Управление запасами методом АВС - анализа

(дифференциация объектов управления в логистике)

В целях укрепления позиции на рынке оптовая фирма расширяет ассортимент. Свободных финансовых средств нет, дополнительных складских помещений нет.

Перед службой логистики была поставлена задача сокращения общего объема товарных запасов с целью сокращения затрат. Снижение запасов не должно отражаться на уровне обслуживания клиентов.

Торговый ассортимент компании и годовая реализация представлена в табл. 1.

Таблица 1

Исходные данные для проведения АВС – анализа

№ поз. Наименование товара Годовая реализация, тыс. руб.
Батончик «Марс»
Батончик «Твикс»
Батончик «Баунти»
Батончик «Сникерс»
Изюм
Инжир
Кетчуп «Кальве»
Кетчуп «Балтимор»
Кофе «Нескафе»
Кофе «Чибо»
Кофе «Якобс»
Кофе «Арабика» молотый
Круассаны
Курага
Кукурузные хлопья
Миндаль
Рис длинный
Рис круглый
Сахар-песок
Чай «Ахмад»
Чай «Липтон»
Торт вафельный
Шоколад «Аленка»
Шоколад «Вдохновение»
Шоколад «Несквик»
  ИТОГО

Задание

  1. Сформулировать цель АВС-анализа.
  2. Указать объект управления (отдельная позиция ассортимента).
  3. Указать признак, на основе которого будет осуществлена дифференциация (доля годовых продаж в общем объеме).
  4. Сформировать табл. 2.

Таблица 2

Расчет доли товара в общей реализации

№ п/п Наименование товара Годовой объем, тыс. руб. Доля в общей реализации, %
Батончик «Марс»
Батончик «Твикс» 2,7
  ИТОГО
  1. Выстроить ассортиментные позиции в порядке убывания доли в общей реализации и разместить в табл.3.

Таблица 3

АВС – анализ

№ п/п Наименование товара Годовой объем, тыс. руб. Доля в общей реализации, % Номер строки упорядоченного списка Кол-во позиций ассортимента нарастающим итогом в % к общему кол-ву позиций (ось ОХ) Доля товара нарастающим итогом (ось ОУ), %
Рис длинный 26,78 26,78
Кетчуп «Кальве» 12,77 39,55
Батончик «Сникерс» 9,88 49,43
 
 
  ИТОГО  
  1. Построить кривую АВС (ось Х – графа 6, ось У – графа 7).
  2. Разделить анализируемый ассортимент на группы А, В и С, предположив, что среднестатистическое процентное соотношение групп:
Группа Доля в ассортименте (ОХ), % Доля в реализации (ОУ), %
А
В
С
  1. Определить границы А, В, С графическим методом на кривой.

Практическое занятие №6

Оценка и выбор поставщика

На протяжении первых двух кварталов года предприятие получало от поставщиков №1, №2, №3 материалы А и В.

Динамика цен на поставляемую продукцию, динамика поставок товаров ненадлежащего качества, а также динамика нарушений поставщиками установленных сроков поставок приведены в табл. 2-6.

Задание

Согласно своему варианту, выполните оценку поставщиков по результатам предварительной работы с ними для принятия решения о продолжении договорных отношений только с одним из них.

Для этого необходимо определить рейтинг каждого поставщика по критериям: качества, цены и надежности поставок.

Взять во внимание то, что материалы А и В не требуют непрерывного пополнения. При расчете рейтинга поставщика необходимо учесть следующий удельный вес показателя:

Цена 0,5
Качество поставляемого материала 0,3
Надежность поставки 0,2

Конечный расчет рейтинга поставщика оформить в виде табл.1.

