Система вентиляции и кондиционирования

Одно из важнейших условий комфорта пассажиров в вагонах – качественное состояние воздуха. Для этого применяется система вентиляции и кондиционирования воздуха. С увеличением скорости движения поезда резко возрастает попадание пыли в вагон снаружи даже при закрытых окнах, поэтому применяемая система вентиляции должна обеспечивать необходимый подпор воздуха внутри вагона, чтобы одновременно обеспечить обмен воздуха и минимизировать попадание пыли.

Вентиляция в вагоне может быть естественной, когда обмен воздуха осуществляется через дефлекторы в крышке и через открытые окна и принудительной. Естественная вентиляция применялась в вагонах ранних лет постройки с малой энерговооруженностью. Однако уже при скоростях свыше 100 км/ч открывать окна не рекомендуется из-за попадания снаружи большого количества пыли. В настоящее время все пассажирские вагоны оборудованы системами принудительной вентиляции, а многие вагоны и кондиционированием воздуха.

Сложность устройства эффективной вентиляции в вагонах объясняется сравнительно малым объемом помещения, приходящегося на одного пассажира, высокой населенностью вагона и быстрым передвижением через разные климатические зоны. Для обеспечения подачи в вагон свежего воздуха и создания нормальных санитарно-гигиенических условий пребывания пассажиров разработана система вентиляции. Вентиляция механическая приточная с прогревом воздуха и вытяжная естественная может работать в автоматическом и ручной режимах управления включения электродвигателя вентиллятор.

Наружный воздух с двух сторон вагона засасывается вентилятором через заборные жалюзи и фильтры, а затем нагнетается в воздуховод, откуда через вентиляционные решетки удаляется через дефлекторы. Система вентиляции должна быть постоянно включена в автоматическом режиме. Работа вентилятора осуществляется автоматически в заданном режиме (зимнем или летнем) в зависимости от температуры в канале приточной вентиляции и в вагоне, контролируемой термодатчиками. При выходе термодатчиков из строя вентиляцию можно переключить вручную на любую скорость. О работе вентилятора сигнализирует лампа на распределительном щите в служебном купе.

Система вентиляции включает в себя заборные жалюзи, инерционный и сетчатый фильтры, вентилятор, диффузор, воздухонагреватель, конфузор, воздуховод, вентиляционные решетки и дефлекторы, противопожарную заслонку.

Заборные жалюзи в рабочем тамбуре предназначены для засасывания свежего воздуха в систему вентиляции и представляют собой планки, приваренные под углом 7* к прорезям направляющих реек воздухозаборного короба.

Инерционный фильтр предназначен для удаления крупных частиц пыли под действием центробежных сил. Отделенная пыль через фильтрующую решетку поступает в пылесборник. Сетчатые фильтры (всего их 4) позволяют окончательно очистить поступающий воздух.

Вентиляционный агрегат подает очищенный воздух в вагон и состоит из двух роторов, электродвигателя и кожухов вентиляторов. Калорифер служит для подогрева поступающего в вагон воздуха при низких температурах. Калорифер соединяется с воздуховодом при помощи конфузора.

Воздуховод позволяет обеспечить подачу воздуха во все помещения вагона. В нижней части воздуховода имеются вырезы, в которые устанавливаются вентиляционные решетки. Дефлекторы служат для удаления отработанного воздуха. В летний период дефлекторы салона должны быть открыты полностью.

В связи с ограниченными возможностями вентиляции применяется система кондиционирования. При работающем кондиционере необходимо закрыть все окна в вагоне. На стоянках кондиционирование необходимо отключать во избежание разрядки батареи.

Существует несколько режимов кондиционирования. На щите располагается пакетник «Отопление и охлаждение». В летнее время переключатель «Отопление и охлаждение» переводят в позицию Охлаждение.

Наши рекомендации