Экспериментальное исследование зависимости потерь нефтепродуктов от окраски резервуара.
Источники потерь нефтепродуктов
Источники потерь | Потери, % |
В резервуарах | 64,8 |
в том числе: | |
от «больших дыханий» | 54,0 |
от выдуваний | 4,6 |
от газового сифона | 0,9 |
при зачистке | 5,3 |
в насосных станциях | 2,3 |
с канализационными стоками | 7,5 |
В линейной части | 23,5 |
в том числе: | |
от утечек | 22,3 |
от аварий | 1,2 |
при наливе железнодорожных цистерн | 1,84 |
Сокращение нормативных и сверхнормативных потерь нефти остается одной из «вечных» проблем в области транспорта и хранения. За последние годы проделана значительная работа в этом направлении, но величина потерь все еще велика. Специалисты отмечают, что она может составлять 1,5% от добываемой нефти. Эта цифра не вызывает особого удивления на современном уровне развитии технологии транспорта, хотя тридцать лет назад она также не превышала 2%. Нефть и нефтепродукты проходят сложный путь транспортировки, перевалки, хранения и распределения. Ориентировочно можно считать, что до непосредственного использования нефтепродукты подвергаются более чем 20 перевалкам, при этом 75% потерь происходит от испарения и только 25% от аварий и утечек.
В системе Госкомнефтепродукта в начале 70-х годов основная доля потерь приходилась на резервуарные парки (до 70%), причем около 65% от испарения при «малых» и «больших» дыханиях.
Потери нефтепродуктов только при наливе железнодорожных цистерн почти в 6 раз превышают потери из резервуара.
Потери от испарения при наливе нефтей и нефтепродуктов в цистерны в Великобритании оцениваются в размере 0,4/0,6% и достигают 120000 т. год. Имеющиеся установки регенерации паров путем охлаждения, конденсации или адсорбции малоэффективны. Ведется разработка новых, более совершенных методов с использованием фильтрования через углеродную насадку. Американские аналогичные установки уже позволяют регенерировать до 95%, но эффективны только при высокой оборачиваемости резервуаров и концентрации углеводородов в паровоздушной смеси более 35%.
Проведение различных мероприятий по снижению потерь дает положительный эффект. Но даже по официальным данным видно, что потери еще очень велики. Так, из отчета Сургутского РНПУ естественная убыль нефти толькоза один месяц составила 3370 тонн.
Особое значение аналогичные исследования могут иметь для совершенствования аварийно-восстановительных работ с точки зрения взрывопожаробезопасности их проведения, уменьшения потенциального стока нефти при нарушении герметичности нефтепровода.
Наибольшие потери нефти от испарения отмечаются в резервуарах со стационарной крышей. Величина их обычно составляет около 0,14% хранимого объема, но в ряде случаев может увеличиваться в 1,5 раза. По данным СибНИИНП в 1м3 товарных нефтей Западной Сибири содержится от 0,15 до 0,76 м3растворенного и окклюдированного газа. При движении нефти по трубопроводам такой газ переходит в газовую фазу, образуя пробки, а попадая в резервуар, теряется в атмосферу через дыхательную арматуру.
Одним из существующих средств сокращения потерь являетсяокраска наружной поверхности резервуаров светоотражающими красками. В случае, если температура нефти в резервуарах выше среднесуточной температуры окружающего воздуха то снижение потерь нефти от испарения от окраски резервуара светоотражающими красками практически отсутствует. Наибольшей эффективностью в сокращении потерь нефти от испарения при окраске обладает белая краска. Кроме того, сохранность белой краски на резервуарах (нитрокраски, эмали) достигает 3/4 года, а алюминиевой – 1,5/2 г.
Экспериментальное исследование зависимости потерь нефтепродуктов от окраски резервуара.
В 1999г. на Нижнеднепровской нефтебазе ОАО «Днепронефтепродукт» была произведена окраска РВС-5000 №113 «алюминиевой» краской (пудра Al+олифа). В 2000г. произведена окраска РВС-5000 №112 белой эмалью ПФ-115 (краска ПФ-5135 в 2000г. на Украине не производилась). РВС-5000 №110, 111 были покрашены в 1990г. «алюминиевой» краской (пудра AL+олифа). Все четыре резервуара размещались в одной группе (резервуарный парк №3) см. рис.
Резервуарный парк №3
РВС-5000 (№113) | РВС-5000 (№111) | РВС-5000 (№112) | РВС-5000 (№110) |
В период с 06.06.2000г. по 08.06.2000г. в резервуарах находился бензин А95 (м3):
· РВС-5000 №110 — 4351 м3
· РВС-5000 №111 — 4288 м3
· РВС-5000 №112 — 3017 м3
· РВС-5000 №113 — 4058 м3
Газовое пространство в РВС-5000 №112 было на 1000м3 больше, чем в остальных резервуарах.
Были проведены замеры температуры продукта в резервуарах на основании которых построен график (рис.1).
зависимость температуры газового пространства в резервуаре РВС от окраски
Как видно из графика, температура нефтепродукта в резервуаре РВС-5000 №113 (окраска белой эмалью ПФ-115) на 3-40С ниже, чем в остальных резервуарах (окраска «алюминиевой» краской), следовательно сокращается амплитуда колебаний температуры газового пространства резервуара и уменьшаются потери в виде испарений из резервуаров окрашенных белой эмалью (сокращается величина потерь от «малых» дыханий резервуара).
Окраска резервуаров теплоотражающими эмалями относится к так называемым организационно-техническим мероприятиям. Это мероприятие, как сказано выше, может иметь и нулевую эффективность, поэтому на практике используются и другие методы снижения потерь нефтепродуктов из резервуаров о которых мы поговорим позднее.