Условия проведения испытаний
5.1.1 Испытания проводят при температуре окружающего воздуха от 0 °С до 35 °С и давлении
атмосферного воздуха от 92 до 105 кПа.
5.1.2 Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ,
не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной.
Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе
5.2.1 Для измерения k и N следует применять дымомер, соответствующий требованиям приложения И к ГОСТ Р 41.24.
5.2.2 Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять термометр с диапазоном 0—100 °С и погрешностью измерений не более ± 2,5 % верхнего предела измерений.
5.2.3 Для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя следует применять тахометр
с диапазоном 0—6000 мин~1 и погрешностью измерений не более ± 2,5 % верхнего предела измерений.
5.2.4 Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены в установленном
порядке и иметь действующие свидетельства о поверке.
5.2.5 Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру
дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и
подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения К
к ГОСТ Р 41.24.
Подготовка к измерениям
5.3.1 Устанавливают датчики температуры масла, охлаждающей жидкости и частоты вращения.
ГОСТ Р 52160—2003
5.3.2 Для определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель
запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных предприятием-изготовителем, но не ниже 60 °С.
Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений должна быть не более 5 мин.
5.3.3 Измеряют значения nmin и птах, которые должны быть в пределах, установленных предприятием-изготовителем.
5.3.4 Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводят в следую
щей последовательности:
- заглушают двигатель (при его работе);
- затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой;
- устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов (для автобусов категории М3
и грузовых автомобилей категорий N2, N3);
- устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер;
- запускают двигатель;
- устанавливают рычаг переключения передач (избиратель передач для автомобилей с автоматической коробкой передач — селектор) в нейтральное положение и включают сцепление.
Примечание — При измерении дымности в помещении необходимо обеспечить вентиляцию этого помещения.
Измерение дымности
5.4.1 Измерение дымности в режиме свободного ускорения проводят в следующей последовательности:
- при работе двигателя в режиме холостого хода на nmin равномерно перемещают педаль за
0,5 — 1,0 с до упора. Держат педаль в этом положении 2—3 с. Отпускают педаль и через 8—10 с
приступают к выполнению следующего цикла;
- циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;
- измеряют значения ХM на последних четырех циклах свободного ускорения по максимальному
показанию дымомера;
- измеренные значения ХM считают достоверными, если четыре последовательных значения не
образуют убывающей зависимости и располагаются в зоне шириной 0,25 м-1;
- определяют среднеарифметическое значение XM четырех последних измерений ХM, которое
принимается за результат измерения.
График изменения частоты вращения (n) и дымности (k) в процессе цикла свободного ускорения приведен в приложении Б.
5.4.2 Дымность автомобилей с раздельной выпускной системой измеряют в каждой выпускной
трубе. За результат измерения принимают максимальное среднеарифметическое значение ХM, полученное в одной из выпускных труб.
ГОСТ Р 52160—2003
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)
Пересчет значений к в N (для дымомера с L, равной 0,43 м)
k, м-1 N, % | 0,0 0,0 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,55 | 0,6 | 0,65 |
k, м-1 N, % | 0,7 | 0,75 | 0,8 | 0,85 | 0,9 | 0,95 | 1,0 | 1,05 | 1,1 |
k, м-1 N, % | 1,15 | 1,2 | 1,25 | 1,3 | 1,35 | 1,4 | 1,45 | 1,5 | 1,55 |
k, м-1 N, % | 1,6 | 1,65 | 1,7 | 1,75 | 1,8 | 1,85 | 1,9 | 1,95 | 2,0 |
k, м-1 N, % | 2,05 | 2,1 59,5 | 2,15 | 2,2 | 2,25 | 2,3 | 2,35 | 2,4 64,4 | 2,45 |
k, м-1 N, % | 2,5 | 2,55 | 2,6 67,3 | 2,65 | 2,7 | 2,75 69,3 | 2,8 | 2,85 | 2,9 71,3 |
k, м-1 N, % | 3,0 72,5 | 3,05 | 3,1 73,6 | 3,15 | 3,2 | 3,25 75,3 | 3,3 | 3,35 76,3 | 3,4 |
k, м-1 N, % | 3,45 77,3 | 3,5 | 3,55 78,3 | 3,6 | 3,65 79,2 | 3,7 | 3,75 80,1 | 3,8 80,5 | 3,85 |
k, м-1 N, % | 3,9 81,3 | 3,95 81,7 | 4,0 | 4,05 82,5 | 4,1 | 4,15 83,3 | 4,2 83,7 | 4,25 | ¥ |
Примечание – Пересчет значений N в k проводят по формуле , где k – коэффициент поглощения света, м-1; L – эффективная база дымомера, м; N – коэффициент ослабления света, %. |
ГОСТ Р 52160—2003
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное)
Характерные формы графиков зависимости частоты вращения (л) и дымности (к) от времени (t) за единичный цикл свободного ускорения
а — начало 1-го цикла свободного ускорения;
б — окончание 1-го и начало 2-го цикла свободного ускорения
1 — частота вращения коленчатого вала двигателя (n);
2 — дымность отработавших газов двигателя (k);
nmin — минимальная частота вращения;
nтах — максимальная частота вращения;
t0 — общее время одного цикла свободного ускорения (12—15 с);
tСУ — время свободного ускорения от nmin до птах (1—2 с);
tНПУ — время нажатой до упора педали (2—3 с);
tХХ — время работы на nmin (8—10 с);
ХМ— максимальное значение дымности в режиме свободного ускорения
ГОСТ Р 52160—2003
УДК 502.3:006.354 ОКС 43.060 Д24 ОКП 45 6132
Ключевые слова: автомобиль, двигатель с воспламенением от сжатия, дымность отработавших газов, нормы дымности, методы измерения дымности