепление изученного:
Чтение слов, напечатанных на доске со вспомогательными пометами:
со:н о-сы у-с:ни
сы:н о-си у-с:ну
— Все слово сразу прочитать трудно. Мы будем учиться читать с остановками. Горизонтальная черточка (долгая остановка) делит слово на слоги. Пунктирная линия (короткая остановка) показывает, что нет слияния согласного с гласным.
Сначала учащиеся читают слова медленно, четко выговаривая каждую единицу произношения, затем более плавно, по слогам.
Работа по букварю.
Прочитываются слова первого столбика по схеме КОТ. Затем дети читают слова во втором столбике, соотносят их со схемой. В третьем столбике находят слово, соответствующее имеющейся схеме (усну).
Составление рассказа по сюжетной картинке.Чтение текста.
Текст «Сон» прочитывается несколько раз (обращается внимание на восклицательные знаки). Работа над содержанием рассказа сочетается с рассматриванием иллюстрации: какой сон приснился медвежонку? (На него напали осы.) Почему медведь во сне принял снежные хлопья за ос? (Наверное, летом он разорил осиное гнездо и его ужалила оса.)
Составление рассказа по картинке (с включением сведений, полученных при чтении текста).
Физкультминутка «Паровоз»
V. Обобщение
Работа по общеклассной слоговой таблице.
♦ Чтение слогов-слияний. Прочитай все слоги с буквой с (н); прочитай слоги с буквой о (у, и, а, ы); прочитай слоги-слияния с мягкими согласными (ни, си);.
♦ Игра «С кочки на кочку». Следуя за указкой, передвигаемой учителем по таблице, ученики хором или цепочкой читают слоги.
♦ Чтение слов. Следуя за указкой, дети хором читают слова по единицам чтения: со:н, сы:н, но-сы, но-си, о-си, о-си-на.
♦ Игра «Закончим предложение». Говорю: «Папа сбрил...» и показываю слово на таблице. Ученики, прочитав слово про себя, произносят все предложение: «Папа сбрил усы» («У мамы два ... сына», «По дороге едут ... сани», «Шумят в лесу ... сосны»).
♦ Игра «Составь предложение сам». Ученики читают слово (усни, усну), составленное учителем на таблице, и придумывают с ним предложение.
♦ Игра «Кто это или что это?». Дети читают слово по таблице (про себя) и стараются наиболее точно передать его значение: это насекомые, они живут в дупле, собирают мед, но это не пчелы (осы); это то, чем мы дышим (нос).