Стратегия грамотного письма
«Сиводня мы пагаварим о правельном напесании слов». Как вы поняли, что слова написаны с ошибками? Не кажется ли вам, что непривычный облик слов «режет глаз»?
Вы, очевидно, обращали внимание на то, что, когда люди думают и говорят, они двигают глазами. Наши глаза демонстрируют особенности памяти и процесса мышления, показывают, каким образом человек получает доступ к информации, закодированной в его мозге. Наблюдая за говорящим или думающим человеком, можно «по глазам прочитать», КАК люди думают. Заметьте, не «что», а «как». Верите ли вы, что это гораздо полезнее, чем знать, ЧТО он думает? Можно ли увидеть то, чего нет перед глазами? Помните, как Буратино закрыл глаза и увидел жареную курицу на тарелке? А потом тарелку с манной кашей пополам с малиновым вареньем? Открыл глаза – нет тарелки.
Приходилось ли вам видеть подростков, слушающих плеер? Их глаза направлены в одну точку, взгляд невидящий. О чём это говорит? О том, что в данный момент они одновременно слышат музыку и видят образы, да ещё двигаются в такт музыке. В гипнозе это состояние называется лёгким трансом. В таком же состоянии часто находятся пассажиры метро, продолжающие не законченный утром разговор. Одновременно они проговаривают свои реплики и слышат ответ воображаемого собеседника, видят картинку и испытывают приятные или неприятные ощущения.
Итак, если глаза направлены вверх и влево– сейчас человек видит внутренние образы. Не всегда он отдаёт себе в этом отчёт, но именно сейчас он находится в области зрительной памяти. Вспоминая образы прошлого, мы обычно взглядываем именно вверх и влево.
Взгляд вверх и вправо: конструирование зрительного образа, внутренней картинки. Как правило, там рождаются образы, которые человек раньше не видел.
Взгляд горизонтально налево или направо: слуховой канал. Если взгляд направлен горизонтально влево – это слуховая память. Здесь хранятся запомненные звуки (чьято речь, мелодия, ритмичные стихи). Взгляд, направленный горизонтально направо, означает слуховое конструирование. Обычно это конструирование речи или вслушивание в звуки с новым тембром, ритмом, высотой. Как, например, звучит в нетрадиционной оркестровке любимая мелодия?
Взгляд вниз налево означает состояние внутреннего диалога. В такие моменты человек комментирует и оценивает свой опыт.
Взгляд вниз вправо: чувства. В этот момент возникает доступ к чувствам.
Оказывается, грамотные люди пользуются схожими стратегиями. Назовем их стратегией грамотного письма. Наиболее успешная стратегия начинается в зрительном канале, в области зрительной памяти (вверху слева). Грамотно пишущий человек мгновенно представляет себе написание зрительно знакомого слова вверху слева, даже не осознавая этого. Для некоторых на воображаемом экране внутри возникает чёткое графическое изображение слова. Иногда печатными буквами – так проще. Человек, который сомневается или боится, редко пишет правильно. Его глаза бегают, включается внутренний диалог («Как же всётаки правильно? Кажется, не так. Опять будет двойка»), появляются неприятные ощущения (иногда до тошноты перед диктантом). Грамотный человек смотрит или прямо, или поднимает глаза вверх влево – там у него находится «шпаргалка». Тот, кто не уверен в написании, смотрит в сторону, вниз, слушает внутренний диалог. Волшебной шпаргалки у него нет. Единственное, откуда он может списать, – это тетрадь соседа.
А вот...