Общеевропейская лицензия машиниста локомотива

ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЕТИ

Железные дороги будущего в европейском понимании выглядят как единая сеть на территории 25 государств, на которой работает множество конкурирующих между собой операторов. Представьте себе, что стало бы с нормативами безопасности и условий труда без минимальных норм, реализованных в общеевропейских стандартах.

К счастью, такую пугающую перспективу удалось предотвратить. На протяжении двух лет ЕФТ - европейская ветвь МФТ - убеждала организацию работодателей, Сообщество европейских железных дорог (СЕR), вступить в переговоры по проблеме условий труда на сети железных дорог. Потом девять месяцев продолжались переговоры.

И, наконец, в январе 2004 г. социальные партнеры ЕФТ и СЕR подписали дна основополагающие соглашения, которые послужат фундаментом стандартам техники безопасности и условий труда на новом этапе либерализации европейского рынка железнодорожного транспорта.

Первый пакет постановлений Европейской комиссии относительно либерализации международных грузовых перевозок вступил в силу 15 марта 2003 года. Второй пакет прошел процедуру законодательного утверждения, а о третьем было сообщено совсем недавно. В этих пакетах объединились поэтапная либерализация железнодорожного транспорта в Европе и формирование новой нормативно-правовой базы единого, взаимно доступного европейского рынка железнодорожного транспорта. Тем не менее, при согласовании стандартов по широкому кругу технических и эксплуатационных проблем вопросы социального плана были полностью проигнорированы.

Профсоюзы железнодорожников Европы уже на начальном этапе осознали заложенную в реформах опасность социального демпинга в результате открытия доступа к рынку труда для дешевой и менее регулируемой рабочей силой из стран с более низкими стандартами найма. Продолжая протесты против либерализации на общеевропейском уровне, профсоюзы требовали включения социальной компоненты в нормативно-правовую базу.

В заключенных соглашения предусматривается введение единой общеевропейской лицензии машиниста и минимальных стандартов на условия труда членов поездных бригад, осуществляющих международные перевозки с пересечением границ. С точки зрения профсоюзов оба соглашения призваны обеспечивать высокий уровень охраны труда и эксплуатационной безопасности на железнодорожном транспорте. В них установлены единые квалификационные требования, нормы охраны труда и здоровья членов поездных бригад, а также сделана попытка предупредить социальный демпинг.

Общеевропейская лицензия машиниста локомотива

Новая общеевропейская лицензия будет служить дополнением к национальной лицензии или сертификату машиниста локомотива, выдаваемому страной найма машиниста. Ее будут выдавать машинистам, пересекающим во время поездок границы по меньшей мере двух государств.

Такая лицензия удостоверяет медицинскую и психологическую пригодность, а также уровень профессиональной подготовки машиниста. Тем самым она подтверждает, что машинист правомочен водить локомотив на двух железнодорожных сетях, с различающимися правилами эксплуатации, системами сигнализации, маршрутами, подвижным составом и языками общения.

Соглашением вводятся стандарты физической и психической годности. Медицинская комиссия проводится один раз в три года. В приложении указаны необходимые для ведения поезда профессиональные требования. Компаниям придется как минимум раз в год проводить для машинистов курсы повышения квалификации, чтобы поддерживать их знания на современном уровне.

Железнодорожные компании несут полную ответственность за правомочность машинистов. Они являются владельцами выдаваемых ими общеевропейских лицензий, что определяет их полную юридическую ответственность. По соглашению они обязаны организовывать информационный массив, чтобы лица, ответственные за эксплуатационную безопасность, могли проверить правомочия машиниста. Это гарантирует машинисту локомотива оказание медицинской и юридической помощи, если происшествие или авария произойдут в другой стране, а также помощь представителей профсоюза этой страны. Это также гарантирует представителям профсоюза в стране проживания машиниста доступ к информации, если у машиниста возникнут проблемы в другой стране.

Указанные требования служат гарантией высокого профессионализма машиниста международных сообщений, имеющего общеевропейскую лицензию.

Наши рекомендации