Секция 1. Проблемы середины игры
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ГО ПРОБЛЕМ
ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
(20-15 кю)
Том 3
Под общей редакцией
Заслуженного тренера России Шикшина В. Д.
Казань 2004
Издана The Nihon Ki-in
7-2 Gobancho,
Chiyoda-ku, Tokyo,
Japan
© Copyright 1987 in Japan
Все права защищены согласно международному праву. Эта книга или любая ее части не могут быть воспроизведены без письменного разрешения издателя.
Впервые напечатана в сентябре 1987
Напечатана в Японии
by
Sokosha Printing Co., Ltd.
Typeset on an IBM Electronic Composer
by The Ishi Press, Inc.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ...........................................……………………………i
ГЛОССАРИЙ .............................. .............……………………………...ii
ГЛАВА 1 : ПРОБЛЕМЫ .......;...............………………………… .v
I ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
УРОВЕНЬ ОДИН .........................………………………….v
II ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
УРОВЕНЬ ДВА ..................................….…………………23
III ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
УРОВЕНЬ ТРИ
ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ И СМЕРТИ ..............................….45
IV ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
УРОВЕНЬ ЧЕТЫРЕ
ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ И СМЕРТИ..................…………. 77
ГЛАВА 2: ОТВЕТЫ.......….......………………………………... .109
ГО АССОЦИАЦИИ .................................…………………………...249
ПРЕДИСЛОВИЕ
Этот том - продолжение второго тома ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГО ПРОБЛЕМ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ и доводит игрока с 20-кю
до 15-кю.
Проблемы, представленные здесь будут требовать небольшого обдумывания, но ни одна из них не является настолько трудной, что игрок, который понимает правила и имеет изученный второй том, не был бы в состоянии решить их за одну минуту.
Так как главной целью этого ряда книг является представление читателю как можно большего числа примеров на технику, то я не стал давать различные варианты возможных ответов. Читателю будет предложено найти правильный ответ, и в процессе решения у него могут возникнуть сомнения по поводу правильного ответа, пока он не заглянет в ответ. Обдумывая каждую проблему таким образом, читатель будет развивать инстинкт, чтобы найти правильный ход в своих играх.
Март 1987 Кано Ёшинори 9-дан
i
ГЛОССАРИЙ
атари - шах, то есть ход, который угрожает снять камни следующим ходом.
дамэ - нейтральные пункты, которые не приносят выгоды ни Черным, ни Белым.
дан - разряд, данный игрокам, чтобы указать их силу в игре.
Когда сила игрока возрастает после достижения разряда 1-кю,
он становится любителем 1 дана. Высший любительский разряд обычно 6 дан. Профессионалы начинают с 1 дана и продвигаются
к 9 дану, который являются самым высоким достижимым разрядом.
Обычно, профессиональный 1 дана играет сильнее людителя 6 дана примерно на два камня. Смотри кю.
двойной атари – это атари двум различным группам камней одновременно.
глаз - пункт доски, который окружен камнями одного цвета.
ко - форма, в которой ваш камень захвачен, но нельзя еще раз
снимать камни даже, если Вы можете занять все его степени свободы.
кю - разряд, данный игрокам, чтобы указать их силу в игре.
Начинающие произвольно классифицированы как 30-кю и поскольку они становятся более сильными, то числовая величина их кю уменьшается. Например, 15-кю более сильный чем 20-кю. Смотри дан.
накадэ - большое глазное пространство, которое благодаря искусной игре, может быть уменьшен до одного глаза.
ои-отоси - ход, который дает атари группе камней таким способом, что
независимо от защиты, группа не может убежать из-под атари.
оси-цибуси - форма, в который Вы даете атари двум или более камням вашего противника таким способом, что он не может защитить против этого атари без совершения самоубийства.
сэки - тупик или безвыходное положение между группами: если одна сторона пробует нападать на группу противника, то его собственная группа попадает в атари и умирает. Поэтому, никакая сторона не может напасть или сделать попытку дать атари.
защелка - тактика, в которой камень предлагается как жертва и если
эта жертва принята, то все камни противника в свою очередь будут захвачены.
ii
ГЛАВА 1
ПРОБЛЕМЫ
I ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
УРОВЕНЬ ОДИН
Секция 1. Проблемы середины игры ………………………1
Секция 2. Проблемы начала игры…………….…………...13
Секция 3. Жизнь и смерть групп..…………………………16
Секция 4. Проблемы окончания игры..……………………21
V
Секция 1. Проблемы середины игры
ПРОБЛЕМА 1. Ход черных. ПРОБЛЕМА 2. Ход черных.
