Характеристика объекта стандартизации
Пояснительная записка
к первой редакции проекта межгосударственного стандарта
ГОСТ «Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний»
1.Основание для разработки межгосударственного стандарта
Проект межгосударственного стандарта ГОСТ «Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний» разработан в соответствии с Программой национальной стандартизации России на 2016 г. и Программой межгосударственной стандартизации на 2016 г. (шифр ПНС 1.2.274-2.019.16 и шифр МГС RU.1.416-2016, соответственно).
Межгосударственный стандарт разрабатывается впервые на основе следующих национальных стандартов – ГОСТ Р 12.2.144-2005 и ГОСТ Р 53328-2009.
Целесообразность разработки межгосударственного стандарта
Целями разработки проекта ГОСТ «Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний» являются:
- обеспечение выполнения положений технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) и проекта технического регламента Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения»;
- повышение уровня качества и безопасности основных пожарных автомобилей (далее – ПА), применение единой маркировки и единых методов испытаний (измерений) ПА;
- поддержание фонда межгосударственных стандартов в области пожарной техники, в том числе применяемых с целью обеспечения охраны труда на современном научно-техническом уровне,
- снижение барьеров в торговле между государствами членами ЕАЭС и СНГ.
Характеристика объекта стандартизации
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 апреля 2013 г. № 88 утверждена Программа по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.
Пунктом 15 данной Программы Российской Федерации поручено разработать ГОСТ «Автомобили пожарные. Технические требования и методы испытаний» на основе ГОСТ Р 12.2.144-2005, ГОСТ Р 53328-2009, НПБ 101-2005.
Программой национальной стандартизации России на 2016 г. предусмотрена разработка ГОСТ «Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний» на основе ГОСТ Р 12.2.144-2005 и ГОСТ Р 53328-2009.
В настоящее время в России действуют следующие межгосударственные и национальные стандарты на пожарные автомобили:
- ГОСТ 4.332-85 «Система показателей качества продукции. Автомобили пожарные тушения. Номенклатура показателей»,
- ГОСТ Р 12.2.144-2005 «Система стандартов безопасности труда. Пожарные машины и оборудование»,
- ГОСТ Р 53328-2009 «Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний».
В Республике Беларусь разработан проект национального стандарта СТБ/ПР «Система стандартов пожарной безопасности. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний».
В Республике Казахстан действуют национальные стандарты СТ РК 1975-2010 «Техника пожарная. Автомобили пожарные штабные. Общие технические условия» и СТ РК 1980-2010 «Техника пожарная. Автомобили пожарные основные. Общие технические условия».
Стандарты Республики Беларусь и Республики Казахстан разрабатывались на основе российских национальных стандартов, поэтому Росстандартом принято решение о разработке ГОСТ на основе ГОСТ Р 12.2.144-2005 и ГОСТ Р 53328-2009.
При разработке ГОСТ учитывалась техническая политика МЧС России, предусматривающая повышение технического уровня и функциональных возможностей вновь создаваемой пожарно-спасательной техники, используемой как при тушении пожаров, так и при проведении аварийно-спасательных работ, связанных с ликвидацией последствий природных и техногенных аварий и катастроф.
Актуальнейшей проблемой нового времени является принцип многофункциональности ПА. На вооружении пожарной охраны уже появились многофункциональные ПА: это пожарно-спасательные автомобили, автомобили со съемной надстройкой, высотно-спасательные автомобили (ВСА). Причем высота подъема стрелы ВСА за последние несколько лет практически удвоилась, достигнув отметки в 112 м.
Также важной задачей является обеспечение безопасности и надежности действующего парка ПА.
Для повышения технического уровня и качества выпускаемых в ЕАЭС ПА, требуется межгосударственная нормативная и испытательная база, нужна надежная, высокоэффективная, безопасная в эксплуатации, соответствующая современным нормам и требованиям пожарная техника.
Разработанный стандарт распространяется на основные пожарные автомобили и устанавливает общие требования безопасности к ним и методы их испытаний.
В последние годы создаются новые виды пожарной техники, представляющие достаточно сложные конструктивные системы, а также перспективные разработки различными предприятиями новых изделий. В связи с этим появилась необходимость разработки нового стандарта, устанавливающего единые общие технические требования, методы испытаний и контроля.