Тема 14: ЧАСТИ ЛИЦА И ТЕЛА

Тема 3: ФРУКТЫ

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4.Связная речь
1. Предметный словарь: фрукты, аб­рикос, персик, банан, яблоко, гру­ша, слива, хурма, киви, гранат; сад, кисть, лоза, дерево, кожура, косточ­ка; варенье, мармелад, джем, по­видло, компот, сок, желе; садовник, посадка; витамины, здоровье, лом­тик, кусок, вкус, начинка, долька, су­хофрукты, изюм. Глагольный словарь: расти, созре­ вать, снять, сорвать, варить, са­ жать, резать, чистить, цвести, уха­ живать, собирать, мыть, есть. Словарь признаков: румяный, ду­ шистый, ароматный, кислый, слад­ кий, крупный, мелкий, гладкий, ше­ роховатый; полезный, вкусный, красный, зеленый, фиолетовый. Словарь наречий: вкусно, кисло, сладко, много, мало.   Антонимы: крупный - мелкий, боль­ шой - маленький, зрелый - зеле­ ный, сладкий - кислый, гладкий - шероховатый. Словообразование:   прилагательных от существительных (яблоко - яблочный);   1. Подбор признаков к I : предмету У?. навание предмета по признаку. Согласование прилагательных с су­ществительными: яблоко - аромат­ное. Образование множественного числа существительных. Яблоко - яблоки. Согласование числительных, ме­ стоимений, наречий с существи­ тельными. Один гранат, мое ябло­ ко, много груш. 4. Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Пред­ложный падежи.) «Угощайся» - съешь ломтик яблока, груши... Бабушкина кладовая (предлог «из»: сок из яблок, варенье из винограда, начинка из абрикосов). Что можно приготовить?» (Можно приготовить варенье, джем...). У меня есть, у меня нет...» (работа с картинками). Предлоги: «в», «из», «с» (в банке, из банки, корзинка с персиками...). Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). Классификация: крупные фрукты, красные, зеленые, сладкие, кислые, большие - маленькие. Игры на восприятие цвета, формы, размера:   Узнай изображения по трафарету. Что внутри? (Косточки, семечки). Чудесный мешочек. Узнай на вкус. Чего не стало? Раскрась фрукты. 5. Проблемные вопросы: Как надолго сохранить фрукты? Почему так называют: садовод, су­ хофрукты? 6. 4-й лишний: фрукты - овощи; фрукты - продукты; сладкие фрукты - кислые фрукты; тропические фрукты - фрукты на­ шей страны. 7. Объясни значение выражений: — изюминка в человеке.   Загадки - описания. Описательные рассказы. Сравнительно - описательные рас­ сказы. Рассказы по темам:   Кто и как ухаживает за садом? Птицы - друзья сада. Путь яблочного семечка до яблока. Рассказ о приготовлении варенья из яблок. Чем полезны фрукты? Сказка о любимом фрукте. Если бы я был яблоком...  
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-8). Обведение предметов по контуру, рисование по клеточкам.  

