Составление компоновочной схемы
Компоновочные схемы изделия составляют для того, чтобы оценить соразмерность узлов и деталей привода. Нужно упрощенно изобразить эскизный проект редуктора и электродвигатель на одном листе, соединенными друг с другом. Компоновочные схемы выполняют в масштабе уменьшения 1:2 или 1:2,5.
Рис.2.11
Соразмерность узлов вызывается требованиями целесообразности и технической эстетики. Если, например, узел 1 (рис. 2.11, а), который через соединительную муфту 2приводится в движение электродвигателем 3, в 2...3 раза меньше последнего, то эта комбинация выглядит не эстетично. В этом случае необходимо изменить материалы зубчатых колес, их термическую обработку и другие факторы, определяющие размеры узла. Если выяснилось, что увеличивать размеры узла нецелесообразно, то следует применить электродвигатель исполнения на лапах и с фланцем, с тем чтобы узел 1крепить к фланцу (рис. 2.11, б).
При этом обязательно рассчитывают прочность крепления узла 1к фланцу электродвигателя и самого электродвигателя к плите (раме). Если узел 1, связанный соединительной муфтой 2 с электродвигателем 3, несоразмерно велик, то такое сочетание также не эстетично (рис. 2.11, в). Здесь должны быть найдены средства уменьшения размеров узла. Если же это окажется нецелесообразным, то следует рассмотреть возможность применения электродвигателя с фланцем, с тем чтобы крепить его непосредственно к узлу (рис. 2.11, г).
При размещении двух узлов, например электродвигателя и редуктора, на плите (рис. 2.12, а) выясняют, нельзя ли расположить базовые поверхности плиты в одной плоскости. Известно, что такое расположение упрощает конструкцию плиты (рамы) и удешевляет ее изготовление. Иногда путем некоторых конструктивных мероприятий удается опорные поверхности двигателя и редуктора вывести в одну плоскость (рис. 2.12, б).
Некоторые типы соединительных муфт, например муфты упругие втулочно-пальцевые, со звездочкой и др., обладают большой радиальной жесткостью. Для того чтобы уменьшить отклонения от соосности валов электродвигателя и редуктора (коробки передач), под лапы электродвигателя устанавливаюткомпенсаторные прокладки П (см. рис. 2.12, в). Путем подбора или подшлифовки этих прокладок обеспечивают требуемую соосность валов соединяемых узлов. Если величина ho=H-h небольшая, то можно использовать плиту с базовыми поверхностями, лежащими в одной плоскости, а при установке электродвигателя применять подкладки. При значительной величине ho применяют другие конструктивные меры.
Рис. 2.12
На рис. 2.13 в качестве примера приведена схема компоновки привода ленточного транспортера.
Рис. 2.13
*