Определение параметров двигателя
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЯГОВЫЙ, ДИНАМИЧЕСКИЙ И ТОПЛИВНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
РАСЧЁТ АВТОМОБИЛЯ
Выполнил: студент
Голишников Е.Д
Группа: ИТ-41
Проверил:
Молоканов С. В.
Волгоград
2016.
1. ТЯГОВЫЙ РАСЧЁТ АВТОМОБИЛЯ
Определение веса автомобиля
Полный вес автомобиля Ga рассчитывается по формуле
= (1)
где - номинальная грузоподъемность автомобиля;
- собственный вес автомобиля;
- вес одного человека, принимаемый равным 750Н;
- вес багажа (200—250 Н), учитывается при расчете пассажирского автомобиля;
- число пассажиров.
Собственный вес автомобиля можно выбрать по прототипу (табл. 3) или приближенно определить с помощью коэффициента использования веса автомобиля
; (2)
Чем совершеннее конструкция автомобиля, тем выше этот коэффициент. На основании статистических данных можно считать, что в пределах, указанных в табл. 1, коэффициент линейно зависит от , и определять его по формуле
= (3)
где a, b и c - постоянные для автомобилей данного типа величины, определяемые с помощью табл. 1.
Таблица 1
Назначение автомобиля | Полезная нагрузка, кН | Коэффициент использования автомобиля | Постоянные величины | ||
a | b | c | |||
Легковые | 3,0-5,2 | 0,20-0,30 | - | - | - |
Автобусы | 17,0-45,0 | 0,46-0,56 | 0,46 | 0,0036 | |
Грузовые | 15,0-70,0 | 0,83-1,10 | 0,83 | 0,0049 | |
Самосвалы | 20,0-80,0 | 0,73-1,15 | 0,73 | 0,0070 | |
Высокой проходимости | 20,0-120,0 | 0,63-1,00 | 0,625 | 0,0058 |
Выбор шин и определение радиуса ведущего колеса
Выбор шин для автомобилей производится по величине наибольшей статической нагрузки G на одно колесо при полностью загруженном автомобиле. Распределение веса по осям автомобиля зависит от его базы и продольной координаты центра тяжести. Для двухосного автомобиля веса, приходящиеся на переднюю и заднюю оси, определяются по следующим формулам:
=
= (4)
где и - веса, приходящиеся на переднюю и заднюю оси;
L - база автомобиля;
и - коэффициенты нагрузки передних и задних колес;
- расстояние от центра тяжести до задней оси для двухосных автомобилей и до оси качания тележки для трехосных.
Коэффициенты и при полной нагрузке автомобиля выбираются с помощью табл. 2, исходя из назначения автомобиля и его колесной формулы. Величины и можно также определить с помощью табл. 3, подсчитав для выбранного прототипа отношения и .
Трехосный автомобиль при подвеске задних ведущих мостов на общей балансирной тележке с реактивными тягами можно рассматривать как двухосный, продольная база которого равна расстоянию между осью передних колес и осью качания тележки. Нагрузка на одинаковое колесо определяется по формуле = (передняя ось) и = (задняя ось). Исходя из этих данных выбираем шины: 240-508P (8,25R-20) Нагрузка на колесо – 6475-16190 H.
Таблица 2
Коэффициент нагрузки колёс | Назначение автомобиля и колёсная формула | |||||
Легковые 4х2 | Грузовые 4х2 | Самосвалы 4х2 | Автобусы 4х2 | Грузовые 4х4 | Грузовые 4х6 | |
0,46-0,49 | 0,24-0,33 | 0,27-0,30 | 0,27-0,38 | 0,45-0,48 | 0,26-0,30 | |
0,51-0,54 | 0,67-0,76 | 0,70-0,73 | 0,62-0,73 | 0,52-0,55 | 0,70-0,74 |
Учитывая, что при работе нагрузка на колеса может увеличиваться, максимальная расчетная нагрузка на шину берется на 10 - 30% больше статической. Подсчитав нагрузку, подбирают шину по табл. 4.
Определение параметров двигателя
Сначала нужно найти мощность двигателя Nv, необходимую для движения автомобиля с заданной максимальной скоростью в заданных дорожных условиях.
