Типы и общие характеристики.

Понятие об интегральных средовых системах.

Типы и общие характеристики.

1). Типология средовых систем классифицирует все разновидности среды по уровню организации и функциональной направленности. Она выглядит вполне универсально, но не охватывает некоторые принципиально важные типы средовых образований, где средовой подход организует целые сферы жизнедеятельности; эти сферы в равной мере пронизывают все слои общества, имеют значения для нормального функционирования всех форм производительного труда, так или иначе вычленяются, выделяются визуальной организацией из прочих форм среды.

1. - Первой интегральной средой является транспортная среда. В настоящее время транспорт является универсальной составляющей современного образа жизни. Она наиболее нейтральна любым идеологическим установкам, всеохватна и поэтому интересна для исследования. Цель, ради которой существует транспортная среда – это перемещение людей и грузов. Средовая реализация транспортных функций – задача сложная, так как основана на освоении двух существующих раздельно, но действующих взаимосвязано средовых пространств – «неподвижного» (дороги и окружение) и «движущегося» (начиная от экипажа и до самого современного средства передвижения). Возникающее при этом смысловое противопоставление категорий «движение» и «покой» является, таким образом, основой эстетического содержания всех форм архитектурно-дизайнерской организации транспортной среды.

2. - Военно-средовые структуры. Если транспортные средовые комплексы представляют собой своего рода всепроникающую функцию, то цели и задачи облика армейской среды ведут к максимальной изоляции (сегрегации, делению), выделению как бы самостоятельно существующей средовой организации. Таким образом, для военной среды характерны – а) иерархия (то есть подчинение «по вертикали»; б) совместное действие подразделений, находящихся на одной «горизонтали».

3. - Религиозно-средовые комплексы. Среда предназначена для религиозных (в том числе идеологических) целей, имеет в нашей жизни не меньшее распространение, чем армейская, но причины ее широкого внедрения в общественную сферу имеют совершенно другую природу. Человек не может жить без идеалов, без веры в свое предназначение, без осознания своей неразрывной связи с миром природы, без понимания своего места в мире. В разных трактовках все это дает человеку религия, вера, убеждения. Общество в процессе своего развития выделило для церковной деятельности специальную сферу, которая постоянно, профессионально и активно напоминает человеку о смысле его существования. Для реализации целей этой сферы сложилась широко разветвленная сеть средовых ячеек и комплексов, охватывающая своим влиянием почти все классы и слои общества.

4.- Медицинская среда. Здравоохранение в современном обществе уже давно не уступает по масштабам, включая финансовые потоки, той же религии, потребляя около десятой части общих расходов развитых стран. На эти средства содержится специальное жилье для больных (больничные госпитали, санатории и прочее), и для здоровых (поликлиники, амбулатории, аптеки), необходимые и тем, и другим фармацевтическая промышленность, школы и вузы для медицинских работников, свои штаты профессоров, докторов, медсестер, обслуживающего персонала и со своим особым классом населения, который нуждается в медицинской помощи – больные, инвалиды, люди, требующие профилактического и специального наблюдения. В облике объектов и систем медицинского назначения легко угадываются черты других интегральных видов среды – мощность оснащения оборудованием напоминает транспортную среду; иерархия и организованность смежных и внешних подразделений, свойственные армейской среде. Обязательное доведение средовых целей для каждого отдельного человека, как в религии.

2).--- Характеристика транспортной среды.

К ведущим материально-физическим компонентам среды относятся:

1. Городская и ландшафтная среда, у границ которых существуют, действуют и воспринимаются все остальные слагаемые транспортных систем.

2. Специально созданные пространственные приспособления – дороги, рельсовые пути, каналы, мосты, тоннели, путепроводы и другие инженерные сооружения, технически обеспечивающие движение наземных видов транспорта. К ним принадлежат также аэродромы, ангары, взлетно-посадочные полосы, причалы, молы, дебаркадеры (места для разгрузки и загрузки) и другие.

3. Различного рода экипажи: вагоны, автомобили, суда, самолеты, грузовые платформы, совершающие собственно передвижения людей и грузов.

4. Вокзалы, аэропорты, гостиницы, мотели и другие здания и сооружения, обслуживающие пассажиров и работников станций.

5. Специальное технологическое оборудование, обеспечивающее безопасность и эффективность перевозок: информационно-управленческие системы, визуальные коммуникации, контейнерное и складское хозяйство, и так далее.

Особую группу слагаемых транспортной среды составляют одежда и личные вещи, как работников транспорта, так и пассажиров – от униформы работников до чемоданов-рюкзаков пассажиров.

Произведения графического дизайна, начиная с билетов, проспектов, расписаний, заканчивая фирменным стилем, эмблемами, значками, знаками различия, монументально-декоративными произведениями, оформляющие средовые объекты разного уровня.

--- Характеристика военной среды:

Особенности, которые необходимо учитывать при проектировании армейских средовых систем:

1. Пространственная обособленность, вычлененность из общего течения жизни. Армия дислоцируется в специально построенных казармах, учебных и военных городах и лагерях. Военные большую часть времени посвящают решению двух задач:

- освоение воинского мастерства

- самообслуживание (питание, бытовые нужды)

2. Специализация средовых пространств. Это деление всего пространства на узко ориентированные зоны:

- жилую (казармы солдат, офицерские квартиры)

- учебную (учебные классы, мастерские, полигоны, плацы)

- общественного назначения (клубы, столовые, спортивные площадки, залы, библиотеки)

- командно-административная зона (органы управления)

3. Предельная аскетичность ограничения и самоограничения касается как оборудования и предметного наполнения, так и уровня комфорта и бытовых удобств. Все определяется уровнем необходимого.

4. Казенное содержание военнослужащих – обеспечение всем необходимы для жизни и работы, от обеспечения питания до военного инвентаря, воспитывает чувство ответственности и бережливости и опасность беззаботного отношения не к своему.

5. Проблема регламента и упорядоченности максимально визуализируется. Все реальные предметы и пространственные формы рациональны и нацелены на эффективное и моментальное выполнение конкретной задачи.

6. Самодостаточность общего средового комплекса, то есть максимально возможная независимость от гражданского общества, которая породнена с требованием самостоятельности действия армейских структур.

--- Религиозные особенности:

Независимо от конфессии (религии) все они имеют следующие особенности:

1. Принадлежат к объектам, где прагматические, утилитарные, бытовые задачи сведены к минимуму, а есть стремление к совершенству, причастности к силам, лежащим вне пределов разума.

2. Все сконструировано, как всесторонне продуманные и творчески осознанные комплексы, для создания которых привлечены все существующие в природе и искусстве средства выразительности, и где в одном ключе решены пространственные задачи, формы и декор оборудования, вечного наполнения, одеяния занятых в ритуальной службе, образные характеристики всех видов искусства, участвующих в формировании среды вплоть до музыки и песнопений.

3. Обладают масштабно-эмоциональной структурой, которая представляет собой двухполюсную систему: на одной стороне конкретный единичный потребитель, на другой – иррациональный, предельно обобщенный и возвышенный образ сверхсущности (бога).

Наши рекомендации