Тема 4: ИНСТРУМЕНТЫ

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4.Связная речь
Предметный словарь: инструмен­ ты, топор, пила, рубанок, молоток, отвертка, ножницы, иголка, клещи, щипцы, плоскогубцы, мастерок, кисть, ключ, лопата, коса, зубья, ручка, ушко, шило, столяр, слесарь, маляр, штукатур, огородник, швея, сапожник, работа. Глагольный словарь: пилить, ру­ бить, строгать, забивать, отвинчи­ вать, резать, шить, копать, косить, красить, выдергивать. Словарь признаков: острый, тупой, железный, тяжелый, садовый, рабо­ чий, деревянный, большой, малень­ кий. Словарь наречий: тяжело, быстро, гладко, глубоко, ровно. Антонимы: острый -тупой, большой - маленький, тяжело - легко. Синонимы: швея - портниха. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (железо - железный, дерево - де­ревянный); приставочных глаголов (срубить, отрубить, перерубить); существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (топор — топорик; иголка — иголочка); существительных от существитель­ ных (сапог - сапожник, огород - огородник). 8. Подбор родственных слов: пила, ключ. 9. Многозначность: ключ, иголка, кисть, ушко, коса.   1. Подбор признаков к предмету. Уз­ навание предмета по признаку. Согласование прилагательных с су­ществительными: топор - острый. Образование множественного числа существительных. Пила - пилы. Согласование числительных, ме­ стоимений, наречий с существи­ тельными. Одна пила, мои ножни­ цы, много иголок. Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Тво­рительный падежи.) Потерянные инструменты (нет мо­ лотка, нет отвертки...). Строим скворечник (я возьму моло­ ток, пилу...). Что кому нужно? (рубанок нужен сто­ ляру). Что чем делают? (рубят топором, шьют иголкой...).   Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3. Игры на восприятие цвета, формы, размера: Узнай предмет по части. Узнай предмет по контуру, по нало­ женным изображениям. Кому какой инструмент нужен? 4. Проблемные вопросы: Почему пилу делают из железа? Почему так называют: отвертка, щипцы? 5. 4-й лишний: инструменты - нет; музыкальные инструменты - рабо­ чие инструменты; острые инструменты - нет. 6. Объясни значение выражений: Мастер на все руки. Золотые руки. Сидеть, как на иголках. Искать иголку в стоге сена.   Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­ сказы (топор — молоток, лопата — мастерок, лопата — совок). Рассказы по темам: Зачем нужны инструменты? Папа чинит велосипед. Помогаю папе. Сказка о любом инструменте.  
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5). Обведение ломаных пунктирных линий; предметов по контуру, рисование предметов по клеточкам.  

Тема 5: ДЕРЕВЬЯ

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4.Связная речь
Предметный словарь: дерево, рас­ тение, сосна, ель, кедр, лиственница, ива, береза, клен, рябина, пень, лес, ствол, корни, ветка, сук, кора, древе­ сина, лист, листва, почка, сережка, же­ лудь, шишка, хвоя, куст, крона, плод, семена, бор, роща, дубрава, гриб, яго­ ды, боровик, опенок, лисичка. Глагольный словарь: расти; цвести; шуметь; падать; рубить; собирать. Словарь признаков: зеленый, хвой- ный, лиственный, смешанный, вы­сокий, низкий, молодой, старый, дряхлый, могучий, стройный, рез­ной, узкий, широкий, пышный, осенний, весенний, желтый, оран­жевый, багряный. Словарь наречий: пышно, высоко, низко, густо, редко. Антонимы: высокий - низкий, тол­ стый - тонкий, гладкий - шерохова­ тый, густо - редко. Синонимы: сук — ветка — побег; дровосек — лесоруб; боровик — белый гриб. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (осина - осиновый); приставочных глаголов (посадим, пересадим); существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (дуб — дубок); прилагательных от словосочетаний (день с солнцем — солнечный); существительных от существитель­ ных (береза — березняк); сложных слов (лесоруб, дровосек, белоствольная, столетний).   Подбор родственных слов: лес, лист, дуб, береза, гриб, дерево. Многозначность: лист, игла, лисич­ ка, шишка, сережка.   1. Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: елка — зеленая. Образование множественного числа существительных. Ива - ивы, береза - березы. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Одно дерево; моя бере­за; много веток. Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Тво­рительный падежи.) Пустой лес (в лесу нет грибов, ягод, елок). Откуда упал лист? (предлог «с»: лист с березы, с дуба...). Грибы, (предлог «под», предложный падеж, предлог «на»: опята на пне; подберезовик под березой...). Прогулка по лесу. (Предлоги «меж­ ду», «к», «от», «за», «из-за»: Шли к высокой березе, между липами, за могучей сосной...).   Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). Классификация: хвойные, листвен­ные, плодовые деревья. Игры на восприятие цвета, формы. размера: Какими красками осень раскрасила лес? Узнай дерево по листу, по кроне, по стволу, по плоду. Назови часть от целого. (Елка - шишка; дуб - желудь). 5. Проблемные вопросы: — Что будет с нашей планетой без де­ревьев? 6. 4-й лишний: деревья - цветы; хвойные деревья - лиственные де­ревья; плоды деревьев - овощи.   Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­сказы (куст-дерево; сосна - ель.). Рассказы по темам: Как семечко превратилось в дере­во? Зачем нужны деревья? Приключение шишки. Осенний лес. Весенний лес. Путешествие осеннего листочка. Как вести себя в лесу. Шишка: что было раньше, что будет потом? Если бы я был елкой...  
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-8). Обведение прямых и волнистых пунктирных линий, предметов по контуру, дорисовывание симметричных предметов.