Как должны черные играть, Черные должны сыграть так,
чтобы полностью окружить чтобы помешать белым
белые камни? захватить два камня на второй
линии?
ПРОБЛЕМА 3. Ход черных. ПРОБЛЕМА 4. Ход черных.
Как белые могут сыграть, Какой лучший ход за черных?
чтобы убежать своими двумя
камнями в центре?
ПРОБЛЕМА 5. Ход черных. ПРОБЛЕМА 6. Ход черных.
Как черные должны играть? Прежде всего черные должны быть
уверены, что их два камня внизу,
не могут быть ?
ПРОБЛЕМА 7. Ход черных. ПРОБЛЕМА 8. Ход черных.
Как черные должны сыграть, Как черные должны сыграть,
чтобыснять восемь белых чтобы снять тринадцать белых
камней справа? камней справа?
ПРОБЛЕМА 9. Ход черных. ПРОБЛЕМА 10. Ход черных.
Как черные отвечают на Как черные должны отвечать
белый 1? На белый 1?
ПРОБЛЕМА 11. Ход черных. ПРОБЛЕМА 12. Ход черных.
Как черные должны сыграть, Как черные должны сыграть,
чтобы снять семень белых чтобы снять два белых камня
камней наверху? в центре?
ПРОБЛЕМА 13. Ход черных. ПРОБЛЕМА 14. Ход белых.
Как черные должны сыграть, Как белые должны сыграть, чтобы
чтобы снять семь белых камней? соединитьтри своих камня наверху
с камнями слева?
ПРОБЛЕМА 15. Ход белых. ПРОБЛЕМА 16. Ход белых.
Как белые могут спасти пять Как белые могут снять шесть
своих камней? черных камней?
ПРОБЛЕМА 17. Ход черных. ПРОБЛЕМА 18. Ход белых.
Черные имеют ход, который Как белые должны играть?
создает ко за жизнь белых
камней слева.
ПРОБЛЕМА 19. Ход черных. ПРОБЛЕМА 20. Ход черных.
Как черные могут соединить Как черные могут снять восемь
свои камни справа с камнями белых камней?
слева?
ПРОБЛЕМА 21. Ход черных. ПРОБЛЕМА 22. Ход черных.
Как черные могут выиграть Если вы ударите в главную точку,
сэмиай? вы сможете убить все белые камни.
ПРОБЛЕМА 23. Ход белых. ПРОБЛЕМА 24. Ход черных.
Какой лучший ход за белых? Как черные могут снять четыре
белых камня?
ПРОБЛЕМА 25. Ход черных. ПРОБЛЕМА 26. Ход белых.
Как черные могут снять несколько Как белые могут снять три
белых камней? черных камня?
ПРОБЛЕМА 27. Ход белых. ПРОБЛЕМА 28. Ход белых.
Как белые могут соединить Как играть белым?
сви два камня?
ПРОБЛЕМА 29. Ход черных. ПРОБЛЕМА 30. Ход черных.
Как черные убивают белые Как черные могут снять белые
камни в углу? какмни в углу?
ПРОБЛЕМА 31. Ход белых. ПРОБЛЕМА 32. Ход белых.
Как могут белые снять три Как белые должны играть?
черных камня?
ПРОБЛЕМА 33. Ход черных. ПРОБЛЕМА 34. Ход черных.
Как черные должны сыграть? Здесь можно снять пять или
шесть белых камней.
ПРОБЛЕМА 35. Ход черных. ПРОБЛЕМА 36. Ход белых.
Как черные должны сыграть? Как белые могут снять три черных
камня?
ПРОБЛЕМА 37. Ход черных. ПРОБЛЕМА 38. Ход черных.
Как черные должны сыграть? Как могут черные снять три белых
камня?
ПРОБЛЕМА 39. Ход черных. ПРОБЛЕМА 40. Ход черных.
Как черные должны сыграть, Как черные должны сыграть, чтобы
чтобы снять все белые камни? снять четыре белых камня?
ПРОБЛЕМА 41. Ход черных. ПРОБЛЕМА 42. Ход белых.
Как черные должны сыграть, Как белые могут сыграть, чтобы
чтобы спасти все свои камни? спасти семь своих камней?
