Йа! азаг-тот! йа! йогг-сотот! йа! ктулху!
МЕТАФИЗИКА
ЛАВКРАФТА
ПРЯДЬ ПЕРВАЯ
О ПРОВОДНИКЕ
Перед муггарибом открыт Путь, — не тот, уже известный дальний путь, а другой, уводящий из-под власти времени в иную Протяжённость Земли и ведущий к последней Пустоте за пределами всех земель, планет и вселенных.
Муггариб должен последовать за проводником — страшным Проводником, обитавшем на Земле миллионы лет, задолго до появления первых людей, животных и растений, когда по влажной, окутанной парами планете бродили смутные, забытые тени. Они воздвигли удивительные города на развалинах которых, в последствии, ползали первые млекопитающие. И весь мир боится этого призрака ещё с тех пор, когда Ломар поднялся со дна моря, а Дети Огненного Тумана явились на Землю, чтобы научить людей древнейшему закону.
Горе ждёт тех, кто осмелится заглянуть за Завесу и выбрать Его в Провожатые. Благоразумие должно остановить их. Ушедшим вслед за Ним не суждено вернуться, ибо в бескрайних просторах витают Призраки Тьмы, порабощающие дух. Мерзостный ночной Страж попирает Извечный Знак.
Даже твари, что стерегут тайные Врата у всех погребальниц и питаются «злаками могил» — ничто в сравнении с Ним, охраняющим Путь. Он способен стремительно пронестись по всем мирам и швырнуть любого в Бездну, где того поглотят Безымянные Силы. Ибо Он — Проводник и Страж Врат, Умр ат-Тавил, древнейший на свете, и Его Имя дословно означает — «продолжатель жизни».
Он подобен огромной фигуре, закутанной в тогу и стоящей на восьмиугольном пьедестале. И у Него нет глаз, ибо смотрит на мир иным способом. Он обращается к разуму без слов, и ты поступай также. Обращайся же к Нему в высшей степени почтительно.
Умр ат-Тавил окружён Древнейшими, такими же бесформенными, как и Он. Его песня — это Врата, при помощи которых Древнейшие уходят в Другие Сферы. Муггариб должен знать это и пройти сквозь Врата, если Проводник ему позволит. И тогда сущность муггариба распадётся и смешается с бытием, ибо Бытие воплощает Всё-в-Одном.
В древности жрецы тайных культов называли Его Йогг-Сототом и шёпотом передавали Его Имя из уст в уста. А похожим на крабов жителям Юггота он был известен как Находящийся-за-Краем. Его летучих вестников со спиралевидными мозгами узнают по непереводимому Знаку.
ПРЯДЬ ВТОРАЯ
О СУЩНОСТИ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА
Достойный человек стоит по ту сторону Добра и Зла. Достойный человек постиг Всё-в-Одном. Достойный человек знает, что иллюзия — это действительная Реальность, а плоть — величайший Обманщик. И о Времени здесь будет сказано следующее. Время не движется, а стоит на месте. Только кажется, что оно течёт и приводит к переменам. Настоящее не сменяет прошлое, а будущее — настоящее. Лишь череда событий заставляет думать трёхмерный разум о ходе времени. В действительности всё, что было, есть и будет — существует одновременно.
Знай также, о Достойный, что любая форма в пространстве образуется при пересечении той или иной фигуры с большим количеством измерений. Квадрат — это результат сечения куба, а круг — сечения сферы. Трёхмерный куб и сфера возникают при сечении фигур четвёртых измерений, что люди лишь иногда видят во сне. Четырёхмерные формы образуются при сечении пятимерных и так далее, вплоть до головокружительной глубины прообразов.
Мир людей и мир людских Богов — лишь малая грань ничтожно малого явления — трёхмерного мира. К нему ведут Первые Врата, где Умр ат-Тавил навевает сны Властителям Древности.
ПРЯДЬ ТРЕТЬЯ
ОГНЕННЫЙ ХРАМ
Огненный Храм находится возле Первых Врат Сновидения. Погрузись в поверхностный сон и пройди по сумрачному тоннелю вниз 70 ступеней до дверей Храма. Храм Огня расположен в огромной подземной пещере, свод которой поддерживают огненные колонны. Там восседают бородатые, венценосные жрецы Огня: Нашта и Каман-Та.