Тема 6: ДОМ

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4.Связная речь
Предметный словарь: дом, этаж, крыша, стены, пол, потолок, лестни­ ца, балкон, окно, подвал, чердак, антенна, стекла, рамы, крыльцо, дверь, квартира, комната, кухня, ванная, спальня, печь, труба, забор, душ, умывальник, кладовка; строи­ тель, маляр, штукатур, стекольщик, каменщик, столяр; терем, изба, дворец, замок, землянка, хата, сруб; дупло, муравейник, нора, бер­ лога, логово, гнездо, будка; кирпич, камень, дерево, глина, кран; топор, рубанок, молоток, клещи, гвозди, пила, ключ. Глагольный словарь: строить, под­ нимать, рубить, строгать, стеклить, красить, возводить, обустраивать, забивать. Словарь признаков: высокий, вы­ сотный, маленький, многоэтажный, деревянный, каменный, кирпичный, глиняный, деревенский, бревенча­ тый. Словарь наречий: высоко, низко, удобно. Антонимы: высокий - низкий, боль­ шой - маленький, городской - де­ ревенский. Синонимы: дом - жилище. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (бревно - бревенчатый); существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (дом — домик); сложных слов (многоэтажный).   Подбор родственных слов: дом, окно. Многозначность: ключ, труба, кран.   1. Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: дом — высокий. 2. Образование множественного числа существительных. Дом - дома, рама - рамы. Согласование числительных, ме­ стоимений, наречий с существи­ тельными. Один дом; много эта­ жей; моя квартира. Родительный, Предложный паде­жи.) Чем работают? (топором). Что забыл нарисовать художник? (У дома нет...). Из чего построен дом? (предлог «из»: из досок, из кирпича...). Где живешь? (предлоги «в», «на»).   Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3. Игры на восприятие цвета, формы, размера: Узнай по контуру. Найди в доме предметы, похожие на геометрические фигуры. Подбери ключ к замку. 4. Проблемные вопросы: Как попасть домой, если заблудил­ся? Зачем человеку дом? Почему так называют: строитель, землянка, сруб, каменщик, стеколь­ щик, спальня? 5. 4-й лишний: жилища человека - жилища живот­ ных; строительные профессии - нет. 6. Объясни значение выражений: Строить воздушные замки. Как за каменной стеной.   Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­ сказы (многоэтажное здание — де­ ревянный дом). Рассказы по темам:   Построим дом (по операциям). Моя квартира. Моя комната (по плану). Если бы я был домом...  
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-6). Рисование геометрических фигур, ломаных линий, выполение штриховки, рисование предметов по клеточкам.  

Тема 7: ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4.Связная речь
Предметный словарь: электроприборы, электричество, розетка, шнур, вилка; телефон, пылесос, хо­лодильник, магнитофон, фен, тор­шер, лампа, утюг, светильник; элек­трик, хозяйка, домохозяйка, убор­щица. Глагольный словарь: включать, выключать, работать, гудеть, помо­гать, сушить, готовить, убирать, гладить, охлаждать, морозить, пы­лесосить, светить. Словарь признаков: электричес­кий, опасный, полезный, домаш­ний, удобный. Словарь наречий: быстро, чисто, опасно, удобно, уютно. Антонимы: длинный - короткий, сильный - слабый, холодный - го­рячий, включить- выключить. Синонимы: светильник - бра. Словообразование: глаголов от существительных (пыле­сос-пылесосит); существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (утюг— утюжок);   Подбор родственных слов: свет. Многозначность: вилка.   1. Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: утюг — горячий. 2. Образование множественного числа существительных. утюги. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Один утюг; много теле­ фонов; мой пылесос. Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Пред­ложный падежи.) От чего шнур? (От утюга). Плохо без чего? (Плохо без телефо­на). Что ты включил? (Включил телеви­зор, торшер).   Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3. Игры на восприятие цвета, формы, размера: Определи предмет по его части (щетка - пылесос; экран - телеви­зор). Найди связи. (Веник - пылесос; лам­па -свеча...). 4. Проблемные вопросы: Что будет, если отключат электри­чество? Чем пользовались люди до того, как появились электроприборы? Почему так называют: холодильник, морозилка, пылесос, электрик, све­тильник, уборщица? 5. 4-й лишний: электроприборы - мебель; осветительные приборы - нет. 6. Объясни значение выражений: — висеть на телефоне.   Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­ сказы (топор — молоток, лопата — мастерок, лопата — совок). Рассказы по темам: Зачем нужны электроприборы? Правила пользования электропри­борами. Помогаю маме. Что было, когда не было электриче­ства? Если бы я был утюгом...  
5. Развитие графических навыков
5. Развитие графических навыков Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-3). Рисование волнистых линий по пунктирным точкам и по образцу; рисование по клеточкам; выкладывание контура предметов из палочек.  

