Характеристика дороги и ее подразделений
Показать роль дороги и ее подразделений в организации и выполнении перевозочного процесса. Привести схему полигона дороги Н (рис.1.1), на схеме показать участки обращения локомотивов и локомотивных бригад. Дать характеристику дороги и ее подразделений, используя в тексте данные из пунктов 1-5 исходных данных согласно своему учебному шифру. На схеме обозначить границы дороги, ее отдельных полигонови их протяженность.
Контрольные вопросы к разделу
1. Основные задачи технического нормирования эксплуатационной работы.
2. Последовательность, периодичность и сроки разработки технических норм эксплуатационной работы.
3. Что такое стыковой пункт?
Количественные показатели эксплуатационной работы
2.1.Нормы погрузки и выгрузки
Количественные показатели определяют на основе междорожной "шахматки" груженых вагонопотоков по роду подвижного состава. В настоящем проекте в целях сокращения однообразных расчетов среднесуточные груженые вагонопотоки заданы для одного рода вагонов. Эти потоки определяются согласно учебному шифру по табл.7-16 исходных данных задания. По данным таблицы своего шифра в пояснительной записке составляется табл.2.1, форма и содержание которой облегчают расчет технических норм для дороги и ее подразделений.
Левая верхняя часть таблицы под строкой "Дорога Н" содержит данные о погрузке "на себя", а нижняя левая часть означает ввоз под выгрузку с других дорог. Сумма нижней и верхней частей графы означает выгрузку данного подразделения.
Таблица 2.1
Междорожные вагонопотоки
На Из | Дорога Н | Смежные дороги | Всего | ||||
РУ1 | РУ2 | Итого | М | К | Итого | ||
РУ1 РУ2 | 180/30 | 300/30 | 510/30 | ||||
Итого | 380/30 | 610/30 | 1100/30 | ||||
М К | 90/10 | 210/10 | - | 1100/810 - | 1100/810 | 1310/820 | |
Итого | 320/10 | 630/10 | 1100/810 | 3000/810 | 3630/820 | ||
Всего | 580/10 | 1120/10 | 1480/840 | 3610/840 | 4730/850 |
Например, для РУ1 выгрузка составляет 580 вагонов; изних 170 - из погрузки "на себя" и 410 - из ввоза, а для дороги Н выгрузка - 1100 вагонов; из них 490 - погрузка "на себя" (в местном сообщении) и 610 из ввоза.
Правая верхняя часть таблицы под строкой "Смежные дороги" содержит данные о погрузке на другие дороги, т.е. для дороги Н это будет "вывоз". Для того чтобы определить вывоз для РУ1, надо сложить погрузку за пределы подразделения, т.е. в адрес РУ2 и дорог М, К.
Правая нижняя часть характеризует транзит для дороги Н. Сумма верхней и нижней частей графы означает сдачу груженых вагонов с дороги Н на смежные дороги. Так, например, на дорогу К сдача груженых вагонов составляет 1480 вагонов; из них - 1100 транзитных и 380 – собственно погрузка дороги Н. Для дороги Н общая сдача - 3610 груженых вагонов, из них - 610 своей погрузки и 3000 - транзита, а общий прием - 3630 груженых вагонов; из них - 630 под выгрузку и 3000 - транзит. Работа дороги Н равна 4730 вагонов.
Для дороги и подразделений по данным табл.2.1 определяют нормы погрузки и выгрузки с выделением местного груза, ввоза и вывоза, которые приводят в табл.2.2.
Таблица 2.2
Нормы погрузки и выгрузки (вагонов в сутки)
Наименование показателей | РУ1 | РУ2 | Дорога |
Погрузка:……………………… · в т.ч. местный груз……... · на вывоз………………… Выгрузка:……………………… · в т.ч. из местного груза... · из ввоза…………………. |
При определении этих норм следует различать понятия местного груза, ввоза и вывоза для данного подразделения и для дороги. Поэтому сумма значений каждого из этих показателей трех подразделений не равна количественно значению этого показателя по дороге.
2.2.Нормы передачи вазонов и поездов по стыковым пунктам
Для определения норм передачи поездов и вагонов по междорожным и внутридорожным стыкам рекомендуется построить схему передачи вагонопотоков с одной дороги на другую по данным исходной таблицы задания (более удобное построение) или по данным табл.2.1.
В схеме (рис.2.1) сначала наносят груженые вагонопотоки. Построение схемы рекомендуется начинать с междорожных стыков, например, со стыка Ж. Из табл.2.1 видно, что с дороги К поступает всего 2320 вагонов; из них 230 - на РУ1. Условно примем, что эти вагоны отцепляются на участке Ж-Е; тогда через станцию Е проследует 2090 вагонов. Погрузка РУ1 всего 740 вагонов; из них 170 вагонов - "на себя". Условно указать эти вагоны на станции Е;200 - на дорогу К и 220 - в четном направлении (110 - на РУ2 и110 - на М), которые прибавить на участке Е-А к общему вагонопотоку. Его величина при входе на ст. А составит 2310 вагонов. Те же 2310 вагонов показываются по отправлению со станции А в четном направлении. Из табл.2.1 видно, что на РУ2 выгрузка 540 вагонов: из них 120 – из своей погрузки, 70 - из М, с четного направления прибывает 300 вагонов.
