Общие принципы устройства и работы редукторов.
КАФЕДРА ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 2
«Газовые редукторы: устройство, технические характеристики, регулировки, испытания, расчёт».
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Разработаны: проф., д.т.н. Бышовым Н.В., ст. преп. Корнюшиным В.М. |
РЯЗАНЬ 2015
Лабораторная работа № 2.
«Газовые редукторы: устройство, технические характеристики, регулировки, испытания, расчёт».
1. Цель и задачи работы.
Изучить назначение, конструктивные особенности и технические характеристики газовых редукторов для газобаллонного оборудования автотракторной техники.
Получить практические навыки по правилам установки, регулировки и испытаниям газовых редукторов для газобаллонного оборудования автотракторной техники.
2. Литература:
2.1. Техническая эксплуатация автомобилей: Учеб. для вузов. — 4-е изд., перераб. и доп. / Е.С.Кузнецов, А.П.Болдин, В.М.Власов и др. — М.: Наука, 2001.
2.2. Панов Ю.В. Установка и эксплуатация газобаллонного оборудова-
ния автомобилей. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
2.3. Григорьев Е.Г., Колубаев Б.Д., Ерохов В.И. и др. Газобаллонные
автомобили. — М.: Машиностроение, 1989.
2.4. ОСТ 37.001.653 — 99. Газобаллонное оборудование для транспортных средств, использующих газ в качестве моторного топлива. Общие технические требования и методы испытаний.
3. Оборудование, приборы, инструмент.
Наглядные стенды, показывающие работу автотракторной техники на сжиженном нефтяном и компримированном природном газах.
Образцы газовых редукторов производства России и Италии: одноступенчатые, двухступенчатые, трёхступенчатые; для СНГ и КПГ.
Учебные плакаты, методические указания к лабораторной работе (кафедра ЭМТП).
4. Указания по технике безопасности при проведении работы.
При проведении работы следует строго соблюдать все правила поведения, изложенные в «Инструкции по технике безопасности и охране труда для обучающихся в учебной аудитории».
Газовые редукторы для газобаллонного оборудования автотракторной техники.
Общие принципы устройства и работы редукторов.
Автоматическое снижение и поддержание на выходе заданного давления газообразного топлива на всех режимах работы двигателя обеспечивают редукторы для автомобильных двигателей. Редукторы являются важнейшей, наиболее сложной и дорогостоящей (не считая баллонов для КПГ) составляющей ГБО, непосредственно влияющей на показатели работы двигателя и автомобиля.
По виду редуцируемого газа редукторы подразделяются на:
- редукторы СНГ –для сжиженного нефтяного газа (пропан-бутан);
- редукторы КПГ –для компримированного природного газа (метан).
Основные разновидности и технические характеристики автомобильных газовых редукторов приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Редукторы газовые автомобильные | |||||
СНГ | КПГ | ||||
Карбюраторные автомобили | Инжекторные автомобили | Карбюраторные автомобили | Инжекторные автомобили | ||
Мембранно-рычажного типа, с запорными клапанами по ступеням, с полостью теплоносителя (с подогревом) | |||||
Вакуумного или электронного вида (по способу закрытия клапана выходного давления). | |||||
Двухступенчатые | Одноступенчатые | Трёхступенчатые | Одно - и двухступенчатые | ||
Входное давление 1,6 МПа | Входное давление 20,0 МПа | ||||
Выходное давление | Выходное давление | ||||
0…100 Па | 0,10…0,15 МПа | 0…100 Па | 0,15…0,20 МПа | ||
Важнейшим параметром редукторов СНГ и КПГ является расход газа, т. е. их производительность для обеспечения мощностных показателей двигателя. Подразделяются на редукторы для двигателей с объёмом:
до 2,0 л; до 3,5 л; до 7,0 л и выше.
Редукторы предназначены для:
· испарения (подогрева) жидкого (газообразного) газового топлива;
· автоматического снижения давления газа в системе питания до за-
данной величины при постоянно изменяющихся давлении и количестве газа в баллонах и изменяющихся режимах работы двигателя;
· обеспечения подачи газа в широком диапазоне температур
окружающего воздуха и газа в баллонах и различного агрегатного
состояния газа;
· подачи предпусковой дозы газа во впускной патрубок двигателя;
· дозирования и подачи газа в двигатель на режиме холостого хода;
· автоматического прекращения подачи газа при любой остановке двигателя, в том числе не контролируемой водителем.
Для решения этих сложных задач применяют системы последовательного ступенчатого снижения давления (многоступенчатые редукторы). Для понижения давления компримированного природного газа с 20,0 МПа применяют трехступенчатые системы, а для газа сжиженного нефтяного с 1,6 МПа — двухступенчатые системы.
1 - крышка 1-й ступени; 2— крышка пружины; 3 — пружина; 4 — шайбы мембраны; 5— полость 1-й ступени; 6— мембрана 1-й ступени; 7— канал выхода газа; 8 — корпус полости подогрева; 9 — полость подогрева; 10 — канал выхода охлаждающей жидкости; 11 — канал входа охлаждающей жидкости; 12 — канал входа газа; 13 — клапан; 14 — корпус редуктора; 15 — рычаг; 16 — поводок
Рис. 1. Принципиальная схема одноступенчатого редуктора.
