Управляемость характеризуется двумя свойствами судна - устойчивостью на курсе и поворотливостью.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1.

ТЕМА:Классификация маневренных характеристик судна.

Расчёт переходных коэффициентов из экспериментальных

данных для использования в курсовой работе.

Учебная цель: -Закрепление теоретических знаний по управлению

движением судна по лини его пути.

- Получение практических навыков по расчёту

маневренных характеристик судна.

Объем в часах:2 часа

Методические указания по выполнению работы.

1. Основные понятия и определения.

Для описания поведения судна, как объекта управления, используют совокупность параметров, которые позволяют судить о физических процессах, происходящих при изменении режима его движения и называются маневренными характеристиками. Их подразделяют на две основные группы: инерционно-тормозные и управляемости.

Инерционно-тормозными характеристиками называетсяспособность судна изменять скорость своего движения во времени под совместным воздействием силы упора движителя и силы сопротивления воды при различных начальных условиях.

В соответствии с приведенной ниже классификацией к инерционно-тормозным характеристикам относятся: разгон; подтормаживание; пассивное торможение и активное торможение.

Управляемостью называетсякачество судна, позволяющее двигаться по заданной траектории или менять направление движения в соответствии с воздействием средства управления (руль, поворотная насадка и др.).

Управляемость характеризуется двумя свойствами судна - устойчивостью на курсе и поворотливостью.

Устойчивостью на курсе называется способность судна сохранять заданное направление прямолинейного движения. Различают два вида устойчивости: собственную (теоретическую) и эксплуатационную.

Собственная (теоретическая) устойчивость -это способность судна удерживаться на постоянном курсе без воздействия рулевого устройства, т.е. судно, получившее угловую скорость от какого-либо возмущения, постепенно приходит в прямолинейное движение без помощи рулевого устройства. Практически все торговые суда не обладают собственной устойчивостью.

Эксплуатационная устойчивость -это способность судна сохранять заданное направление движения с помощью перекладок руля.

Поворотливостью называется способность судна изменять направление движения и двигаться по траектории заданной кривизны.

Классификация маневренных характеристик приведена на рисунке 1.

Управляемость характеризуется двумя свойствами судна - устойчивостью на курсе и поворотливостью. - student2.ru

2. Порядок выполнения расчётов.

Основным методом определения маневренных характеристик судна являются натурные наблюдения на вновь построенных судах.

Курсанты и слушатели для выполнения расчётов по определению маневренных характеристик заданных судов используют экспериментально- расчётный метод, в котором используют данные натурных наблюдений (экспериментов), выполненных кафедрой «Управление судном» ОНМА и Методические указания по выполнению курсовой работы на тему «Определение маневренных характеристик судна», разработанных ОНМА.

Первым этапом этих расчётов является нахождение переходных коэффициентов из имеемых в задании результатов экспериментов. Порядок выполнения расчётов следующий.

Наши рекомендации