Системная интеграция функций управления

В современных условиях управление такой сложной системой как судоходная компания немыслимо без применения компьютерной техники и новейших информационных технологий. Кроме того, жесткая конкуренция на рынке морских перевозок грузов заставляет применять особые формы организации судоходных компаний и синтетические методы управления ими с широким использованием компьютерных технологий. Самая первая из них и наиболее распространенная форма – использование АСУ, т.е. автоматизированных систем управления. Современные АСУ морских транспортных предприятий помимо ИВЦ в центральном офисе имеют локальную сеть персональных компьютеров, расположенных во всех подразделениях компании для решения задач оперативного управления. На многих из этих ПК реализованы локальные базы данных, составляющие вместе с БД центрального компьютера (мэйнфрейма) единую глобальную БД фирмы. Такая структура позволяет сочетать свойственные моноиерархической системе лучшее планирование и прогнозирование, большую избирательность решений с присущими децентрализованным системам управления свойствами гибкости, инициативности, энергии и способности к адаптации. Рассмотрим организационные и системные средства, с помощью которых достигается этот эффект.

Для больших компаний традиционна жесткая структура АСУ, т.к. их организационная структура (сформированная на основе исторического опыта) состоит из подразделений, обеспечивающих реализацию специфических функций. Но ориентация народного хозяйства на развитие малого и среднего бизнеса привела к появлению на транспорте множества предприятий именно таких форм. Работа их характеризуется тем, что один и тот же человек зачастую выполняет несколько функций. При этом первая проблема роста - а он при успешной деятельности предприятия неизбежен - быстрое исчерпание возможностей одного должностного лица. Для того чтобы разгрузить этого человека, необходимо часть его функций передать другому. Следовательно, в организации должны существовать специальные процедуры, позволяющие корректно и вовремя это сделать.

С учетом этой проблемы сейчас в мире наблюдается тенденция к переходу на гибкую модель бизнеса - CSRP (Customer Synchronized Resource Planning - см. PC Week/RE, N 45/97, с. 3, 62). В соответствии с этой моделью необходимо динамично перестраивать бизнес под быстро меняющиеся потребности клиентов, а значит, надо организовать бизнес из таких элементов, которые, не изменяясь сами, могут быть перегруппированы для решения новых задач. Элементы бизнеса объединяются в блоки. Каждый блок реализует одну из функций обеспечения в том объеме, который определяется спецификой бизнеса. Критерий выделения блока: число внутренних связей существенно превышает число внешних связей. Для большинства производственных и транспортных предприятий такими блоками являются:

стратегическое планирование и управление;

анализ деятельности и оперативное управление;

финансовые функции;

работа с персоналом;

юридическое обеспечение;

электронная обработка данных;

поддержка проектов;

маркетинг, реклама и выставки;

обеспечение коммуникаций;

транспортное обеспечение;

складское обслуживание;

логистика отгрузок;

логистика снабжения и поставок;

таможенные функции;

секретариат (управление делами);

ведение архива;

протокольные функции;

безопасность;

охрана труда;

хозяйственные функции;

капитальное строительство и ремонт;

взаимодействие с филиалами.

Привязка к набору базовых блоков позволяет произвести измерение (фиксацию) параметров объекта управления для последующего его анализа. Подробное описание организационной структуры является основой для синтеза системы автоматизации ведения бизнеса. Для современных хозяйственных форм такой системой является корпоративная информационная система (КИС).

КИС предназначена для управления информационными потоками предприятия. Управление информацией сводится прежде всего к систематизации и классификации. Базы данных, заполняемые оперативными транзакционными системами, содержат необработанную для людей, принимающих решения, информацию. Чтобы ее использовать для принятия решений, она должна быть определенным образом организована.

Уровень обработки информации и степень ее концентрации зависит от уровня управления, на котором данный руководитель находится.

Высшему звену управления для установления долгосрочных целей, накопления ресурсов для их достижения нужна информация по стратегическому планированию, в том числе экономические прогнозы и оценки. Учетная информация используется руководителями среднего звена для координации различных подконтрольных им функций, в частности для разработки оперативных планов. Подробные отчеты по повседневной производственной деятельности используют руководители нижнего звена управления для определения сиюминутных потребностей в ресурсах и фиксации событий хозяйственной деятельности.

Таким образом, управленческая информация о событиях хозяйственной деятельности, выдаваемая системой накопления данных, в дальнейшем должна быть систематизирована и согласована по уровням управления предприятием. Можно говорить о категориях управленческой информации, соотнося ее с этими уровнями.

Любое предприятие имеет свою собственную индивидуальную систему целей, которая является основой для построения категорий управленческой информации и соотнесения ее с уровнями управления. КИС управления предприятием по своему назначению должна поддерживать необходимую систему типов управленческой информации. На этом базируется работа по созданию информационного хранилища предприятия, так как именно на основе его данных и должны приниматься решения и строиться прогнозы.

Разработкой систем автоматизации управления бизнесом занимаются компании - системные интеграторы. Разработка начинается с установления системы целей предприятия, определения структуры бизнеса и выбора соответствующей ему структуры КИС. И только после этого решаются вопросы выбора конкретных средств проектирования и непосредственного синтеза системы.

Наши рекомендации