Спецификация моторного масла
В принципе в современных двигателях можно ис-
пользовать только НЮ-масла. НФ-масла - это легиро-
ванные масла, смазывающие свойства которых
значительно улучшаются за счет добавления различ-
ных химических веществ. Эти добавки улучшают ан-
тикоррозионные свойства масла, улучшают его
стойкость к окислению, в частности, эти добавки
уменьшают пенообразование в картере коленчатого
вала, улучшают вязкость масла, улучшают очищаю-
щие и растворяющие свойства масла. Очищающие и
растворяющие добавки не толко уменьшают образо-
вание осадков в двигателе, они одновременно обла-
дают способностью растворять осадки,
поддерживать их и все другие загрязнения в виде
взвеси, в результате чего все загрязнения при за-
мене масла выводятся из двигателя.
Качество машинного НЮ-масла классифицируется с
помощью АР1-системы <АР1 - Атепсап Ретго1еит
1п511тлЛ). Европейские фирмы-изготовители тоже ру-
ководствуются этой системой.
Наименование масла содержит две буквы. Первая бу-
ква указывает область использования: 5 = сервис, под-
ходит для двигателей внутреннего сгорания; С=
Соттегаа!. подходит для дизельных двигателей.
Вторая буква указывает качество в алфавитном поря-
дке. Самое высокое качество имеют следующие масла
спецификации АР!: ЗС - для двигателей внутреннего
сгорания и СР - для дизельных двигателей.
Внимание! Машинные масла, которые предлагаются
фирмами-изготовителями исключительно как масла
Р-16Ю
для дизельных двигателей, нельзя использовать в
двигателях внутреннего сгорания. Существуют мас-
ла, которые можно использовать как в двигателях
внутреннего сгорания, так и в дизелях. В подобных
случаях обе спецификации указываются на таре (на-
пример, 50/СО).
Для бензиновых двигателей Рогй-Мопйео подходят
моторные 5С-масла, отвечающее спецификации АР1,
для дизельных двигателей можно использовать СО-
масла (или СЕ/СР), отвечающие спецификации АР1.
Европейские фирмы-поставщики масел указывают
дополнительно спецификацию ССМС- ССМС-специ-
фикации учитывают, в частности, европейские техно-
логии производства двигателей и приобретают все
большее значение. Маслам для бензиновых двигате-
лей в зависимости от качества присваиваются
ССМС-классы (31-С5; маслам для дизельных двигате-
лей, использующимся в легковых автомобилях, при-
сваиваются ССМС-классы РЭ1/Р02.
Что касается дизельных двигателей, то Рога" пред-
писывает использовать стандартное масло ССМС-
Р02.Это масло соответствует СР по спецификации
АР1 с дополнительными европейскими требованиями.
Расход масла
Под расходом масла в двигателях внутреннего сгора-
ния следует понимать то количество масла, которое
расходуется в результате процессов сгорания. По-
тери масла, возникающие в результате течи из ма-
сляного поддона или из крышки головки блока
цилиндров, ни в коем случае нельзя относить к рас-
ходу масла.
Нормальный расход масла образуется за счет сгора-
ния незначительных количеств масла в цилиндрах и
за счет выхода продуктов сгорания и износа. К тому
же количество масла уменьшается под воздействием
высоких температур и давления, господствующих в
двигателе. Условия эксплуатации автомобиля, хара-
ктер вождения и производственные допуски оказы-
вают влияние на расход масла. В нормальной
ситуации расход масла настолько незначительный,
что нужно доливать (если вообще нужно) очень не-
большое количество масла в течение периода вре-
мени между предписанной заменой.
Масло нужно обязательно долить, если его уровень
достиг отметки "доливать".
Внимание! Не переливать масло выше отметки МАХ.
Если залито слишком много масла, то его излишек не-
обходимо слить. В противном случае можно вывести из
строя катализатор, так как несгоревшее масло попадет
в систему выпуска отработанных газов.
КОНТУР ЦИРКУЛЯЦИИ МАСЛА
Двигатели Роге* Мопбео оборудованы так называемой
циркуляционной системой смазки. Масляный насос
всасывает масло из масляного поддона через
фильтр-сито и прогоняет его через масляный
фильтр. С напорной стороны масляного насоса рас-
положен предохранительный клапан {клапан регули-
ровки давления). При слишком высоком давлении
клапан открывается, и часть масла может стечь в ма-
сляный поддон.
По центру фильтр-патрона отфильтрованное масло
попадает в главный масляный канал. Там расположен
выключатель с гидроприводом, который показывает
водителю слишком низкое давление масла, т.е. на
приборной панели загорается контрольная лампочка
давления масла. Если фильтр забит грязью, то пере-
пускной клапан подает неотфильтроеанное масло
прямо в главный масляный канал.
4 - Масляный фильтр осно- вного потока 5 - Масляный радиатор (Бензиновый двигатель объемом 2.0 л. Дизель) |
1 - Масляный канал головки
блока цилиндров
2 - Основной масляный ка-
нал
3 - Разбрызгиваемое масло
для охлаждения поршней
От главного масляного канала отходят каналы для
смазки подшипников коленчатого вала. Через косые
отверстия в коленчатом валу масло подается к шату-
нам. Для охлаждения днища поршней масло
разбрызгивается снизу через жиклеры.
