ТО и ремонт автомобильного транспорта. Тема 1.3 «Устройство и основы теории электрооборудования»
Тема 1.3 «Устройство и основы теории электрооборудования»
Урок № 1.3.11. Тема: «Средства облегчения пуска»
При низких температурах пуск двигателя затруднен. Это обусловлено следующими факторами:
- ухудшением характеристики аккумуляторной батареи и соответственно стартера (см. рис. 1);
- увеличением момента сопротивления двигателя из-за повышения вязкости масла; невозможностью хорошо подогреть смесь (воздух в дизеле) из-за повышенной теплоотдачи нагревающейся при сжатии смеси (воздуха);
- плохой испаряемостью бензина, а следовательно, невозможностью образования качественной топливовоздушной смеси.
Для облегчения пуска применяют мероприятия с целью повысить характеристики электропусковой системы (аккумулятор- стартер), подогреть двигатель (масло, воздух) и принудительно поджечь смесь. Повышение характеристик электро-пусковой системы подразумевает повышение напряжения питания стартера. Для этого утепляют аккумуляторные батареи и производят их предпусковой подзаряд или применяют вспомогательные источники питания. Рис. 1. Характеристики стартера: I, II – характеристики соответственно при +25 и –25 ºС; М, N, n – соответственно момент, мощность и частота вращения вала стартера. |
Предпусковой подзаряд производят при температуре ниже – 10 °С током 0,9С20 в течение 10 мин.
Вспомогательные источники питания представляют тележки с дополнительными аккумуляторными батареями (агрегат Э536) или источники питания, работающие от трехфазной сети (агрегат Э307 или Э312), с трехфазным трансформатором и выпрямителем.
Средства подогрева применяют в основном для пуска дизелей, монтируя их на двигателе. Различают средства подогрева воздуха (электрофакельный подогреватель и свечи подогрева), средства воспламенения смеси (свечи накаливания), средства подогрева всего двигателя (предпусковые подогреватели).
Свечи накаливания устанавливают во впускном коллекторе или в камере сгорания так, чтобы на них не попадало топливо из форсунок.
Спираль свечи 2 (рис. 2) нагревает перемещающийся мимо него поток воздуха. Время нагрева свечи до пуска двигателя 30...60 с, потребляемый ток 40...50 А, температура нагрева элемента 900...1050 ºС. Когда двигатель начнет устойчиво работать, свечи должны быть отключены. Рис. 2. Свеча накаливания: 7 – корпус; 2 – спираль накаливания; 3 – кожух свечи |
Конструкция системы предпускового подогрева дизельного двигателя свечами накаливания представлена на рисунке 3. Управление (включение и выключение) свечей подогрева осуществляется ЭБУ на основании информации, полученнной от датчиков системы питания.
Рис. 3. Конструкция системы предпускового подогрева
Электрофакельные подогреватели устанавливают во впускном коллекторе дизелей литражом более 5 л. Нагревательный элемент (спираль накаливания) подогревателей включается до пуска, а электромагнитный клапан при пуске открывается и пропускает топливо к спирали. Попадая на раскаленную спираль, топливо горит, а проходящий в цилиндры холодный воздух нагревается, захватывает пламя и разносит по цилиндрам, обеспечивая подогрев камеры сгорания и воспламенение основной части топлива, впрыскиваемого форсунками.
После пуска двигателя подогреватель выключают. При этом клапан перекрывает подачу топлива к спирали.
Предпусковые подогреватели (например, ПЖД-30 для автомобилей КамАЗ) обеспечивают пуск двигателей при температуре ниже – 30 °С. Они состоят из форсунки, спирали накаливания для поджигания топлива, подаваемого форсункой, и вентилятора, обеспечивающего обдув поддона горячими газами. Одновременно подогревается жидкость системы охлаждения двигателя. Пусковые подогреватели работают на том же топливе, что и двигатель.
В настоящее время на автомобили КамАЗ устанавливаются двигатели фирмы Cummins на которых устанавливаются свечи подогрева.
Ссылка на видеоролик: https://www.youtube.com/watch?v=lJ6X48oiU1w
Д.З. Богатырев А.В. и др. Автомобили. Стр. 450.