У жрецов Огня можно спрашивать Совета и Благословения. Они благосклонны. За Огненным Храмом следуют 700 ступеней вниз, по тому же сумрачному тоннелю, к Вратам Глубокого Сна. За ними начинается Мир Сновидений.
ПРЯДЬ ЧЕТВЕРТАЯ
ЗЕМНЫЕ БОГИ
В незапамятные времена Земные Боги и впрямь были единственными Детьми Земли. Теперь же они лишь немощно владычествуют над миром Снов, не имея более нигде власти. Они способны внять молитве, коли находятся в хорошем расположении Духа. Но, хотя Земных Богов и может превзойти мудрый смертный, они находятся под покровительством Иных Богов из Внешнего Мира, о Которых лучше вовсе не говорить. Поэтому лучше не быть назойливым и тревожить Земных Богов лишь смиренными молитвами, дабы те не пожаловались Иным.
Очевидно лишь то, что Земных Богов можно узреть на высоких горных пиках, нежели в долинах, ибо на этих вершинах, когда Луна высоко, а тяжелые облака клубятся внизу, Они пускаются в свой ностальгический танец.
В древности самые молодые из Земных Богов вступали в плотские связи с дочерьми человеческими, у которых рождались дети, несущие в себе Их кровь и имеющие сходные с Ними черты. На скалистом склоне горы Нгранек, что находится на острове Ориаб в Южном море, выбит гигантский Лик. И это то самое изображение, которое Земные Боги однажды сделали по Своему Подобию в те дни, когда плясали на той горе при свете Луны.
Черты этого Лика на склоне весьма странны и всякий без труда их запомнит, а потом узнает в тех, кто несёт в себе печать принадлежности к Роду Богов.
Призрачная стена Нгранека вонзается в небо голым чудовищным утёсом, который точно призрак, объят морозом, льдами и вечными снегами, покрытый, устрашающими разломами.
Местами встречаются застывшие лавовые потоки и горы вулканического шлака на скальных откосах и уступах. Давным-давно, ещё прежде, чем Боги Земли исполнили Свой первый танец на этой горе, здесь бушевал огонь и грохотали потаенные громы.
А теперь этот пик высится молчаливо и грозно, тая на своем склоне Титанический Лик, о котором сложены легенды. В этой горе есть множество пещер, где обитает Тьма и Ночные Призраки.
ПРЯДЬ ПЯТАЯ
ОБ ИНЫХ БОГАХ
Несказанный ужас невыразимо бормочет что-то из-за пределов стройного Космоса, — оттуда, куда не достигают наши сны; тот последний бесформенный кошмар в средоточии Хаоса, который богомерзко клубится и бурлит в самом центре бесконечности — безграничный Султан демонов Азаг-Тот, Имя Которого не осмелятся произнести ничьи губы. Он Тот, Кто жадно жуёт в непостижимых черных покоях вне времени, под глухую, сводящую с ума, жуткую дробь барабанов и тихие, монотонные всхлипы проклятых флейт, под чей мерзкий грохот и проклятое дудение медленно, неуклюже и причудливо пляшут гигантские Абсолютные Боги, Чей дух и Посланник — ползучий хаос Ньярлатхотеп.
Известно также, что у Иных Богов есть множество клевретов, посланных в гущу людей; и все эти клевреты, имея вполне или не вполне человеческий облик, ревностно творят волю своих Хозяев в обмен на благодеяния их ужасного Духа и Посланника Ньярлатхотепа.
ПРЯДЬ ШЕСТАЯ
О ЛИЧИНКАХ ИНЫХ БОГОВ
Между мирами, в межзвёздном пространстве живут бесформенные черные твари, которые носятся, кружатся и пляшут в эфире, усмешкой и хохотом встречая редких в их краях путешественников и стараются дотронуться до них своими скользкими лапами, если пролетающий мимо предмет возбудил их любопытство. Это безымянные личинки Иных Богов и, подобно Последним, они безглазы, безумны и томимы величайшей жаждой и голодом.