Тема 8: МЕБЕЛЬ

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4.Связная речь
Предметный словарь: мебель, стол, стул, кресло, табуретка, ди­ван, тахта, кушетка, софа, кровать, стенка, этажерка, шкаф, буфет, сервант, полка, гарнитур, кухня, го­стиная, фабрика; краснодеревщик, столяр, полки, столешница, спинка, подлокотники, дверцы, ручки, дере­во, пластмасса, металл, дуб, бере­за, сосна. Глагольный словарь: расставить, стоять, спать, сидеть, делать, ско­лотить. Словарь признаков: деревянный, металлический, пластмассовый, ку­хонная, спальная, письменный, журнальный, обеденный, кухонный, сервировочный, детский, мебель­ ный,березовый, дубовый ,высокий, низкий, узкий, широкий. Словарь наречий: удобно, мягко, слева, справа. Антонимы: высокий - низкий, большой - маленький, узкий - широкий. 6. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (береза - березовый, дерево - де­ревянный...); существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (стол — столик); прилагательных от словосочетаний (стол для обеда - обеденный); сложных слов (подлокотник, красно­деревщик, новоселье). Подбор родственных слов: мебель,стол. Многозначность: ручка, ножка,спинка.   1. Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: стол — деревян­ный. Образование множественного числа существительных. Стол -столы. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Одна софа; моя кровать; много диванов. Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Твори­тельный, Предложный падежи.) Из чего сделана мебель? (предлог «из»: стол из березы). Сломанная мебель (предлог «без»: стол без ножки). Разложи вещи (предлоги «в», «на», «за», «под»). Расставим мебель (использование предлогов: «к», «от», «между», «у», «через», «за», «из-за»; наречий: «слева», «справа»...).   Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). Классификация: кухонная, спаль­ная мебель. Игры на восприятие цвета, формы, размера: Определи предмет по части. На какие геометрические фигуры похожа мебель? Узнай мебель на плане. Нарисуй план комнаты. 5. Проблемные вопросы: Во что превратится стул без спин­ки, кресло без спинки и подлокот­ников? Почему так называют: спинка, под­ локотник, стенка, новоселье? 6. 4-й лишний: мебель - электроприборы; мебель, похожая на прямоугольник, на круг; на которой сидят - не сидят (спят); кухонная мебель- спальная мебель. 7. Объяснизначение выражений: — сидеть на двух стульях. Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­ сказы (стул -табуретка, стул - крес­ло, диван - кресло). Рассказы по темам:   Моя комната (по плану). Для чего нужна мебель? Путь от дерева до стола. Новоселье (расставим мебель). Как я убрал в квартире. Сказка о любом предмете мебели.
5. Развитие графических навыков
5. Развитие графических навыков Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5). Выкладывание контуров предметов из палочек; рисование прямых параллельных линий, рисование по клеточкам; упражнения с элементами конструирования.  

