Управляемость характеризуется двумя свойствами судна - устойчивостью на курсе и поворотливостью.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1.
ТЕМА:Классификация маневренных характеристик судна.
Расчёт переходных коэффициентов из экспериментальных
данных для использования в курсовой работе.
Учебная цель: -Закрепление теоретических знаний по управлению
движением судна по лини его пути.
- Получение практических навыков по расчёту
маневренных характеристик судна.
Объем в часах:2 часа
Методические указания по выполнению работы.
1. Основные понятия и определения.
Для описания поведения судна, как объекта управления, используют совокупность параметров, которые позволяют судить о физических процессах, происходящих при изменении режима его движения и называются маневренными характеристиками. Их подразделяют на две основные группы: инерционно-тормозные и управляемости.
Инерционно-тормозными характеристиками называетсяспособность судна изменять скорость своего движения во времени под совместным воздействием силы упора движителя и силы сопротивления воды при различных начальных условиях.
В соответствии с приведенной ниже классификацией к инерционно-тормозным характеристикам относятся: разгон; подтормаживание; пассивное торможение и активное торможение.
Управляемостью называетсякачество судна, позволяющее двигаться по заданной траектории или менять направление движения в соответствии с воздействием средства управления (руль, поворотная насадка и др.).
Управляемость характеризуется двумя свойствами судна - устойчивостью на курсе и поворотливостью.
Устойчивостью на курсе называется способность судна сохранять заданное направление прямолинейного движения. Различают два вида устойчивости: собственную (теоретическую) и эксплуатационную.
Собственная (теоретическая) устойчивость -это способность судна удерживаться на постоянном курсе без воздействия рулевого устройства, т.е. судно, получившее угловую скорость от какого-либо возмущения, постепенно приходит в прямолинейное движение без помощи рулевого устройства. Практически все торговые суда не обладают собственной устойчивостью.
Эксплуатационная устойчивость -это способность судна сохранять заданное направление движения с помощью перекладок руля.
Поворотливостью называется способность судна изменять направление движения и двигаться по траектории заданной кривизны.
Классификация маневренных характеристик приведена на рисунке 1.
2. Порядок выполнения расчётов.
Основным методом определения маневренных характеристик судна являются натурные наблюдения на вновь построенных судах.
Курсанты и слушатели для выполнения расчётов по определению маневренных характеристик заданных судов используют экспериментально- расчётный метод, в котором используют данные натурных наблюдений (экспериментов), выполненных кафедрой «Управление судном» ОНМА и Методические указания по выполнению курсовой работы на тему «Определение маневренных характеристик судна», разработанных ОНМА.
Первым этапом этих расчётов является нахождение переходных коэффициентов из имеемых в задании результатов экспериментов. Порядок выполнения расчётов следующий.