Таблица 1

Критерий Вес Оценка Произведение
№1 №2 №3 №1 №2 №3
Цена 0,5            
Качество 0,3            
Надежность поставки 0,2            
Итого рейтинг      



Таблица 2

Динамика объемов поставок материалов

поставщик квартал материал Объем поставки по вариантам, ед./мес.
№ 1 I А
В
II А
В
№ 2 I А
В
II А
В
№ 3 I А
В
II А
В

Таблица 3

Динамика цен на поставляемые материалы

поставщик квартал материал Динамика цен на поставляемые материалы
№ 1 I А
В
II А
В
№ 2 I А
В
II А
В
№ 3 I А
В
II А
В

Таблица 4

Динамика поставки материалов ненадлежащего качества

поставщик квартал материал Количество материалов ненадлежащего качества по вариантам, ед./мес.
№ 1 I А
В
II А
В
№ 2 I А
В
II А
В
№ 3 I А
В
II А
В

Таблица 5

Динамика нарушений оговоренных сроков поставки

поставщик квартал материал Количество материалов, доставленных с опозданием по вариантам, ед.
№ 1 I А
В
II А
В
№ 2 I А
В
II А
В
№ 3 I А
В
II А
В

Таблица 6

Динамика нарушений установленных сроков поставки

поставщик квартал материал Всего опозданий по вариантам, дни
№ 1 I А
В
II А
В
№ 2 I А
В
II А
В
№ 3 I А
В
II А
В

Практическое занятие № 7

Расчет нетто-потребности

Вместе с другими запчастями изделие Е включает F комплектующих (единиц) материала Т. Первичная потребность делится на шесть периодов: Х1, Х2, Х3,Х4, Х5, Х6 единиц в каждом периоде.

Дополнительная потребность составляет на один период D единиц Т. К началу первого периода наличие товаров на складе в размере N единиц Т и наличие заказа на Р единиц. Этот заказ будет в t периоде.

Согласно этих данных и данных представленных в табл.1 рассчитайте нетто-потребность в материале Т.

Таблица 1

№ п/п F X1 X2 X3 X4 X5 X6 D N P t

Практическое занятие №8

Выбор способов перевозки грузов

Выбрать и обосновать наиболее оптимальный способ перевозки грузов, если существует пять вариантов (рис.1), по исходным данным (табл.1):

1) перевозка автомобилем до станции отправления с разгрузкой на платформу и загрузкой в вагон, далее до потребителя только железнодорожным транспортом;

2) перевозка автомобилем до станции отправления с разгрузкой непосредственно в вагон, далее до станции назначения железнодорожным транспортом с непосредственной разгрузкой и дальнейшей доставкой автомобилем;

3) перевозка железнодорожным транспортом до станции назначения с разгрузкой на платформу и дальнейшей погрузкой и перевозкой автомобилем;

4) перевозка только автомобилем от отправителя к потребителю;

5) перевозка только железнодорожным транспортом от отправителя до потребителя.

Управление запасами методом АВС - анализа - student2.ru Рис. 1. Способы перевозки грузов

Где: La – расстояние от отправителя до потребителя по автомобильным дорогам, км;

Lжд – расстояние между станциями отправления и назначения, км;

Lо – расстояние от отправителя до станции отправления, км;

Lп – расстояние от станции назначения до потребителя, км.

Таблица 1

№ варианта Количество груза, тыс.т Стоимость погрузки и разгрузки 1т, руб. Тариф на перевозку автомобильным транспортом, руб./т Грузовой тариф на перевозку железнодорожным транспортом, руб./т Грузовой тариф на перевозку железнодорожным транспортом по путям отправителя, руб./т Грузовой тариф на перевозку железнодорожным транспортом по путям потребителя, руб./т Расстояние от отправителя до потребителя по автомобильным дорогам, км Расстояние между станциями отправления и назначения, км Расстояние от отправителя до станции отправителя, км Расстояние от станции назначения до потребителя, км
V Спр Са Сжд Со Сп La Lжд Lо Lп
0,6
0,7
0,8
0,9
0,4
0,5
0,6
0,7
0,8
0,9
0,4
0,5
0,6
0,7

Задание №9

Наши рекомендации