Маневровая работа на станциях
Общие положения
16.1.1 Маневровая работа должна производиться в соответствии с технологическим процессом работы станции по плану, предусматривающему:
- своевременное формирование и отправления поездов;
- своевременную подачу вагонов под грузовые операции и уборку их после завершения грузовых операций;
- наименьшие затраты времени на переработку вагонов;
- рациональное использование всех маневровых средств и технических устройств;
- бесперебойный прием поездов на станцию;
- безопасность движения, безопасность работников, связанных с маневрами, и сохранность подвижного состава.
16.1.2 На станциях, в зависимости от путевого развития, характера и объема маневровой работы, пути делятся на маневровые районы. Границы маневровых районов и характер работы в каждом из них устанавливаются в техническо-распорядительном акте станции.
В каждом маневровом районе работает, как правило, один маневровый локомотив. При необходимости работы в отдельных районах двух и больше маневровых локомотивов, порядок их работы, которая обеспечивает безопасность движения, указывается в техническо-распорядительном акте станции.
Локомотивы, которые выдаются на маневровую работу, должны быть исправными, иметь исправно действующие радиостанции, установленные сигналы и инвентарь.
16.1.3 Перевод нецентрализованных стрелок во время маневровых передвижений проводится дежурными стрелочного поста по распоряжению лица руководящего маневрами. Во время маневровых передвижений на станциях с электрической централизацией перевод стрелок осуществляется дежурным по станции или оператором поста централизации. В случае передачи стрелок с центрального на местное управление, а также во время выполнения маневров на нецентрализованных стрелках, которые не обслуживаются дежурным стрелочного поста, допускается перевод стрелок работниками составительских или локомотивных бригад, дежурными парков, дежурными по станциям, начальником станции, приёмосдатчиками груза и багажа, работниками локомотивного, вагонного депо и другими работниками.
Перечень станций, на которых перевод стрелок во время маневров разрешается указанными работниками, номера стрелок и порядок их перевода устанавливаются начальником дирекции железнодорожных перевозок (начальником железной дороги) и указываются в техническо-распорядительном акте станции.
Перед переводом централизованной стрелки обслуживающий её работник, должен убедиться (лично или из доклада другого работника) в том, что она не занята подвижным составом, а также в наличии проходов по смежным путям. При электрической централизации свободность стрелочного перевода от подвижного состава устанавливается по показаниям контрольных приборов на аппарате управления. При неисправности или временном выключении этих приборов или перевода стрелок с маневровых колонок порядок проверки свободности стрелочного перевода от подвижного состава устанавливается в техническо-распорядительном акте станции.
Нецентрализованные стрелки (кроме размещенных на сортировочных путях, путях, где маневровая работа постоянно осуществляется серийными толчками, и стрелок, оборудованных шарнирно-коленчатыми замыкателями), могут во время маневров запираться на закладки.
16.1.4 "Основным средством передачи указаний в маневровой работе должна быть радиосвязь, а в необходимых случаях - устройства двусторонней парковой связи.
Подача сигналов при маневровой работе разрешается ручными сигнальными приборами" (п. 15.14 Правил технической эксплуатации железных дорог Украины).
Составитель поездов должен иметь исправную носимую радиостанцию, и ручные сигнальные приборы: сигнальный свисток, желтый флажок, а в темное время поры - сигнальный фонарь. Устройства радиосвязи и двусторонней парковой связи, которая есть на станциях, должны использоваться для организации маневровой работы и обеспечение безопасности движения.
Указания и сообщения, которые передаются по радиосвязи и двустороннюю парковую связь, должны быть краткими и четкими. Тот, кто дал указание, обязан убедиться, что оно правильно воспринято машинистом маневрового локомотива и другими работниками (краткое повторение указания, передача в ответ соответствующего звукового сигнала и т.п.).
Для наиболее типичных указаний и сообщений о маневровой работе, которые передаются через радиосвязь и двусторонний парковую связь, в случае необходимости устанавливается примерный регламент ведения переговоров, приведенный в Приложении 14.
Конкретное назначение устройств радиосвязи и двусторонней парковой связи и порядок пользования ими в каждом маневровом районе с определением работников, которым предоставлено право пользоваться этими устройствами, определяется в техническо-распорядительном акте станции.
Порядок эксплуатации радиосвязи и двусторонней парковой связи на станциях устанавливается Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины.
16.1.5 Дежурный по станции должен готовить маневровые маршруты соответственно плану маневровой работы.
Маневровый маршрут без изменения направления движения готовится, как правило, на весь путь следования маневрового состава. В случае невозможности приготовления такого маршрута дежурный по станции обязанный предупредить машиниста (руководителя маневров) о том, на какой путь или к какому светофору приготовлено часть маршрута.