Принципиальная схема простейшего одноступенчатого газового редуктора мембранно-рычажного типа представлена на рис. 1. Редуктор состоит из корпуса 14 с крышкой 1, между которыми зажата эластичная мембрана 6, герметично разделяющая редуктор. В центре мембрана зажата шайбами 4, через которые проходит поводок 16 и на одну из которых опирается пружина 3. Усилие этой пружины регулируется положением крышки пружины 2, т. е. регулируется давление газа в первой ступени равное 0,035…0,045 МПа. Мембрана 6 поводком 16 соединяется с рычагом 15, на котором крепится клапан 13. Рычаг поворачивается на оси, опора которой крепится на корпусе 14.
Газ поступает в редуктор во входной канал 12 через открытый усилием пружины 3 клапан 13. Равновесие сил, регулирующих положение клапана 13 и соответственно давление в камере (ступени) редуктора, поддерживается давлением газа на мембрану 6 и усилием пружины 3.
Для подогрева редуктора служит герметичная полость 9, которая соединена с системой охлаждения двигателя.
В редукторе для СНГ подогрев необходим для интенсивного испарения сжиженного газа. Если редуктор понижает высокое давление компримированного природного газа, подогрев необходим для предотвращения замерзания влаги, присутствующей в газе.
1 — крышка 2-й ступени; 2 — мембрана 2-й ступени; 3 — поводок мембраны 2-й ступени; 4 и 7 — шайбы мембраны; 5 — атмосферная полость; 6 — рычаг клапана 2-й ступени; 8— мембрана разгрузочного устройства; 9— полость разгрузочного устройства; 10 и 16 — пружины; 11 — патрубок; 12 — корпус редуктора; 13 — канал выхода газа; 14 — канал входа газа; 15 — клапан; 17 — крышка пружины.
Рис. 2. Принципиальная схема 2-й ступени редуктора.
Многоступенчатые редукторы имеют дополнительные камеры для дальнейшего снижения и регулировки давления газа.
Во второй ступени редуктора происходит дальнейшее снижение давления (рис. 2.).
. Последняя ступень редуктора состоит из корпуса 12 с крышкой 1, между которыми зажата эластичная мембрана 2, герметично разделяющая редуктор. В центре мембрана зажата шайбами 4, через которые проходит поводок 3, соединенный с рычагом клапана. Рычаг поворачивается на оси, опора которой крепится на корпусе 12.
Положение клапана регулируется усилием пружины 16 с помощью крышки 17 (регулировка выходного давления газа равного 0…100 Па).
Давление газа в камере зависит от усилия пружины 16, с одной стороны, и давления поступающего в канал 14 газа. Поступлению газа из выходного канала 13 способствует разрежение, которое образуется в диффузоре смесителя и карбюратора двигателя. При эксплуатации автомобиля может возникнуть не контролируемая водителем ситуация, когда зажигание остается включенным, а двигатель не работает или заглох. Если отсутствует устройство блокировки, то при включенном зажигании газ под давлением через открытый магистральный электромагнитный клапан будет продолжать поступать через редуктор в двигатель и затем, не сгорая в нем, в подкапотное пространство и другие полости. При наличии специального устройства этого не произойдет и клапан 15 будет герметично закрыт.
Такие пневматические устройства называются разгрузочными устройствами.Устанавливаютсяонив вакуумных редукторах.Разгрузочное устройство образует в редукторе дополнительную изолированную полость, соединенную с впускным коллектором. Если двигатель не работает, пружина, расположенная в разгрузочном устройстве, через мембрану упирается в рычаг клапана ступени и закрывает таким образом поступление газа в полость этой ступени.
Разгрузочное устройство состоит из пружины 10, упирающейся в рычаг 6 через упорные шайбы 7, закрепленные на мембране 8. Мембрана 8 образует герметичную полость, соединенную через патрубок 11 с впускным коллектором.
При запуске двигателя разрежение из впускного коллектора передается в полость 9 разгрузочного устройства, мгновенно втягивая мембрану и сжимая пружину 10. Упор 7 опускается и освобождает (разгружает) перемещение рычага 6.
Редукторы могут оснащаться дополнительными (байпасными) каналами, выполняющими функции пусковой системы и системы холостого хода.
Система холостого хода позволяет обеспечивать поступление малого количества газа и производить регулировку токсичности на холостом ходу.
Для блокировки подачи газа при неработающем двигателе не обязательно использовать разгрузочное устройство. На входе в редуктор или систему холостого хода достаточно установить дополнительный электромагнитный клапан. Клапан открывается специальным электронным блоком как только на него поступит сигнал о запуске двигателя. Такие редукторы называются электронными.
Длина и расположение рычагов клапанов, их форма и размер, диаметр мембран, усилие пружин существенно отличаются в различных редукторах и соответственно влияют на характеристики работы редукторов и их систем питания.