Механизмы управления могоциклом
К механизмам управления мотоциклом (фиг. 2) относятся : ключ зажигания и центральный переключатель 1. Они расположены в фаре и бывают в следующих положениях:
1. Ключ вынут, центральный переключатель в среднем положении — все приборы выключены (стоянка днем).
2. Ключ вынут, центральный переключатель повернут влево — горят малая лампа фары, задний фонарь и фонари коляски (стоянка в пути ночью).
3. Ключ вставлен до отказа, центральный переключатель в среднем положении — включено зажигание, при нажатии на кнопку работает сигнал (езда днем).
Примечание: При неработающем двигателе и вставленном до отказа ключе контрольная лампа 2 горит; после заводки двигателя контрольная лампа гаснет.
4. Ключ вставлен до отказа, центральный переключатель повернут влево — включено зажигание, горят малая лампа фары, задний фонарь и фонари коляски; при нажатии на кнопку работает сигнал (езда ночью по хорошо освещенным улицам).
5. Ключ вставлен до отказа, центральный переключатель повернут влево — включено зажигание, горят большая лампа фары, задний фонарь и фонари коляски: при нажатии на кнопку работает сигнал. Переключателем (на руле) включается дальний или ближний свет (езда ночью по плохо освещенным улицам и за городом).
Педаль пускового механизма расположена с левой стороны машины. Запуск двигателя производится нажатием на педаль. Педаль возвращается в исходное положение автоматически под действием пружины.
Рычаг управления сцеплением расположен на левой стороне руля. При нажатии на рычаг сцепление выключается и коленчатый вал двигателя отъединяется от первичного вала коробки передач. Сцеплением следует пользоваться при переключении передач и при трогании с места.
Вращающаяся рукоятка управления дроссельными золотниками 5 (ручка газа)
Фиг. 2 Механизмы управления
1—центральный переключатель, 2—контрольная лампа, 3—педаль пускового механизма,4—рычаг управления сцеплением, 5—рукоятка управления дроссельными золотниками, 6 — рычаг ножного переключения передач, 7 — рычаг ручного переключения передач, 8—педаль ножного тормоза, 9—рычаг ручного тормоза, 10—манетка опережения зажигания, 11—рычажок переключателя дальнего и ближнего света, 12—кнопка сигнала, 13—рулевой амортизатор, 14—спидометр,
расположена на правой стороне руля. При повороте ручки на себя дроссельные золотники поднимаются, а при повороте от себя —опускаются. Ход золотников нового не обкатанного мотоцикла ограничен упорами. Ни в коем случае не следует стараться преодолевать сопротивление ограничителей, так как это может вызвать поломку.
Рычаг ножного переключения передач б расположен под левой ногой водителя и представляет собой двуплечий рычаг с двумя педалями. Нажатием на переднюю или заднюю педаль рычага включается соответствующая передача. После каждого нажатия педаль автоматически возвращается в исходное положение.
При включении первой передачи нажать на переднюю педаль рычага (фиг 3). При включении второй передачи нажать на заднюю педаль. При включении третьей передачи нажать еще раз на заднюю педаль и при включении четвертой передачи нажать третий раз на заднюю педаль.
Фиг. 3 Включение передач
Холостой ход (нейтральное положение) находится между первой и второй передачами. Поэтому, для переключения с первой передачи в нейтральное положение следует переместить заднюю педаль рычага на 1/2 хода вниз, а при переключении со второй передачи — переместить переднюю педаль также на 1/2 хода вниз. Однако нейтральное положение удобнее находить, пользуясь ручным рычагом 7 (фиг. 2).
Рычаг ручного переключения передач расположен с правой стороны коробки перемены передач. Он служит для быстрого определения нейтрального положения (рычаг при этом немного наклонен назад).
Педаль ножного тормоза 8 расположена под носком правой ноги водителя. Нажатием на педаль приводится в действие тормоз заднего колеса. Ножным тормозом можно пользоваться независимо от ручного.
Рычаг ручного тормоза 9 находится на правой стороне руля. Нажатием на рычаг приводится в действие тормоз переднего колеса. Пользоваться ручным тормозом следует совместно с ножным.
Манетка опережения зажигания 10 расположена на левой стороне руля. При перемещении рычажка манетки на себя подвижная площадка прерывателя проворачивается в сторону вращения кулачка. Это положение соответствует моменту позднего зажигания. При перемещении рычажка манетки от себя подвижная площадка прерывателя проворачивается в сторону, обратную направлению вращения кулачка. Это положение соответствует моменту раннего зажигания.
Положение манетки должно соответствовать режиму работы двигателя. Во время запуска при малых оборотах, а также при перегрузке, когда двигатель начинает стучать, рычажок манетки следует ставить в положение позднего зажигания. При увеличении числа оборотов, угол опережения зажигания необходимо увеличивать.
Рычажок переключателя дальнего и ближнего света 11 расположен на левой стороне руля. При езде с включенной большой лампой фары (центральный переключатель повернуть вправо) ее дальний или ближний свет включается перемещением рычажка из одного крайнего положения в другое.
Кнопка сигнала 12 расположена с левой стороны руля на корпусе манетки опережения зажигания. Рулевой амортизатор 13 предназначен для смягчения боковых ударов колеса и сохранения заданного направления при движении в различных дорожных условиях. По мере затяжки амортизатора самопроизвольные повороты вилки устраняются и управление мотоциклом облегчается. При езде с высокой скоростью или по плохим дорогам барашек амортизатора следует затягивать, а при медленной езде — отпускать.
Спидометр 14 вмонтирован в фару, имеет счетчик общего пробега мотоцикла и указатель скорости. При включенных лампах фары циферблат спидометра освещается.