Тема 9: ПОСУДА

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4.Связная речь
Предметный словарь: посуда, кас­трюля, сковорода, половник, миска, нож, кружка, ковш, сито, терка, блю­до, тарелка, вилка, ложка, сервиз, блюдце, чайник, ваза, металл, фар­фор, стекло, хрусталь, пластмасса, глина, чугун, дерево, серебро, но­сик, ручка, крышка, стенка, дно, ста­кан, кувшин, завтрак, обед, ужин, полдник, кухня, столовая, повар. Глагольный словарь: варить, жа­рить, чистить, резать, разбивать, вы­тирать, мыть, накладывать, готовить, кушать, тереть, просеивать. Словарь признаков: хрупкая, проч­ная, новая, красивая, удобная ,стек­лянная, чугунная, металлическая, фарфоровая. Словарь наречий: удобно, горячо, чисто, красиво. Антонимы: острый - тупой, чистый - грязный, глубокая - мелкая, хруп­кая - прочная, пустой - полный. Синонимы: столовая — зал — гос­тиная. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (стекло - стеклянный); наречий от прилагательных (краси­вый - красиво, удобный - удобно); приставочных глаголов (поставим, переставим); существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (чашка — чашечка); глаголов от существительных (перец - перчить, соль - солить); существительных от существитель­ных (салат — салатница); сложных слов (домохозяйка, скоро­варка). Подбор родственных слов: соль, перец, салат. Многозначность: ковш, столовая,носик, ручка.   Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: тарелка — глубо­кая. Образование множественного числа существительных. Чашка - чашки, ложка - ложки. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Один нож, много вилок, моя чашка Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Тво­рительный, Предложный падежи.) Старая посуда (предлог «без»: ско­ворода без ручки, чайник без носи­ка). Обед (предлог «из»: достанем кот­леты из сковородки, нальем суп из кастрюли). Битая посуда (разбили чашку, ста­кан, блюдце). Накроем на стол (предлог «в»: кон­феты - в конфетницу, салат - в са­латницу). Порежем ножом (хлеб, колбасу, сыр). С чем тарелки? (предлог «с»: с сала­том, с супом). Готовим обед (заправим салат мас­лом, хлеб нарежем ножом). Налей сок (предлог «в»: в чашку, в стакан).   Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). Классификация: чайная, кухонная, столовая, фарфоровая, металли­ческая, хрупкая, прочная. Игры на восприятие цвета, формы. размера: Узнай по контуру. Узнай целое по части. Склей разбитую посуду (разрезан­ные картинки). Подбери чашки к блюдцам (цветовые представления, соотнести узоры). 5. Проблемные вопросы: Что будет, если на плиту поставить кастрюлю, чашку, стакан, глиняный салатник, деревянную миску? Почему так называют: солонка, тер­ка, масленка, хлебница, соусник, кофейник, чайник, салатник, селе­дочница, конфетница, мясорубка, домохозяйка, молочник, скоровар­ка. 6. 4-й лишний: чайная - столовая посуда; стеклянная посуда - нет; посуда, которая бьется - посуда, ко­торая не бьется. 7. Объясни значение выражений: носить воду решетом; не в своей тарелке; толочь воду в ступе.   Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­ сказы (блюдце, чашка- кружка, бо­кал - стакан, чайник - кофейник). Рассказы по темам:   Зачем нужна посуда? Накроем стол. Сказка о любом предмете посуды. Если бы я был чайником...  
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5). Выкладывание контуров предметов из палочек; рисование прямых параллельных линий, рисование по клеточкам; дорисовывание частей предметов; раскрашивание предметов.  

