Случаи и сроки уплаты государственной пошлины
Случай уплаты | Срок уплаты |
Обращение в Конституционный суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или _к мировым судьям | До подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы, в том числе апелляционной, кассационной или надзорной |
Обращение за проставлением апостиля | До проставления апостиля |
Обращение за совершением нотариальных действий | До совершения нотариальных действий |
Обращение за выдачей документов (их копий, дубликатов) | До выдачи документов (их копий, дубликатов) |
Плательщик выступает ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в его пользу | В 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда |
В других случаях | До подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов |
Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме, что подтверждается соответствующими документами, и в равных долях, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные НК РФ.
Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с гл. 253 НК РФ освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, то ее размер уменьшается пропорционально числу лиц, освобожденных от уплаты. Оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от ее уплаты. В случае принятия судом решения в пользу истца он освобождается от уплаты государственной пошлины.
Ставки могут быть фиксированными, адвалорными или смешанными.
Юридически значимые действия и ставки государственной пошлины за исполнение этих действии органами нотариата, суда, службами государственной регистрации установлены гл. 253 НК РФ.
Определение размера государственной пошлины имеет свои особенности.
Например, при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям и в арбитражные суды пошлина уплачивается при подаче как имущественных, так и неимущественных исков, цену иска истец определяет самостоятельно или ее определяет судья по установленным законодательством правилам. Причем в цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты. При увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска, а при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается.
В том случае, когда истец освобожден от уплаты государственной пошлины, ее уплачивает ответчик (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.
При совершении нотариусом нотариальных действий с выездом к плательщику государственная пошлина уплачивается в размере, увеличенном в полтора раза.
Законодательством установлены льготы по уплате государственной пошлины, которыми могут воспользоваться, например, следующие категории налогоплательщиков:
- федеральные органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды РФ, бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета, редакции средств массовой информации, за исключением средств массовой информации рекламного и эротического характера, общероссийские общественные объединения, религиозные объединения, политические партии — за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений;
- суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи — при направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ);
- суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи, органы государственной власти субъекта РФ — при направлении (подаче) заявлений в конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
- федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) государственных или муниципальных ценных бумаг;
- Банк России — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется им в целях реализации единой государственной денежно-кредитной политики в соответствии с законодательством РФ;
- организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется ими в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней (в период действия договора о реструктуризации таких обязательств), в случае, если такие ценные бумага переданы и (или) обременены в пользу уполномоченного органа исполнительной власти на основании договора о погашении задолженности по платежам в бюджеты всех уровней;
- организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства РФ;
- государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей — за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении;
- физические лица — авторы культурных ценностей — за право вывоза (временного вывоза) ими культурных ценностей;
- органы государственной власти, органы местного самоуправления — за проставление апостиля, а также за государственную регистрацию организаций и государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций:
- физические лица — Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы — по делам, рассматриваемым в судах обшей юрисдикции, мировыми судьями, в КС РФ. при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния;
- физические лица — участники и инвалиды Великой Отечественной войны — по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в КС РФ. при обращении в органы и (или) к должностным липам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния.
При уплате государственной пошлины следует иметь в виду, что в доход федерального бюджета по местонахождению банка, принявшего платеж, перечисляется пошлина:
- по делам арбитражных судов;
- по делам КС РФ;
- по делам Верховного Суда Российской Федерации;
- за государственную регистрацию фирм и внесение изменений в их учредительные документы.
В остальных случаях пошлина зачисляется в доход местного бюджета по местонахождению банка, принявшего платеж.
Пошлину также можно заплатить наличными (например, государственному нотариусу) или через банк.
Пошлину за судебные разбирательства, а также за государственную регистрацию фирм (изменения в учредительных документах) платят до подачи заявления, жалобы, ходатайства и т.д. В суд нужно представить платежное поручение или квитанцию об уплате пошлины с подлинной отметкой банка.
При отсутствии денег на уплату пошлины (например, налоговые органы заблокировали расчетный счет организации), можно попросить суд предоставить отсрочку или рассрочку по ее уплате. Ходатайство должно быть приложено к исковому заявлению или включено в просьбу непосредственно в заявлении. Максимальный срок отсрочки или рассрочки — один год. На сумму государственной пошлины, в отношении которой представлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который она предоставлена.
Для подтверждения неспособности уплатить пошлину необходимо подать в суд:
- справку из налогового органа об открытых налогоплательщику банковских счетах (налоговый орган предоставляет справку по заявлению налогоплательщика);
- банковские выписки по этим счетам.
