Система охлаждения двигателя ЗиЛ-508.10
Система охлаждения двигателя ЗиЛ-508.10 (рис. 1-74), жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.
Рис. 1-74. Схема системы охлаждения двигателя ЗиЛ-508.10: 1 - радиатор; 2 - жидкостной насос; 3 - компрессор; 4 - перепускной шланг (байпас); 5 - термостат; 6 - кран отопителя; 7 и 8 - трубки соответственно подводящая и отводящая; 9 - радиатор отопителя; 10 - датчик указателя температурь, охлаждающей жидкости; 11 - дозирующая вставка; 12 - сливной кран картера двигателя; 13 - привод сливного крана; 14 - сливной кран патрубка радиатора
Для нормальной работы двигателя ЗиЛ-508.10 температура охлаждающей жидкости должна поддерживаться в пределах 75...95°С.
В систему охлаждения входят жидкостная полость блока и головок цилиндров; жидкостной насос с приводом, вентилятор с кожухом (диффузором); радиатор; пробка с клапанами; жалюзи радиатора; термостат; соединительные патрубки со шлангами; сливные краники и контрольные приборы.
К системе охлаждения двигателя ЗиЛ-508.10 подключен котел предпускового подогревателя.
В прогретом двигателе ЗиЛ-508.10 охлаждающая жидкость засасывается из радиатора в жидкостной насос и под определенным давлением по двум патрубкам насоса подается в левый и правый блоки цилиндров и, проходя через окна в межцилиндровых перегородках, охлаждает гильзы цилиндров. Через отверстия в привалочных поверхностях блока и головки, а также через отверстия в прокладке между ними охлаждающая жидкость проходит в головки цилиндров. Отверстия расположены так, чтобы жидкость поступала к наиболее нагретым частям головок - каналам выпускных клапанов и гнездам свечей зажигания, а основная часть охлаждающей жидкости к задним торцам головок. Это обеспечивает дальнейшее продольное движение жидкости от заднего к переднему торцу головок.
Затем охлаждающая жидкость по каналам во впускном газопроводе проходит к патрубку термостата и в радиатор.
Продольное движение жидкости в головках цилиндров обеспечивается дозирующей вставкой, установленной в задних каналах впускного газопровода.
Через отверстие во вставке проходит определенное количество охлаждающей жидкости, необходимое для подогрева топливной смеси в каналах впускного газопровода.
Термостат двигателя ЗиЛ-508.10. Термостат системы охлаждения имеет твердый наполнитель - активную массу, состоящую из смеси церезина с медным порошком.
Активная масса помещена в толстостенный медный баллончик и закрыта резиновой мембраной. Сверху мембраны установлен резиновый буфер, предохраняющий мембрану от разрушения.
При нагреве охлаждающей жидкости до 69 +2,5°С активная масса в баллончике начинает плавиться и расширяться, перемещая мембрану вверх.
При этом мембрана действует на буфер и шток, который, поднимаясь, открывает клапан. При температуре 83 +2°С клапан полностью открывается и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу через жидкостной радиатор.
При охлаждении активная масса затвердевает, ее объем уменьшается, мембрана опускается вниз и клапан под действием пружины закрывается. При этом охлаждающая жидкость начинает циркулировать по малому кругу, минуя радиатор.
При повреждении термостат отремонтировать нельзя, его следует заменить.
Пробка радиатора двигателя ЗиЛ-508.10. Давление в системе охлаждения двигателя регулируется клапанами пробки радиатора и может достигать 0,1 МПа (1,0 кгс/см2). При таком давлении в системе жидкость закипает только при 119°С, что создает резерв в системе охлаждения при работе в тяжелых дорожных условиях.
Для создания допустимого избыточного давления жидкости 0,1 Мпа (1,0 кгс/см2) требуется тщательной затяжки хомутов шлангов. При недостаточной затяжке избыточное давление может сорвать шланг.
Избыточное давление регулируется выпускным клапаном 6, который открывается при давлении 0,1 МПа (1,0 кгс/см2).
Если резиновые шайбы клапанов пробки радиатора двигателя ЗиЛ-508.10 отсутствуют или повреждены, то герметичность системы охлаждения нарушается, и жидкость в этом случае закипает при 100°С.
Впускной клапан, имеющий пружину меньшей жесткости, препятствует созданию в системе высокого вакуума при остывании двигателя. Впускной клапан открывается и сообщает полость радиатора с окружающей средой при уменьшении давления на 0,001...0,013 МПа (0,01...0,13 кгс/см2).
При перегреве жидкости в системе охлаждения открывать пробку радиатора следует осторожно, так как при этом возможно выбрасывание горячей жидкости из горловины.