Специальные вогоноразгрузочные машины и устройства
Вагоноопрокидыватели
Машины, с помощью которых вагоны разгружаются поворотом в положение, обеспечивающее высыпание груза, называют вагоноопрокидывателями. В зависимости от способа опрокидывания различают следующие типы вагоноопрокидывателей:
торцевые — с поворотом вагона относительно поперечной оси на угол 50—70° и высыпанием груза через откидную торцевую стенку вагона;
роторные — с опрокидыванием вагона на угол 160—175° относительно продольной оси, проходящей внутри контура вагона, и высыпанием груза по боковой стенке вниз;
боковые — с опрокидыванием вагона на угол 160—180° вокруг продольной оси, проходящей вне его контура, сбоку и значительно выше уровня пути вагона, и с выгрузкой груза по боковой стенке вниз;
комбинированные — с многократным поворотом или наклоном вагона поочередно вокруг поперечной и продольной осей и с разгрузкой через дверной проем.
Машины с подъемным элеватором для разгрузки
Полувагонов и платформ
Уголь, гравий, песок, щебень и другие сыпучие грузы выгружаются с помощью ковшово-элеваторного разгрузчика ТР-2
Ковшовые элеваторы опускаются на поверхность груза у торцевой стенки полувагона или платформы так, что ковши не доходят до основания вагона на 50—60 мм. Затем машина начинает перемещаться вдоль полувагона, выбирая груз из его кузова. Захваченный ковшами груз ссыпается на передаточный конвейер, затем через пересыпной бункер подается на отвальный конвейер, а оттуда — в штабель или непосредственно в транспортные средств.
Машины для очистки вагонов и рыхления
Смерзшихся грузов
При выгрузке насыпных грузов через открытые нижние люки часть груза остается на крышках люков и горизонтальных балках. Остатки грузов в кузове в зависимости от рода груза и его состояния колеблются от 3 до 30 т при влажных грузах. Очистка вручную трудоемка и занимает много времени. Наиболее эффективным средством механизации операций выгрузки оставшегося груза и очистки остатков является применение виброрыхлителей, вибромашин. Параметры данных устройств должны соответствовать ГОСТ 22235-76 и обеспечивать сохранность вагонов.
Вибраторы, устанавливаемые на верхнюю обвязку полувагона, называют накладными . Они сообщают кузову полувагона вертикальные колебания на рессорном подвешивании. Оставшийся в полувагоне груз под действием вибрации приобретает текучесть и высыпается из полувагона. Полувагон очищается за 3—5 мин.
Внутривагонный вибратop служит для вибрационной очистки крышек люков полувагонов. Он состоит из траверсы и двух вибровозбудителей. При чистке четыре симметричных штыря вибровозбудителей опускают на две открытые крышки полувагона и приводят в действие.
Вибратор продольного действия устанавливают в промежутке между двумя вагонами так, что его клинья упираются в рамы обоих вагонов. Вибратор очищает одновременно два вагона.