Одноковшовые фронтальные погрузчики.
Одноковшовые погрузчики на пневмоколесном ходу предназначены для выемки предварительно разрыхленных пород и погрузки в автотранспорт или самостоятельного транспортирования на расстояние до 0,5 км. Поэтому одноковшовые погрузчики относятся и к выемочно-погрузочным и к выемочно-транспортирующим машинам.
На карьерах получили преобладающее распространение погрузчики с передней разгрузкой ковша, гидравлическим приводом навесного и рабочего оборудования, на пневмоколесном ходу с шарнирно сочлененной рамой.
Рабочее оборудование одноковшового погрузчика включает в себя ковш 1, стрелу 2, рычажную систему 3, гидроцилиндр 4 опрокидывания ковша, гидроцилиндр 5 подъема стрелы, раму 6, гидроцилиндр 7 разворота передней полурамы относительно оси шарнирного сочленения на 35 – 450 в обе стороны (рис. 11.1).
Рис. 11.1. Фронтальный погрузчик
1 – ковш; 2 – стрела; 3 – шарнирно-рычажная система;
4 – гидроцилиндр опрокидывания ковша; 5 – гидроцилиндр подъема стрелы; 6 – шарнирно сочлененная рама; 7 – гидроцилиндр разворота шарнирно
сочлененной рамы.
С целью увеличения сцепления и срока службы резиновых покрышек применяют защитные цепи из хромомарганцевой стали, которые образуют достаточно плотную кольчугу, надеваемую на протектор шины. Цепи практически исключают соприкосновение резины с почвой, благодаря чему срок службы шины повышается в 2 – 3 раза. Повышенный износ цепей компенсируется их относительно невысокой стоимостью и быстрой самоокупаемостью.
Все колеса фронтальных погрузчиков являются ведущими, благодаря чему общая масса машины и перевозимого груза участвует в создании тягового усилия. Это ускоряет заполнение ковша и повышает степень его наполнения.
Таблица 11.1.
Техническая характеристика фронтальных погрузчиков
Параметры | Модели фронтальных погрузчиков | |||
ТО-180А | ТО-25 | ТО-11 | ТО-21-1 | |
Базовый тягач | спец шасси | Т-150К | К-702 | Опытный тягач |
Вместимость ковша, м3 | 1,5 | 1,5 | 7,5 | |
Грузоподъемность, т | ||||
Высота разгрузки, м | 2,7 | 2,76 | 3,2 | 4,5 |
Скорость движения, км/ч | ||||
Масса эксплуатационная, т | 10,6 | 10,0 | 19,9 | 73,2 |
В основном на открытых горных работах используют погрузчики фирм
Caterpillar, Komatsu, Dressta.
Таблица 11.2.
Техническая характеристика фронтальных погрузчиков Komatsu
Параметры | Модели фронтальных погрузчиков | |
WA800-2 | WA900-1 | |
Объем ковша, м3 | 10,5 | 13,0 |
Высота разгрузки, м | 4,64 | 4,64 |
Эксплуатационная масса, т | 99,4 | 106,1 |
Высокая маневренность – одно из основных требований к фронтальным погрузчикам. Рабочий цикл машины состоит из челночных перемещений с грузом или без на небольшие расстояния (до 25 –30м) и крутых разворотов. Маневренность обеспечивается шарнирно-сочлененной рамой. Она состоит из двух частей, соединенных шарниром с вертикальной осью.
Задняя рама служит опорой для силовой установки, трансмиссии, заднего моста и кабины оператора, передняя – для крепления рабочего оборудования с гидросистемой управления и переднего моста. Фиксация и поворот рам относительно друг друга осуществляется двумя гидроцилиндрами.
Грейдеры.
Грейдеры предназначены для послойной разработки пород при выполнении земляных работ при строительстве автомобильных дорог и других сооружений, а также используются для эксплуатационного содержания автодорог, очистки их от снега и просыпей породы. Процесс работы грейдера состоит из последовательных проходов, при которых осуществляется резание породы, ее перемещение, разравнивание и планировка поверхности сооружения.
Грейдер – самоходная, пневмоколесная, обычно трехосная, машина с невысоким длинным отвалом (длина отвала больше его высоты в 5 – 7 раз), расположенным между передней и средней осью машины.
Рис. 12.1. Грейдер
1 – хребтовая балка; 2 – отвал; 3 – гидроцилиндр подъема и опускания отвала; 4 – поворотный круг; 5 – тяговая рама; 6 – кирковщик.
Основным рабочим органом грейдера является полноповоротный грейдерный отвал с ножом. Кроме основного рабочего органа грейдеры могут оснащаться дополнительными сменными рабочими органами – бульдозерным отвалом, кирковщиком для взламывания дорожных покрытий и рыхления плотных пород. Бульдозерный отвал навешивают спереди машины, кирковщики – как спереди, так и сзади машины.
Подвеска грейдерного отвала допускает его вращение вокруг трех ортогональных осей (X, Y, Z) и поступательное перемещение вдоль собственной продольной оси (рис.12.2).
Рис. 12.2. Степени свободы грейдерного отвала
Отвал может вращаться в горизонтальной плоскости на 3600 в любом направлении, становиться вертикально справа или слева от грейдера, выдвигаться вправо или влево от машины более чем на треть своей длины и поворачиваться вокруг своей режущей кромки. Вращением вокруг оси Х меняется угол резания, вокруг оси Y – угол зарезания, вокруг оси Z – угол захвата. Перемещаясь вдоль оси Х, отвал выдвигается вправо или влево от грейдера. Перемещение отвала производится гидроцилиндрами (рис.12.4.).
Рис.12.4. Узел подвески грейдерного отвала
1 – гидроцилиндр подъема и опускания отвала; 2 – поворотный круг;
3 – гидроцилиндр вращения поворотного круга; 4 – тяговая рама;
5 – гидроцилиндр выноса тяговой рамы в сторону; 6 – серповидная стойка.
Отвал крепится шарнирно к серповидным стойкам 6 поворотного круга 2. Поворотный круг вместе с отвалом может вращаться относительно тяговой рамы гидроцилиндрами 3, работающими в противофазе.
Литература
1. Добронравов С.С., Дронов В.Г. Строительные машины и основы автоматизации. - М.: Высшая школа, 2001.
2. Подэрни Р.Ю. Горные машины и комплексы для открытых горных работ. - М.: МГГУ, 2001.
3. Справочник механика открытых работ /под ред. Щадова М.И.,
Подэрни Р.Ю.- М.: Недра, 1989.
4. Шестопалов К.К. Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование. - М.: Мастерство, 2002.