Nv = 0,001(GaYv+kFV2max) = 0,001(75740*0,035+1,8*252) (5)
Площадь Vmax – максимальная скорость движения на высшей передаче, м/с;
Yv – соответствующее значение приведённого коэффициента дорожных сопротивлений;
F- площадь лобового сопротивления, м2;
k – коэффициент обтекаемости, кг/м3;
- коэффициент полезного действия трансмиссии.
Чтобы автомобиль мог преодолевать небольшие подъемы с максимальной скоростью и двигаться без ухудшения экономичности, величину Yv берут равной (1,4 – 1,6) f, где f - коэффициент сопротивления качению по хорошей дороге (табл. 3).
Таблица 3
Тип пути | ¦ | j |
Асфальтированное шоссе | 0,015—0,020 | 0,6—0,8 |
Гравийно-щебеночная дорога | 0,020—0,030 | 0,5—0,7 |
Булыжная мостовая | 0,025—0,035 | 0,4—0,5 |
Сухая грунтовая дорога | 0,030—0,050 | 0,5—0,7 |
Грунтовая дорога после дождя | 0,050—0,150 | 0,3—0,4 |
Песок влажный | 0,100—0,300 | 0,4—0,5 |
Снежная укатанная дорога | 0,030—0,040 | 0,2—0,4 |
Для вычисления необходимо на основании выбранного прототипа трансмиссии определить число кинематических пар каждого вида, участвующих в передаче крутящего момента. Тогда
= = (6)
= (0,985—0,99) - КПД цилиндрической пары шестерён;
= (0,975—0,98) - КПД конической пары;
= (0,885—0,93) - КПД червячной пары;
= (0,99—0,995) - КПД карданной передачи;
n1, n2, n3, n4 - числа соответствющих кинематических пар.
У автомобильных ступенчатых трансмиссий величина механического КПД при нагрузках близких к расчетным находится в пределах 0,88 - 0,93.
Таблица 4
Автомобили | k кг/м3 | F м2 | kF кг/м |
Легковые среднего и большого литража | 0,195—0,344 | 1,6—2,8 | 0,294—0,880 |
Грузовые (в зависимости от типа и грузоподъемности) | 0,587—0,685 | 3,0—5,0 | 1,760— 3,440 |
Автобусы (в зависимости от типа и числа пассажирских мест) | 0,245—0,390 | 4,5—6,5 | 0,980—2,550 |
Для построения приближенной характеристики двигателя должны быть известны его максимальная мощность Nmax и частота вращения nN коленчатого вала при максимальной мощности.
= = = 105,72
(7)
; (8)
где m - отношение частоты вращения коленчатого вала nv при максимальной скорости к частоте вращения nN при максимальной мощности. Для карбюраторных двигателей без ограничителя m = 1,10 – 1,25, для карбюраторных двигателей с ограничителей и для дизелей m = 0,8 – 0,9; а = b = c = 1 - для карбюраторных двигателей; a = 0,53; b = 1,56; c = 1,09 – для дизелей.
Задавшись m, можно определить Nmax и частоту nN, соответствующую максимальной мощности.
Для установления связи между частотой вращения коленчатого вала двигателя и скоростью движения автомобиля следует задаться коэффициентом оборотности hn , равным отношению частоты вращения коленчатого вала двигателя n, об/мин, к соответствующей скорости автомобиля Va , м/с:
(9)
Для легковых автомобилей hn = 108 - 144, для карбюраторных грузовых hn = 90 - 150, для дизельных грузовых hn = 70 - 100.
Тогда частота вращения коленчатого вала при Nmax
= ; = 35,29*0,85 = 29,99 (10)
Для построения скоростной характеристики по известным значениям Nmax и рассчитываются величины Ne и Me во всем диапазоне частот вращения (не менее 8 -10 точек, включая точку перегиба кривой Me)
= = 37,56 (11)
= 11209,31 (12)
где Ne - текущее значение мощности, кВт;
Me - текущее значение крутящего момента, Нм;
ne - текущее значение частоты вращения коленчатого вала, об/мин.
При наличии ограничителя или регулятора в зависимости от их чувствительности максимальная частота вращения превышает номинальную на 100 - 200 об/мин.