Воздушный (авиационный) транспорт.
Главной функцией авиационного транспорта является перевозка пассажиров на дальние расстояния, хотя этот вид транспорта занимается и перевозкой скоропортящихся и дорогих грузов. Сегодня это дорогой, но самый быстрый вид транспорта. Его роль особенно велика в удаленных и труднодоступных регионах Севера и Сибири, где он перевозит не только пассажиров, но из-за отсутствия железнодорожных и автомобильных дорог и разнообразные грузы.
Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. В последние годы замедлились темпы развития воздушного транспорта. В настоящее время техническая укомплектованность наземной базы составляет 60 %, а по аэровокзальным комплексам не более 30 % . Износ основных фондов оценивается в 70 %.
В России сегодня насчитывается около 800 аэропортов, из которых 50 имеют статус международных.
Таким образом, уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается по районам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую — Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы.
Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт, и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге.
Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т.е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья и топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно — пассивный, т.е. ввоз превышает вывоз.
Мощности транспортных потоков также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:
1. Широтное магистральное сибирское направление "восток—запад" и обратно; оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги;
2. Меридиональное магистральное центрально-европейское направление "север—юг" с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями;
3. Меридиональное Волго-Кавказское магистральное направление "север—юг" по р.Волге, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом. По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, и тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.
Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных ее районов транспортная «система нуждается в постоянном совершенствовании как в области рационализации размещения, так и ее качественного уровня: обновления материально-технической базы, улучшения организационно-управленческой системы, использования новейших достижений научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации нацелено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами.
Транспорт является важным связующим звеном в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация экономики и ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса. В настоящее время разрабатывается комплексная программа "Транспорт России". В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привлечения иностранного капитала, налаживания работы поставщиков транспортного комплекса — транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства. Одной из основных задач также является восстановление транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья, так как транспортный комплекс СССР формировался как единое целое, и обособленное функционирование его отдельных частей привело к деградации транспортного хозяйства не только России, но всех бывших республик СССР. Остро стоят проблемы транспортного обеспечения сельских населенных пунктов, пассажирских перевозок в крупных городах, снижения отрицательного влияния транспорта наприродную среду и человека.
Переход к рыночным отношениям транспортного комплекса России сложен из-за сформировавшейся ранее сильно централизованной структуры управления и созданных ранее сверхкрупных транспортных монополий. При решении проблемы разгосударствления отдельных частей транспортного комплекса, создания условий для конкуренции возникла объективная необходимость малого и среднего бизнеса. Активно идет процесс приватизации автотранспортных предприятии, создания мелких акционированных авиакомпаний, предприятий водного транспорта.
Сфера услуг России
Сфера услуг (сфера обслуживания), являясь важнейшим элементом инфраструктуры хозяйства представляет собой комплекс отраслей, удовлетворяющих социальные запросы населения. Она относится к третичному сектору экономики.
Важнейшее значение сферы услуг состоит в повышении производительности труда за счет подготовки высококвалифицированных кадров, полноценного отдыха, сокращения потерь рабочего времени по болезни и т.п. Сфера обслуживания включает:
-Жилищно-коммунальное хозяйство: (эксплуатация жилья; электроснабжение; теплоснабжение; газоснабжение и др.);
- Здравоохранение: (поликлиники; больницы; медпункты; станции «скорой помощи»; аптеки и др.);
- Бытовое обслуживание (ателье; ремонтные мастерские; прачечные, химчистки);
- Общественное питание ( столовые; кафе; рестораны);
- Розничная торговля: (магазины; рынки; киоски);
- Учреждения культуры ( театры; музеи; библиотеки);
- Образование: (детские сады; школы и колледжи; вузы);
- Рекреационное хозяйство ( санатории; дома отдыха; турбазы);
- Кредитно-финансовое обслуживание ( Страховые компании; Банки).
Размещение предприятий сферы обслуживания совпадает с географией размещения населения. Однако уровень, качество и полнота набора предоставляемых услуг различается не только по регионам, но и в пределах каждого региона – между сельской местностью и городом, и даже в пределах одного города – между центральными и окраинными («спальными» и «промышленными» районами).
Размещение предприятий определяется в первую очередь частотой и объемом спроса.
Единственная отрасль обслуживания, имеющая большие региональные различия, это рекреационное хозяйство
Рекреационное хозяйство объединяет большое количество различных предприятий и учреждений, предоставляющих населению возможность отдохнуть и восстановить свои силы, здоровье, творческие способности. Оно охватывает сеть оздоровительных учреждений, баз отдыха, разнообразные формы туризма.
Выделяют несколько видов туризма: оздоровительный (лечение, отдых), познавательный (поездки по культурно-историческим местам), спортивный (охота, рыболовство, альпинизм), приключенческий и экологический.
В России при ее уникальных потенциальных возможностях сравнительно немного мест отдыха. Крупные рекреационные районы:
- Черноморское побережье с курортной зоной «Большого Сочи»;
- Санкт-Петербург с окрестностями;
- Москва и Подмосковье;
- «Золотое кольцо России» (Москва – Загорск – Переславль-Залесский – Ростов – Ярославль – Кострома – Суздаль – Владимир);
- Круизы по рекам (Волга, Обь, Лена, Енисей и др);
- Кавказские Минеральные Воды (Кисловодск, Пятигорск, Железноводск, Ессентуки).