Обращаясь и нотариальную контору, необходимо уплатить пошлину непосредственно в момент обращения. В некоторых случаях уплаченную пошлину можно вернуть, например, если:
- выигран спор в суде с государственным органом;
- ошибочно уплачена пошлина в большем размере, чем необходимо;
- иск был оставлен судом без рассмотрения.
Чтобы вернуть сумму пошлины, следует написать заявление в налоговый орган. Специального бланка для такого заявления нет, поэтому заявление составляют и оформляют в произвольной форме. Если пошлина была уплачена по делу, рассматриваемому в арбитражном суде, то в налоговый орган также следует представить справку на возврат пошлины. Ее выдает арбитражный суд.
Пошлина должна быть возвращена на расчетный счет в течение месяца после подачи заявления. Если этот срок нарушен, сумму пошлины должны вернуть с учетом процентов, начисленных по ставке рефинансирования Банка России.
2.
В отличие от федеральных региональные налоги устанавливаются в два этапа: одна «часть» определяется Налоговым кодексом РФ, другая - законом субъекта Федерации.
Региональные налоги и сборы.
Вид налога | Федеральный нормативный акт | Региональный нормативный акт |
Налог на имущество | Налоговый кодекс Российской Федерации. Статья 380 | Закон Волгоградской области от 28 ноября 2003 г. N 888-ОД «О налоге на имущество организаций» |
Налог на игорный бизнес | Налоговый кодекс Российской Федерации. Глава 28 | Закон Волгоградской области от 17 декабря 1999 г. N 351-ОД «О ставках налога на игорный бизнес» |
Транспортный налог | Налоговый кодекс Российской Федерации. глава 28 ст. 356-363.1 | Закон Волгоградской области от 11 ноября 2002 г. N 750-ОД «О транспортном налоге» |
1). Налог на имущество организацийуплачивают следующие субъекты:
· Организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.
· От уплаты налога на имущество освобождены организации, которые применяют специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД и др.).
До 1 января 2017 г. из числа налогоплательщиков исключены:
· организации - организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи;
· организации - маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета (МОК).
Объект налогообложения – это движимое и недвижимое имущество (в том числе переданное во временное владение, пользование, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность, или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе как основные средства.
Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.
Не являются объектами налогообложения:
· земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы;
· имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба, если оно используется для нужд обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.
Налоговая база определяется самостоятельно как среднегодовая стоимость имущества. Учитывается по его остаточной стоимости. Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ - по инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Сведения об инвентаризационной стоимости необходимо сообщать в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) объектов в налоговый орган по местонахождению объектов.
Налоговая база определяется отдельно по месту нахождения организации и каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, а также по каждому объекту недвижимого имущества, находящегося вне его местонахождения.
Если фактическое местонахождение налогооблагаемых объектов находится в разных субъектах РФ, налог исчисляется с учетом ставок, принятых в соответствующих субъектах РФ.
С января 2011 г. и до 2025 г. налоговая база уменьшается на сумму законченных капитальных вложений в строительство, реконструкцию или модернизацию отдельных объектов (судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях России, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта, за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома).
Налоговый период - календарный год.
Отчетные периоды - I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. По истечении каждого отчетного периода в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) предоставляются налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций. Срок предоставления расчетов – 30 число месяца, следующего за отчетным периодом.
По итогам налогового периода предоставляется налоговая декларация не позднее 30 марта года, следующего за налоговым периодом.
Налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 процента.
Допускается установление дифференцированных (различных) налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В большинстве субъектов РФ установлены максимальные налоговые ставки.
В Волгоградской области ставка 2,2% и 0 % для организаций - в отношении территориальных автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Волгоградской области.
Налогоплательщиками налога на игорный бизнес являются: организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
С января 2012 года к налогоплательщикам не относятся индивидуальные предприниматели!
Также существенным изменениям в 2012 году подвергся и перечень объектов обложения налогом на игорный бизнес. К ним теперь относятся:
· игровой стол;
· игровой автомат;
· процессинговый центр тотализатора;
· процессинговый центр букмекерской конторы;
· пункт приема ставок тотализатора;
· пункт приема ставок букмекерской конторы.
Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки или нахождения не позднее чем за два дня до даты его установки (открытия).
Напоминаем, что 1 июля 2009 г. в России прекратили действовать игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов), не имеющие разрешения на организацию и проведение азартных игр в игорной зоне.
Налоговая база – определяется по каждому объекту налогообложения отдельно. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы по каждому объекту и соответствующей ставки налога.
Налог подлежит уплате с момента осуществления лицензируемой деятельности в области игорного бизнеса.
Налоговый период- календарный месяц.
В 2012 году на территории Волгоградской области действуют следующие налоговые ставки:
· за один процессинговый центр тотализатора – 125000 рублей
· за один процессинговый центр букмекерской конторы – 125000 рублей
· за один пункт приема ставок тотализатора – 7000 рублей
· за один пункт приема ставок букмекерской конторы – 7000 рублей.
Ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, представляется налоговая декларация с учетом изменений количества объектов.
Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Налог уплачивается в бюджет по месту регистрации в налоговом органе объектов не позднее срока подачи декларации. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, предусмотренной для этих объектов.
Уплата налога при наличии у организации обособленного подразделения - по месту его нахождения.
Ну и наконец последний из перечня региональных налогов – транспортный налог.
Налогоплательщики – организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, а также физические лица, которым переданы транспортные средства на основании доверенности.
Объектами налогообложения являются:
автомобили, мотоциклы, мотороллерыавтобусы и др. самоходные машины на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные и др. водные и воздушные транспортные средства
Перечисленные транспортные средства должны быть зарегистрированы в установленном порядке.
Не являются объектами налогообложения:
1. Весельные лодки, моторные лодки с двигателем не свыше 5 л. с.
2. Автомобили легковые специально оборудованные для инвалидов, а также полученные через органы соц. защиты с мощностью двигателя до 100 л. с.
3. Промысловые морские и речные суда.
4. Пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
5. Тракторы, комбайны, спец. машины, зарегистрированные для сельхозработ.
6. Транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба.
7. Транспортные средства, находящиеся в розыске.
8. Самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.
9. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
Определяется в следующих вариантах:
· как мощность двигателя в лошадиных силах (для автотранспорта);
· как тяга реактивного двигателя (для воздушного транспорта);
· как валовая вместимость в регистровых тоннах (для водного несамоходного транспорта);
· как единица транспортного средства.
В случае регистрации или снятия с учета транспортного средства в течение налогового (отчетного) периода исчисление налога производится с учетом коэффициента - как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство зарегистрировано, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Налоговый период – календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя - ст. 361 НК РФ. Налоговые ставки, указанные в ст. 361 Налогового кодекса, могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз. Однако ограничение в сторону уменьшения ставок не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают налог не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В течение налогового периода уплата авансовых платежей по налогу организациями не производится.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог за каждое транспортное средство уплачивается в полных рублях (50 копеек и более округляются до целого рубля, а менее 50 копеек не учитываются).
Излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются налогоплательщику в соответствии Налоговым кодексом РФ.
Налог на игорный бизнес
Игорный бизнес — предпринимательская деятельность, связанная с извлечением доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров, имущественных прав, работ или услуг. Следовательно, уплачивать налог должны казино, заведения, которые получают доход от игровых аппаратов, а также букмекерские конторы, ипподромы и другие организации, которые принимают от населения денежные ставки.
Организатор игорного заведения, в том числе букмекерской конторы, — организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, за исключением азартных игр на тотализаторе.
Организатор тотализатора — организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса посредническую деятельность по организации азартных игр по приему ставок от участников взаимных пари и (или) выплате выигрыша.
Участник — физическое лицо, принимающее участие в азартных играх и (или) пари, проводимых организатором игорного заведения (организатором тотализатора).
Азартная игра — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора).
Пари — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора), исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.
В рамках специальных налоговых режимов допускается установление особого порядка определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Поскольку налогообложение игорного бизнеса фактически специальный режим налогообложения, игорная деятельность освобождается от уплаты федеральных налогов.
Организации (с января 2012 года к налогоплательщикам не относятся индивидуальные предприниматели), занимающиеся игорным бизнесом, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
С 1 января 2012 г. к объектам обложения налогом на игорный бизнес относятся:
* игровой стол;
* игровой автомат;
* процессинговый центр тотализатора;
* процессинговый центр букмекерской конторы;
* пункт приема ставок тотализатора;
* пункт приема ставок букмекерской конторы.
Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки или нахождения не позднее, чем за два дня до даты его установки (открытия). Невозможность эксплуатации установленного в игорном заведении оборудования, вызванная, например, поломкой, некомплектностью и т.п., не изменяет обязанности налогоплательщика по уплате налога, если в налоговый орган не будет представлено заявление об изменении количества зарегистрированных объектов налогообложения.
По каждому объекту налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения (ст. 367 НК РФ). Таким образом, чтобы рассчитать сумму налога, необходимо умножить количество объектов налогообложения одного вида (например, игровых автоматов) на соответствующую налоговую ставку. Если у налогоплательщика несколько видов объектов налогообложения (игровые столы, кассы тотализатора и т.д.), то сначала рассчитывают налог по каждому виду, а затем полученные результаты суммируются.
Статьей 369 НК РФ установлены минимальные и максимальные ставки налога. Конкретные же ставки устанавливает субъект РФ на территории, которого вводится данный налог.