ПРЯДЬ СЕДЬМАЯ
ПРИТЧА О БОГАХ ЗЕМЛИ
На самой высокой из земных гор живут Боги Земли, чтобы ни один человек не смог сказать, что видел Их. Когда-то они жили на более низких вершинах, но с тех пор как люди, обитавшие на равнинах, стали лазать по снежным горам, Им приходилось перебираться всё выше и выше, пока в их распоряжении не осталась всего одна гора. Уходя с прежних вершин, Боги тщательно следили, чтобы унести с Собой все приметы своего пребывания, и только однажды, говорят, Они не стёрли высеченный Лик с горы, которую Они называют Нгранек.
Итак, Они поселились на неведомой никому Кадафи в ледяной пустыне, куда пока не добирался ни один человек, и стали ещё более суровыми, ибо в случае прихода человека — бежать Им было некуда. Боги стали суровыми и если они когда-то смирялись с напористостью людей, то теперь запрещали им приходить, а коли они приходили, то запрещали им уходить.
Счастье людей, что они не знают о Кадафи в ледяной пустыне, иначе они бы непременно отправились покорять его.
Время от времени Боги, соскучившись по Своим прежним горам, навещают их в безветренные ночи и тихонько плачут, пытаясь поиграть на их склонах, как играли когда-то.
Люди видят слёзы Богов на Белоснежной Вершине Тураи, но принимают их за дождь и они слышат печальные вздохи Их, думая что это ночные ветры. И люди видят путешествующих Богов, принимая их корабли за клубящиеся тучи, но мудрые пастухи знают предания, которые удерживают их вдалеке от высоких гор в туманные ночи, ибо в наши времена Боги не такие снисходительные, как прежде.
ПРЯДЬ ВОСЬМАЯ
О КОЛОДЦАХ БЕЗДНЫ
Ещё известно о Колодцах Бездны, кои являются Проходами в туманные миры Древнейших. Опознать их весьма просто, ибо заглянув в такое отверстие — не увидишь в нём дна, а лишь одну клубящуюся Бездну. Обычный человек может найти эти Колодцы лишь на границе своего Мира Сновидений, муггариб же знает об их расположении в физическом мире, где для обычных людей они невидимы.
Найдя подобный колодец, нужно прыгнуть в него без боязни и, после головокружительного падения, обнаружить себя в одном из Чуждых Миров.
И есть такие отверстия в земной коре, о которых ныне людям ничего не известно, а в них — великие неизведанные миры непознанной жизни: залитый голубым светом К'н-ян; пронзительно-красный Йотх; и черный, лишенный света Н'кай. Именно из Н'кая явился на Землю ужасающий Цатоггуа.
ПРЯДЬ ДЕСЯТАЯ
О ПОТОМКАХ ВЕЛИКИХ ДРЕВНИХ
И о Потомках Великих Древних сказано также следующее. По Их запаху может человек узнать, что Они рядом. Но как Они выглядят, человек знать не может — кроме как по облику тех, кого Они произвели на Свет среди человечества, а таких великое множество и они отличаются от истинного вида человеческого в сторону тех форм, которыми являются Сами.
Они бродят невидимые и отвратительные в пустынных местах, где произнесены были Слова и исполнены Обряды в урочное для Них Время. Ветер невнятно доносит Их Голоса и земля бормочет то, что идёт из Их сознания. В ледяной пустыне юга и на затопленных островах океана есть камни, несущие на себе Их печать, но кто видел превратившийся в лёд город и неприступную башню, давно увитую ракушками и водорослями?
ПРЯДЬ ДЕСЯТАЯ
О ВЛАДЫКЕ ИЗНАЧАЛЬНОГО
О самых дальних пределах Космоса, где не существует Формы, там разноцветные клубящиеся газы хранят тайны мироздания. И там, в этих пространствах, фиолетовый газ С'ньяк может поведать древние тайны о Древних Богах, ибо Он старше Их.
Настало время принести свои Дары Ему, Тому Кто из Бездны, Азаг-Тоту, Одному из Тех, Кому Ты учил нас поклоняться; Тому, Кому Й'ююгготх — младший сын, катящийся в одиночестве в черном эфире у края Бездны. Из Колодцев Ночи в Бездны Космоса вечно вознесутся хвалы Великому Ктулху, Цатоггуа и Тому, Чьё Имя не может быть названо. Вечны хвалы Им и пожелания изобилия Черному Козерогу Лесов. Настало Их Время!
Йа! Азаг-Тот! Йа! Йогг-Сотот! Йа! Ктулху!