Тема 10: ПРОДУКТЫ

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4.Связная речь
Предметный словарь: продукты,колбаса, мясо, котлета, сосиска, молоко, сметана, кефир, йогурт, простокваша, мороженое, яйцо,лапша, творог, яичница, рыба, рагу,борщ, тесто, мука, соль, сахар, пе­рец, пельмени, фарш, бульон, кон­феты, шоколад, торт, хлеб, батон,бутерброд,зерно, продавец, повар, кулинар, кондитер, пекарь, пюре. Глагольный словарь: варить, жа­ рить, печь, кипятить, месить, ту­ шить, тереть, резать, лепить, ме­ шать, есть, обедать, завтракать, ужинать. Словарь признаков: вкусный, ост­ рый, кислый, соленый, перченый, мучной, молочный, сладкий, пыш­ ный, мягкий, свежий, горячий, хо­ лодный. Словарь наречий: вкусно, сладко, горячо, кисло,горько. Антонимы: горячий - холодный, сладкий - горький, острый - пре­сный, мягкий - твердый, свежий - черствый. Синонимы: повар - кондитер. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (мука- мучной); приставочных глаголов (испечь, за­ печь); существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (торт — тортик); 4) прилагательных от словосочетаний (мясо свиньи — свинина); 8.Подбор родственных слов: соль, сахар, сыр, мука, чай, хлеб, кофе.   Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: сметана — свежая. Образование множественного числа существительных. Котлета— котлеты. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Одна сосиска, мое мо­локо, много яиц. Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Тво­рительный, Предложный падежи.) Из чего котлеты? (предлог «из» - из рыбы...). Что приготовили? (приготовили пюре, чай). Что съел кот? (рыбу). Чем будешь кормить? (кашей, су­пом). С чем бутерброд? (предлог «с»: с сыром, с колбасой). Разложи продукты (предлоги «в», «на» - в шкаф, на полку, в холодиль­ник). Составь меню (предлоги «из», «с», «на» - каша на молоке, с изюмом, бульон из курицы).   Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предметно ответам «да», «нет»), Классификация: мучные; мясные; молочные продукты. Игры на восприятие цвета, формы, размера: — Что изменилось на полке? 5. Проблемные вопросы: Как надолго сохранить продукты? Почему так называют: мороженое, яичница, продавец, пекарь, ком­байнер. 6. 4-й лишний: молочные продукты - нет; мучные продукты - нет; мясные продукты - нет; скоропортящиеся продукты - нет. 7Объясни значение выражений: острый соус; умаслить друга; в этом есть изюминка; выжатый лимон; выжать соки; калачом не заманишь; слюнки потекли; кормить завтраками.   Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­ сказы (конфета - шоколадка, торт - пирожное). Рассказы по темам: Путь от зернышка до буханки. Как приготовить твое любимое блю­до? Сварим картошку. (Алгоритм дей­ствий). Накроем стол. Что нужно, чтобы испечь блины? Назови все, что нужно для борща.  
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-4). Рисование волнистых и прямых линий; рисование по клеточкам.  

Тема 11: ГОРОД

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4.Связная речь
Предметный словарь: город, ули­ца, переулок, проспект, площадь, парк, аллея, бульвар, тротуар, мос­товая, переход, светофор, транс­ порт, почта, администрация, мили­ция, магазин, ларек, киоск, школа, детский сад, стадион, больница, по­ликлиника, аптека, музей, герб, дом, библиотека, цирк, село, дерев­ня, поселок, милиционер, прода­вец, аптекарь, врач, библиотекарь, почтальон, мэр, дворник, школьник, учитель. Глагольный словарь: строить, рас­ти, хорошеть, регулировать, учить, убирать. Словарь признаков: большой, ма­ленький, областной, родной, чис­тый, многолюдный, тихий, шумный, нарядный. Словарь наречий: чисто, шумно, на- рядно, празднично. Антонимы: чисто - грязно, шумный -тихий, маленький - большой, мно­голюдный - безлюдный, узкий - широкий. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (город - городской); существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (город — городок); прилагательных от словосочетаний (площадь рядом с вокзалом - при­вокзальная площадь); сложных слов (многолюдный). 7.Подбор родственных слов: город,улица, почта, школа, дом.   Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: город— большой. Образование множественного числа существительных. Город - города. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Один дом; мой город; много улиц. Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Вини­тельный, Творительный, Предлож­ный падежи.) Что, где? (предлоги: «у», «за», «пе­ ред», «от», «к», «из-за», «между», «в», «на»). Куда зашел? (предлоги: «в», «на»). Что, где делают? (предлоги: «в»).   Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3. Проблемные вопросы: Как сделать город красивым? Почему так называют: пригород; улицы: Озерная, Школьная, Парко­вая, Заречная, Зеленая, Тенистая, Станционная, Почтовая... 4. Объясни значение выражений: не по адресу; зеленая улица; строить воздушные замки.   Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­ сказы (улица - переулок, улица - площадь, магазин - ларек, школа - детский сад, город - село, дорога - тротуар). Рассказы по темам: Мой родной город. Мой путь от дома до сада. Путешествие посылки, письма. Рассказ о городе по плану. Как работает светофор. Герб нашего города; Мой дом. Самое любимое место в городе. Прогулка по городу. Зачем нужны дорожные знаки? Если бы я был светофором...  
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-3). Рисование прямых и ломаных линий; рисование по клеточкам.  

