Неопределенность состояния транспортных систем
Особенность сложных транспортно-технологических систем (комплексов) состоит в высокой степени их неопределенности, основными источниками которой являются:
— нерегулярность производства и потребления (поставок и спроса на продукцию);
— неустойчивость работы элементов системы (неритмичность технологического процесса, статистическая неопределенность продолжительности отдельных транспортных и технологических операций);
— структурная ненадежность системы, проявляющаяся в выходе из строя отдельных ее элементов и технических средств.
Снижение неопределенности таких систем — одна из главных задач управления транспортным процессом. Оно достигается различными методами.
Структурные методыпредусматривают изменение структуры объекта управления. Достигнуть этого можно за счет создания запасов материалов на объектах потребления и буферных емкостей для складирования в местах производства, организации перевозки с применением межоперационных компенсаторов (например, такого использования оборотных прицепов (полуприцепов) или контейнеров, при котором процесс их загрузки не связывается жестко с ритмом работы автомобилей).
Организационные методырегламентируют последовательность отдельных операций транспортных и технологических процессов, а также их комплексов (например, организация транспортных и технологических процессов и взаимодействия различных видов транспорта на основе контактных графиков).
Информационные методыпредусматривают создание систем передачи данных (средств связи) с целью повышения информированности управляющего органа. Предварительное уведомление о времени прибытия подвижного состава, об изменении условий перевозок и другая информация уменьшают неопределенность функционирования систем.
При самой совершенной организации всегда сохраняется часть неопределенности, вызванная многочисленными случайными факторами, неизбежными в больших системах. Для того чтобы уменьшить вероятность ее возникновения и возможные потери, применяютстатистические методы,позволяющие прогнозировать случайные процессы на основе информации об их предыстории.
36. Производительность автомобиля-такси.
Пассажирооборот — это транспортная работа, затрачиваемая на перевозку пассажиров. Она определяется произведением числа пассажиров на среднюю дальность поездки и измеряется в пассажиро-километрах.
Для автомобилей-такси (грузовых или легковых) производительность определяется числом выполненных за 1 ч оплаченных километров и оплаченного времени простоя.
Для автомобиля-такси время одной ездки складывается из оплаченного и неоплаченного (холостого) времени пробега, оплаченного и неоплаченного времени простоя. Производительность автомобиля-такси определяется количеством выполненных за 1 ч оплаченных километров и оплаченного времени простоя. Она зависит от средней длины оплаченной ездки, коэффициента платного пробега, технической скорости и времени простоев за каждую ездку.
Общий пробег таксомотора за день
L общ = L пл + L хол + L нул, (км)
Где: L пл – платный пробег (оплаченный пассажиром)
L хол – холостой пробег (неоплаченный, без пассажира)
L нул – нулевой пробег (из АТП до первой посадки пассажира и обратно)
Платный пробег
L пл = L пл. пасс. + L пл. хол., (км)
Где: L пл. пасс. – пробег с пассажирами
L пл. хол. – оплаченный пробег без пассажиров, к месту подачи по вызову
Коэффициент использования пробега
[pic]= L пл. пасс. / L общ
Коэффициент платного пробега
[pic]пл = L пл./ L общ
Коэффициент платного пробега - важнейший показатель работы такси на линии, чем он выше, тем эффективнее работа таксомотора, ниже себестоимость перевозок пассажиров.