ПРОБЛЕМА 43. Ход черных. ПРОБЛЕМА 44. Ход черных.
Как черные должны сыграть, Как черные должны сыграть?
чтобы снять восемь белых
камней на краю?
ПРОБЛЕМА 45. Ход белых. ПРОБЛЕМА 46. Ход черных.
Как белые должны сыграть, Как играть черным?
чтобы снять три черных камня?
ПРОБЛЕМА 47. Хорошо или плохо? ПРОБЛЕМА 48. Хорошо или плохо?
Нозоки на 1 заставляет белых Нозоки на 1 заставляет белых
соединиться на 2. Хороший это соединиться на 2. Хороший это
ход или плохой? ход или плохой?
ПРОБЛЕМА 49. Ход черных.
Среди точек А-D одна является наиболее важной. Куда черные сыграют?
Секция 2. Проблемы начала игры
ПРОБЛЕМА 50. Ход черных.
В позиции наверху справа, как должны черные отвечать на белый 1?
ПРОБЛЕМА 51. Ход черных.
В позиции внизу слева, как должны черные отвечать на белый 1?
ПРОБЛЕМА 52. Ход черных.
В позиции наверху справа, как должны черные отвечать на белый 1?
ПРОБЛЕМА 53. Ход черных.
В позиции внизу слева, как должны черные отвечать на белый 1, прилипая в А или В?
ПРОБЛЕМА 54. Ход черных.
Эта позиция часто возникает на форе 4 камня. Ккак черные отвечать на белый 1?
ПРОБЛЕМА 55. Ход черных.
Эта позиции часто возникает на форе 4 камня. Как должны черные отвечать на белый 1?
ПРОБЛЕМА 56. Ход черных.
В начале партии иногда бывает более важно сделать вынуждающий ход, чем намечать территорию. В этой позиции, где черные должны сыграть?
Секция 3. Жизнь и смерть групп
ПРОБЛЕМА 57. ПРОБЛЕМА 58.
Черные играют и живут Черные играют и белые умирают
Если вы знаете тактику “игра Вы можете убить белых благодаря
на месте съеденных камней” , форме «изогнутая четверка» в углу.
то у вас не будет трудностей
при решении этой проблемы.
ПРОБЛЕМА 59. ПРОБЛЕМА 60.
Черные играют и белые умирают Черные играют и живут
Черные могут убить белых при В этой позиции есть двойное ко.
помощи накадэ «жук». Как черные выживают?
ПРОБЛЕМА 61. ПРОБЛЕМА 62.
Черные играют и живут Черные играют и белые умирают
Первый ход черных решает Благодаря созданию формы, известной
судьбу белой группы. как «пчелиные соты», черные могут
жить.
ПРОБЛЕМА 63. ПРОБЛЕМА 64.
Черные играют и живут Черные играют и белые умирают
Черные жертвуют два камня, Черные убивают три белых камня
если они хотят выжить. в углу.
ПРОБЛЕМА 65. ПРОБЛЕМА 66.
Черные играют и живут Черные играют и получают ко
Сделать два глаза для черной Если вы пожертвуете камень два
группы. раза, вы модете получить ко.
ПРОБЛЕМА 67. ПРОБЛЕМА 68.
Черные играют и белые умирают Черные играют и получают ко
Так как три белых камня имеют Черные убивают белых при
мало степеней, поэтому вся помощи ко.
белая группа умирает.
ПРОБЛЕМА 69. ПРОБЛЕМА 70.
Черные играют и белые умирают Черные играют и живут
Если вы используете черный Для того, чтобы выжить вы
камень по 1-й линии, то сможете должны сыграть в главную точку.
убить белых
ПРОБЛЕМА 63. ПРОБЛЕМА 64.
Черные играют и белые умирают Черные играют и живут
Так ка четыре белых камня имеют Нужно немного подумать,
мало степеней, то все белые камни прежде чем сыграть первый ход.
умирают.
ПРОБЛЕМА 73. ПРОБЛЕМА 74.
Черные играют и беоые умирают Черные играют и живут
Вы можете убить белых благодаря Черные имеют ход в главную
дамэзумари. точку.
ПРОБЛЕМА 75. ПРОБЛЕМА 76.
Черные играют и живут Черные играют и живут
Черные могут жить, получая сэки. Черные могут жить, жертвуя
Два камня.