Тема12: ТРАНСПОРТ

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4.Связная речь
Предметный словарь: транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, так­ си, мотоцикл, велосипед, лодка, ка­тер, корабль, самолет, вертолет, метро, пирс, ангар, гараж, депо, станция, иллюминатор, трап, штур­вал, шасси, порт, остановка, про­пеллер, фургон, цистерна, свето­фор, переход, кузов, кабина, парк, груз, бульдозер, трактор, якорь, би­лет; шофер, машинист, летчик, штурман, капитан, матрос, юнга, пи­ лот, милиционер; парус, палуба, си­денье, проводник, кок, каюта, винт, парашют, пассажир, авария, кран. Глагольный словарь: ехать, лететь, плыть, причаливать, возить, прицеп­ляться, садиться, переходить, грузить. Словарь признаков: воздушный, водный, наземный, подземный, до­рожный, пассажирский, грузовой, быстрый, аварийный. Словарь наречий: быстро, медленно. Антонимы: быстро - медленно, загрузить - выгрузить. Синонимы: машина — автомобиль; аэродром — аэропорт; шофер —водитель. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (воздух - воздушный); приставочных глаголов (доехать, выехать); существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (ко­рабль — кораблик); прилагательных от словосочетаний (парус из брезента - брезентовый); 6) сложных слов (двухколесный, моло­ковоз). Подбор родственных слов: маши­на, корабль, велосипед. Многозначность: кран.   Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: машина — легко­вая. Образование множественного числа существительных. Лодка -лодки. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Один поезд; мой вело­сипед; много машин. Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Вини­тельный, Творительный, Предлож­ный падежи.) Из каких деталей собрана машина? (предлог «из»: из кабины, из колес). Сломалась машина (нет колеса). Что чего быстрее? (машина быстрее велосипеда). Сколько колес у ...? (предлог «у»: у велосипеда - два колеса). Чем ехать? (ехать автобусом). Поедем к бабушке (предлог «на», «в»: на поезде). Использование предлогов: «к», «от», «между», «у», «через», «из», «из-за».   Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). Классификация: воздушный, вод­ный, подземный, грузовой, пасса­жирский, специального назначения. Игры на восприятие цвета, формы,размера: Определи предмет по части (штур­вал - корабль, крыло - самолет). Что чего быстрее? 5. Проблемные вопросы: Чем отличается: самолет от ракеты, катер от лодки? Почему так называют: самолет, вер­толет, молоковоз, бензовоз, само­ свал, грузовик. 6. 4-й лишний: транспорт - не транспорт; водный транспорт - воздушный транспорт; наземный транспорт - подземный транспорт; грузовой транспорт - пассажирский транспорт. 7. Объясни значение выражений: тише едешь, дальше будешь; вставлять палки в колеса; сесть на мель.   Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­ сказы (самолет - вертолет; трол­лейбус - автобус; троллейбус -трамвай; лодка - катер; корабль -дом). Рассказы по темам:   Зачем нужен транспорт? Починим машину. Зачем нужны дорожные знаки? Как я ездил к бабушке. Машины специального назначения. Расхвастались трамвай и троллей­бус... Сказка о любом виде транспорта. Если бы я был машиной...  
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-6). Рисование волнистых и прямых линий; выкладывание контуров предметов из палочек; обведение пунктирных линий; дорисовывание предметов; рисова­ние по клеточкам.  

