Организация транспортного обслуживания производства
Методические указания по выполнению самостоятельной работы №3
Цель работы: разработать систему транспортного обслуживания участка производства.
Исходные данные: использовать данные для самостоятельной работы №2.
Последовательность расчётов.
1. Определить маршруты перевозок заготовок и деталей. Необходимо определить из какого пункта (цеха, склада) привозятся заготовки на участок, куда транспортируются обработанные детали. Здесь же необходимо определить расстояния перевозки по каждому маршруту.
2. Также необходимо определиться с формой маршрутов перевозки. При перемещении грузов между двумя пунктами используется маятниковая схема. Схема, при которой движение транспортного средства в одну сторону с грузом, а в другую – без груза, называется односторонней. При двусторонней системе и в одну и в другую сторону транспортное средство движется с грузом.
3. Необходимо рассчитать месячный грузопоток на каждом маршруте и общий грузооборот участка производства на основании производственной программы обработки деталей и массы заготовок и обработанных деталей.
Под грузопотоком понимается объем грузов, перемещаемых в единицу времени между двумя пунктами. Грузооборот представляет собой сумму отдельных грузопотоков, т.е. общее количество грузов, перемещаемое в единицу времени.
4. Необходимо сделать выбор модели транспортного средства (ТС) для осуществления перевозок. Выбор осуществляется исходя из характера перевозимых грузов, расстояний перевозки, экологических соображений, условий охраны труда, организационно-экономических факторов. Для выбора рекомендуется использовать справочные материалы, источники сети Интернет и др.
Основные параметры ТС – грузоподъёмность и скорость движения. При выборе из нескольких аналогичных руководствуются ценой и эксплуатационными затратами на ТС.
Здесь же необходимо обосновать способ размещения грузов на погрузочной площадке ТС, использование специальной тары, крепежа – это влияет на коэффициент использования грузоподъёмности, применяемый в расчёте потребности ТС.
5. Рассчитать потребность в транспортных средствах указанной модели. Если по расчётам получается, что для транспортировки грузов необходимо менее одного транспортного средства (расчетная потребность – менее 0.6), то следует выбрать ТС с меньшей грузоподъёмностью и повторить расчёт.
Число транспортных средств прерывного (циклического) действия определяется по формуле
,
где Qc – суточный грузооборот, т;
- суточная производительность единицы транспортного средства, т.
Суточный грузооборот
,
где Q – грузооборот в плановом периоде, т;
k – коэффициент, учитывающий неравномерность грузооборота (принять = 1);
Fдн – число рабочих дней в плановом периоде.
Суточная производительность транспортного средства
,
где q – грузоподъемность транспортного средства, т;
– коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства. Определяется исходя из характера закрепления грузов на погрузочной площадке, необходимости использования тары, упаковки и др. Нельзя допускать перегруза ТС, т.е. коэффициент не должен быть выше 1;
Fсут – суточный фонд времени работы транспорта, мин;
– коэффициент использования транспортного средства во времени. Принять равным 0.85;
Tтц – транспортный цикл, мин.
Ттц = Тпр + Тп +Тр,
где Тпр – время пробега по маршруту. Определяется исходя из расстояния и средней скорости движения ТС;
Тп – время погрузки;
Тр – время разгрузки.
В работе можно использовать и другую методику:
1) Исходя из месячного грузооборота и грузоподъёмности ТС определяется необходимое для перевозки число рейсов ТС:
Где Q – месячный грузооборот, тонн;
q – грузоподъёмность ТС, тонн;
к – коэффициент использования грузоподъёмности.
2) Определяется среднее время одного рейса (транспортный цикл) в минутах как сумма времени погрузки, разгрузки и времени ТС в пути.
3) Определяется потребность в ТС как соотношение времени необходимого для транспортировки грузов и фонда времени одного ТС, рассчитанного с учётом потерь (коэффициент использования рабочего времени):