Отмечаем условную отцепку 300 вагонов на участке А-Г, тогда ст. Г пропустит 2010 вагонов. На ст. Г условно указать погрузку РУ2 "на себя", а на участке Г-Д - погрузку РУ2 на М - 120 вагонов. Таким образом, сдача по стыку Д на дорогу М составит 2130 груженых вагонов.
После полного построения диаграммы груженых вагонопотоков аналогично строятся и порожние вагонопотоки. Значения порожних вагонопотоков указаны в знаменателе таблиц 7 – 16 исходных данных.
На основании дорожной схемы вагонопотоков и задания по количеству вагонов в груженом и порожнем поезде определяют нормы приема и сдачи вагонов и поездов по каждому стыковому пункту.
Количество поездов по приему и сдаче для данного стыкового пункта определяют по формуле 2.1, результаты округляют до большего значения:
, (2.1)
где - прием (сдача) соответственно груженых и порожних вагонов;
- количество вагонов соответственно в груженом и порожнем поезде.
Рассчитанные нормы передачи вагонов и поездов по междорожным и внутридорожным стыковым пунктам приведены в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Нормы передачи вагонов и поездов
Стыковые пункты | Прием | Сдача | ||||||
Поездов | Вагонов | Поездов | Вагонов | |||||
всего | из них | всего | из них | |||||
груженых | порожних | груженых | порожних | |||||
Ж А | - | - | ||||||
Всего РУ1 | ||||||||
Д А | - | - | ||||||
Всего РУ2 | ||||||||
Ж Д | - | - | ||||||
Всего по дороге |
Важным количественным показателем технических норм является "работа" подразделения и дороги. Значение этого показателя по начальным операциям перевозочного процесса равно сумме погрузки и приема груженых вагонов, а по конечным операциям перевозочного процесса - сумме выгрузки и сдачи груженых вагонов и определяется по данным табл.2.2 и табл.2.3.
В пояснительной записке необходимо указать, почему "работа", прием и сдача дороги не равны сумме каждого из этих показателей по подразделениям.
Таблица 2.4
Работа дороги и подразделений (вагонов в сутки)
Подразделение | Погрузка | Прием груженых | Работа | Выгрузка | Сдача груженых |
РУ1 РУ2 | |||||
Дорога |
2.3.Транзитный вагонопоток технических станций
Для расчета качественных показателей использования вагонов необходим транзитный вагонопоток через технические станции дороги. Поскольку пункты погрузки и выгрузки на подразделениях в исходных данных задания не указаны, то величину общего транзитного вагонопотока (груженого и порожнего) для технических станций можно определить из схемы вагонопотоков (рис.2.1).
Таблица 2.5
Транзитный вагонопоток на технических станциях
Станция | Вагонопоток из схемы | Местные вагоны | Расчетное количество транзитных вагонов | ||
четный | нечетный | всего | |||
Д Г | |||||
Всего РУ2 | |||||
А Е Ж | |||||
Всего РУ1 | |||||
Итого по дороге | - | - | - | - |
Следует принять, что все технические станции выполняют грузовые операции; за счет местных вагонов транзитный вагонопоток. на ст. Ж, А, В, Д условно уменьшается на 150 вагонов, а для ст. Г, Б, Е определяется из схемы без корректировки.
2.4.Размеры поездной работы
Количество грузовых поездов, проследовавших по подразделению дороги, определяет потребность и показатели использования локомотивов.
Количество грузовых поездов на каждом подразделении дороги определяют на основании схемы вагонопотоков отдельно для четного и нечетного направлений по среднему порожнему и груженому вагонопотоку (равному полусумме входящего на участок и выходящего с участка) с добавлением к последнему половины погрузки в местном сообщении. Так, например, количество четных грузовых поездов на РУ1 от ст. Ж до ст. А будет равно (при ):
поездов.
На
РУЗ количество поездов в четном направлении от ст. А до ст. Д:
поездов;
в нечетном направлении от ст. Д до ст. А:
поезда.
Выполненный расчет количества грузовых поездов сводится в табл.2.6.
Таблица 2.6
Размеры поездной работы
№ п/п | Показатели | РУ1 | РУ2 | Дорога |
Длина, км…………………………….. Количество поездов всего…………... в т.ч.: · четных……………………………. · нечетных…………………………. Количество резервных локомотивов. Локомотиво-км одиночного пробега Коэффициент одиночного пробега локомотивов…………………………. Поездо-км……………………………. |
Коэффициент одиночного пробега локомотивов равен отношению локомотиво-км одиночного пробега к поездо-км. В табл.2.6 для дороги Н определяются три показателя: поездо-км, локомотаво-км одиночного пробега и .
Дополнительные сведения о количественных показателях эксплуатационной работы можно получить в учебных пособиях /1/, /6/.
Контрольные вопросы к разделу
1. Чем определяются нормы погрузки?
2. Чем определяются нормы выгрузки?
3. Что такое "местный груз" дороги и подразделения?
4. Почему количественные значения показателей: местного груза, ввоза и вывоза для дороги не равны сумме этих показателей на подразделениях дороги?
5. Как определяется общее число поездов приема и сдачи по стыковому пункту?
6. Почему "работа", прием и сдача поездов (вагонов) для дороги не равны сумме этих показателей по подразделениям?
7. Как определить по диаграмме вагонопотоков количество транзитных вагонов для технической станции?
8. В каких условиях появляется одиночный пробег локомотивов?