Тема 13: СЕМЬЯ

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4.Связная речь
1... Предметный словарь: семья, папа, мама, брат, сын, дочь, сестра, ба­бушка, дедушка, тетя, дядя, пле­мянник, племянница, внук, внучка, друг, подруга; любовь, забота, ра­дость, печаль, грусть, страх, удив­ление, гнев, плач, улыбка, гость. Глагольный словарь: родиться, ра­сти, заботиться, любить, нянчить, стирать, готовить, убирать, дру­жить. Словарь признаков: младший, старший, старый, молодой, боль­шой, маленький, дружная, ласко­вая, любимая, дорогая. Словарь наречий: ласково, весело, дружно. Антонимы: высокий - низкий, ма­ленький - большой, старый - моло­дой, веселый - грустный. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (мама - мамина); сравнительной степени прилага­тельных (старший - старше); существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (дочь — доченька); сложных слов (многодетная, голу­боглазый, черноволосый, длинно­носый). 7.Подбор родственных слов: семья, гость, друг. 1. Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: бабушка — доб­рая. Образование множественного числа существительных. Мама -мамы, сын - сыновья. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Одна бабушка, мой папа, много внучек. Предложно-падежное управление. (Дательный, Предложный падежи.) Что кому? (бабушке - очки, Коле -кубики, маме - фартук). Расскажи-ка (предлог «о»: о папе, о маме...)   Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3.Игры на восприятие цвета, формы. размера: Кто старше, кто младше? Какое выражение лица у наказанно­го мальчика, у играющей девочки и т.д. 4.Проблемные вопросы: Как сделать грустного человека ве­селым, ленивого - трудолюбивым? Как показать маме, что ты ее лю­бишь? Почему так называют: многодетная, черноволосый, голубоглазый, длин­ноносый. 5. Объясни значение выражений: сгореть от стыда; у страха глаза велики; плясать под чужую дудку; схватывать на лету. Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­ сказы. Рассказы по темам: Моя семья. Моя мама, мой папа. Как я помогаю маме. Мой день рождения. Наш семейный отдых. Что тебя радует? Что тебя печалит? Кем ты будешь, когда вырастешь? Мой день рождения. Мы идем в гости. Мой друг. Когда я стану мамой (папой)...  
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5). Рисование волнистых и прямых линий.  

Тема 14: ЧАСТИ ЛИЦА И ТЕЛА

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4.Связная речь
Предметный словарь:шея, плечи, грудь, колено, локоть, пятка, ступ­ня, спина, нога, рука, живот, кисть, пальцы, ухо, волосы, лицо, рот, нос, щека, глаз, подбородок, лоб, веко, ресницы, бровь, губа, зубы, язык, мышцы, кости, коса, затылок. Глагольный словарь:дышать, смотреть, ходить, сгибать, слы­шать, нюхать, петь, бегать, прыгать, хмурить, моргать, мыть, расчесы­вать, вытирать, стричь, болеть, ле­чить, смеяться, плакать. Словарь признаков:высокий, низ­ кий, длинный, короткий, курносый, левый, правый, большой, здоро­вый, чистый, грязный, хмурый, ве­селый, грустный, удивленный, испу­ганный, смелый, кудрявый, силь­ный, слабый. Словарь наречий:лево, право, ве­село, грустно, чисто, аккуратно, страшно, удивленно, грязно, быст­ро, медленно. Антонимы:грязный - чистый, здо­ровый - больной, высокий - низкий,красивый - безобразный, короткий -длинный, большой - маленький. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (зуб-зубной); приставочных глаголов (завязать, перевязать); существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (рука — ручка); сложных слов (кареглазый, больше­ротый). Подбор родственных слов: рука,зуб, нос. Многозначность: коса, ручка, коле­но, нос, язык, кисть.   Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: руки — грязные. Образование множественного числа существительных. Рука - руки, ухо -уши. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Один нос, моя рука, мно­го волос. Предложно-падежное управление. (Винительный, Творительный паде­жи.) У врача (перевязали руку). В ванной (моем руки, спину). Что чем делаем? (слышим ушами, видим глазами).   Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). Игры на восприятие цвета, формы, размера: На какие геометрические фигуры похожи части тела и лица (на круг - голова, на треугольник - нос). Что справа от тебя, что слева? 4.Проблемные вопросы: Что общего у человека и: у стола, двери , колокола, винограда, косы ,корабля ? Почему так называют: мыльница, подбородок. 5. 4-й лишний: — части тела - части лица. 6.Объясни значение выражений:золотое сердце, руки. ,открытый взгляд. острый нюх, глаз, язык. махнуть рукой. вешать нос. задирать нос. клевать носом. обвести вокруг пальца. держать себя в руках. опустить руки. умыть руки. пропустить мимо ушей.   Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­сказы. Рассказы по темам: Зачем нам нужны части тела и лица. Портрет друга. Поход к врачу.  
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5). Рисование и дорисовывание предметов по образцу.  

Наши рекомендации