Проезд маневрового светофора с запрещающим показанием или погасшим огнем при готовом маршруте разрешается по указанию дежурного по станции (поста), который передается машинисту маневрового локомотива лично, по радиосвязи, двусторонней парковой связи или через руководителя маневров.
16.1.6 Порядок и условия обеспечения безопасности движения при перестановке составов из парка в парк по соединительным путям или по вытяжным путям, устанавливается в техническо-распорядительном акте станции, при этом особое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности во время движения маневровых составов вагонами вперед.
В отдельных случаях в зависимости от местных условий (при последовательном расположении парков, оснащении маневровых локомотивов устройствами для отцепки их от вагона из кабины машиниста и т.п.) перестановка составов из парка в парк может производиться без сопровождения работниками составительской бригады.
16.1.7 Вагоны с грузами отдельных категорий, которые нуждаются в особенной осторожности, в соответствии с Правилами перевозов грузов железнодорожным транспортом Украины, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины от 21.11.2000 № 644 и зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины за № 861/5082 от 24.11.2000 (с изменениями), Правил перевоза опасных грузов во время выполнения маневров должны иметь прикрытие от паровоза, который работает на твердом топливе, из вагонов с безопасными грузами или пустых вагонов и цистерн из-под безопасных грузов.
Нормы прикрытия в поездах и во время маневров указываются в перевозочных документах нанесением специального штемпеля, где цифрами сказывается минимальное число вагонов прикрытия, например, 3/0-0-3-1, где:
- первая цифра - число вагонов прикрытия от ведущего локомотива в поездах (числитель - от паровоза на твердом топливе, знаменатель - от электровоза, тепловоза или паровоза на жидком топливе);
- вторая цифра - от подталкивающего локомотива в поездах;
- третья цифра - от вагонов с людьми в поездах;
- четвертая цифра - от паровоза на твердом топливе во время маневров;
- знак "0" (ноль) означает, что прикрытия не требуется.
16.1.8 Маневровые передвижения на ремонтных путях вагонных и локомотивных депо должны производиться под наблюдением и по личному указанию ответственного работника соответствующей службы.
16.1.9 На путях, где есть вагоны, с которыми проводятся технические или грузовые операции, маневры толчками не допускаются.
При неблагоприятных погодных условиях (сильный ветер, туман, метель), а также на неосвещенных путях маневровая работа может производиться с особой внимательностью, а в необходимых случаях - с пониженной скоростью.
16.1.10 Работа хозяйственных поездов и специального самоходного подвижного состава на путях станции проводится под руководством ответственного работника соответствующей службы (пути, сигнализации и связи и т.п.) или исполняющего обязанности составителя поездов.
Передвижения указанных поездов и машин с одного пути на другой или в другой район станции производится только с разрешения лица, которое распоряжается маневрами, или дежурного по станции.
В необходимых случаях для руководства передвижением таких поездов и путевых машин по указанию начальника станции могут назначаться соответствующие работники станции.
16.1.11 Разъединения и соединения тормозных рукавов на станциях проводится работниками пунктов технического обслуживания вагонов или другими работниками, установленными, в зависимости от местных условий, технологическим процессом или техническо-распорядительным актом станции.
При выполненные маневров разъединения или соединения тормозных рукавов проводится составительскими бригадами.
Разъединение и соединение тормозных рукавов при отцепке от состава и прицепке к составу поездного локомотива производит локомотивная бригада, а при обслуживании локомотива одним машинистом выполнения этих операций выполняет осмотрщик вагонов.
При прицепке пассажирских вагонов к транзитному пассажирскому поезду соединение тормозных рукавов производится осмотрщиком вагонов.
16.1.12 Передвигать отдельные вагоны вручную допускается в исключительных случаях и только на горизонтальных путях.
На главных, приемоотправочных и сортировочных путях станции передвижения вагонов вручную запрещается.
Передвигать вагоны вручную можно только под непосредственным руководством ответственного лица, выделенного начальником соответствующего линейного подразделения, и в количества не более одного груженного или двух порожних вагонов.
В случае передвижения вагонов вручную не допускается:
- передвигать их с скоростью более 3 км/ч., причем вагоны должны быть обязательно сцеплены;
- выкатывать их за предельный столбик в направления главных и приемоотправочных путей;
- начинать передвижения, не имея тормозных башмаков;
- подкладывать для торможения под колеса шпалы, камень, ломы и прочие предметы.
Передвижения вручную вагонов, занятых людьми и опасными грузами, запрещается.
Порядок передвижения вагонов кабестанами, электрошпилями и другими механическими средствами в зависимости от местных условий устанавливается специальными инструкциями, которые утверждаются начальником железной дороги.