Одновременно машинное масло поднимается в голо-
вку блока цилиндров и смазывает там подшипники
распредвала и тарельчатые или гидравлические тол-
катели.
В бензиновых двигателях объемом 2.0 лив дизель-
ных двигателях масло охлаждается в теплообменнике
на фланце масляного фильтра, который подключае-
тся к контуру с охлаждающей жидкости.
ПРОВЕРКА ДАВЛЕНИЯ МАСЛА
• Проверьте уровень масла, в случае необходимости
долейте его.
• Прогрейте автомобиль, температура масла должна
составлять минимум +80' С. Такая температура в
нормальных условиях эксплуатации автомобиля до-
стигается после того, как вы проедете 10 км.
Снимите выключатель с гидроприводом. В четыре-
хцилиндровом бензиновом двигателе (см.рис.) он
расположен рядом с масляным фильтром вблизи от
кронштейна ведущего вала -1-, в дизельном двига-
теле такой выключатель расположен сбоку на головке
блока цилиндров рядом с топливным фильтром.
• Вместо выключателя с гидроприводом ввинтите под-
ходящий манометр с соответствующим фланцем.
• Запустите двигатель, двигатель должен вращаться
с контрольным числом оборотов, считайте давле-
ние масла.
• Вывинтите манометр.
• Два-три витка резьбы выключателя с гидроприво-
дом смажьте уплотнительной массой, например,
1_осШе 242, ввинтите и затяните его с моментом
20 Нм.
Таблица давления масла
Двигатель | Давление масла ■ барах | Контрольное число оборотов |
4-цилиндровый ! бензиновый двигатель | мин. 1.6 макс.5.0 | Холостой ход свыше 2000 об/мин. |
Дизельный двига- мин.0.75 тель макс. 1.5 | Холостой ход свыше 2000 об/мин. |
• Если давление масла не соответствует заданному
значению, см.таблицу "Диагностика неисправно-
стей в системе циркуляции масла".
2.3. ПРОВЕРКА ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ
С ГИДРОПРИВОДОМ
Выключатель с гидроприводом необходимо прове-
рять в том случае, если контрольная лампочка дав-
ления масла на приборной панели не горит вообще
или горит постоянно. Если лампочка горит посто-
янно, то прежде всего необходио проверить уро-
вень и давление масла. Если уровень и давление
масла в порядке, то необходимо выполнить следу-
ющую проверку.
• Выключите двигатель и отсоедините штекер выклю-
чателя с гидроприводом. Расположение выключа-
теля с гидроприводом см.в разделе "Проверка
давления масла".
• Запустите двигатель и положите штекер на массу
(например, блок двигателя).
• Если и теперь загорается контрольная лампочка, то
выключатель с гидроприводом необходимо заме-
нить. Если контрольная лампочка не горит, то либо
сама лампочка дефектная, либо разомкнута эле-
ктрическая цепь: проверьте электрическую цепь со-
гласно электрической схеме.
• Подсоедините электрический провод к выключа-
телю с гидроприводом.
2.4. СНЯТИЕ И УСТАНОВКА
МАСЛЯНОГО ПОДДОНА
Снятие
• Отсоедините провод массы (-) от аккумуляторной
батареи.
Внимание! В результате стираются данные в
электронных запоминающих устройствах, напри-
мер, в устройстве запоминания неисправностей
двигателя или код радиоприемника. Необходимо
внимательно прочесть раздел "Снятие и устано-
вка аккумуляторной батареи", прежде чем ее
отсоединять.
• Поднимите автомобиль. Слейте моторное масло,
см.п.28.
Если есть, снимите облицовку моторного отсека.
Бензиновый двигатель:снимите переднюю выпу-
скную трубу, см.п.8.
Дизельный двигатель:отвинтите защитную кры-
шку клинового ремня и нижнюю защитную крышку
зубчатого ремня с нижней стороны автомобиля,
см.п.1.7.
Отвинтите два болта, крепящих масляный поддон к
фланцу коробки передач.
Дизельный двигатель:отсоедините штекер
провода от датчика числа оборотов коленчатого
вала -16-. Если нужно, вывинтите датчик и вы-
ньте его из втулки в масляном поддоне.
Автомобили с индикатором уровня масла:
отсоедините провод от датчика уровня масла -2-. В
случае необходимости вывинтите датчик и снимите
его вместе с уплотнением.
• Вывинтите 10 болтов, крепящих масляный поддон к
блоку цилиндров (в дизельном двигателе 14 бол-
тов) и снимите масляный поддон вниз. Если под-
дон сидит прочно, то его можно осторожно
отжимать отверткой.
Установка
• Очистите внутреннюю поверхность масляного под-
дона.
• Очистите уплотнительные поверхности масляного
поддона и блока цилиндров. Если уплотчительная
поверхность поддона деформирована, то ее можно
осторожно отрихтовать.