Редуктор-испаритель низкого давления производства Италия.
Редуктор-испаритель осуществляет преобразование СНГ из жидкого состояния в газообразное. В сущности речь идет о корпусе, разделенном на секции специальными мембранами.
Понижение давления, которое осуществляется в камере 1-ой ступени (В), ведет к значительному понижению температуры.
Тепло, необходимое для перехода жидкого СНГ в газообразное состояние, обеспечивается горячей водой, циркулирующей в редукторе-испарителе, поступающей из системы охлаждения двигателя.
Принцип функционирования редуктора-испарителя показан на рисунке 3.
Рис. 3. Редуктор-испаритель для СНГ фирмы «Lovato».
СНГ в жидком состоянии, поступая из электроклапана газа, и выталкиваемый давлением в баллоне проходит по отверстию подачи (1) и поступает в камеру 1-ой ступени редуцирования (2), в которой его давление понижается примерно до 0,45-0,65 МПа. Данное понижение давления получается благодаря давлению, оказываемому газом на мембрану (4), соединенную с рычагом (6), закрывающим седло клапана подачи (3).
Действительно, когда давление внутри камеры (7) превышает заданное значение, мембрана (4) преодолевает усилие пружины регуляции (8) и увлекает за собой рычаг (6), на конце которого находится клапан (5), закрывающий седло (3). Для компенсации потери тепла из-за расширения газа в камере (2) в полости, окружающей камеру (7), пропускается циркуляция горячей воды из системы охлаждения двигателя.
Проходя через отверстие (13), испарённый газ попадает в камеру 2-ой ступени (16), регулируемой клапаном (14). Эта камера соединена со смесителем, расположенным на карбюраторе, и работает под воздействием вакуума, создаваемого двигателем.
Мембрана (17) под воздействием вакуума перемещается внутрь редуктора, увлекая за собой коромысло (15), в котором установлен клапан (14), открывая таким образом проход газа из 1-ой ступени во 2-ую.
При повышении вакуума в смесителе он мгновенно передается в камеру (16), и мембрана (17) при более сильном вакууме открывает больший проход газа через отверстие (13).
Если же вакуум в смесителе понижается, образуется контрдавление на мембрану (17), которая, перемещая коромысло (15), сокращает проход газа.
Редуктор электронного типа: в проходе между первой и второй ступенями установлен электроклапан, выполняющий функцию блокировки потока газа, когда двигатель выключен или работает на бензине. В таком состоянии катушка (12) обесточена и не оказывает никакого притяжения на подвижный сердечник (10), с которым соединён клапан (9). Сила, оказываемая пружиной (11), обеспечивает идеальное закрытие клапана (9) в гнезде, препятствуя проходу газа.
Когда питание двигателя переключается с бензина на газ, на катушку (12) подаётся напряжение, и создаваемое электромагнитное поле притягивает подвижный сердечник (10), открывая проход газа во вторую ступень.
Редуктор-испаритель устанавливается в моторном отделении и прочно прикрепляется к кузову. Для правильного монтажа необходимо соблюдать следующие правила:
· редуктор устанавливается так, чтобы пробка слива конденсата была снизу;
· плоскость разъёма редуктора должна находиться в плоскости движения автомобиля, а не поперёк (силы инерции при движении не должны воздейсивовать на открытие-закрытие мембран);
· редуктор должен быть установлен таким образом, чтобы он был легко доступен для его регулировки и технического обслуживания;
· редуктор не должен закрывать доступ к основным частям двигателя;
· редуктор должен быть расположен ниже уровня теплоносителя в расширительном бачке;
· теплоноситель в редуктор подавать последовательно с системой обогрева корпуса карбюратора или корпуса дроссельных заслонок на впускном коллекторе;
· перед подсоединением трубки подачи газа тщательно ее продуть во избежание попадания загрязнений внутрь редуктора;
· включив зажигание, проверить, чтобы не было утечек из патрубка выхода газа;
· проверить функционирование термостата, контролируя чтобы редуктор-испаритель быстро нагревался;
· при каждом сливе теплоносителя из двигателя необходимо доливать уровень жидкости, обращая внимание, чтобы полностью удалить возможные пузырьки воздуха, которые могут препятствовать циркуляции теплоносителя для нагревания редуктора.
Редуктор-испаритель низкого давления производства «РЗАА».
Данный редуктор имеет ряд существенных отличий и сложнее предыдущего.
Редуктор (рис. 4) состоит из следующих частей: основной корпус 1; корпус второй ступени 2; корпус чувствительности 3; передняя 4 и задняя 5 крышки.
Все перечисленные части редуктора соединяются между собой при помощи 4-х центральных винтов и 8-ми сквозных шпилек с 16-тью гайками.
В основном корпусе 1 расположена камера первой ступени снижения давления 7 с клапаном первой ступени 14, камера теплоносителя 6 и выходная камера 35, расположенная после клапана второй ступени.
Камера теплоносителя имеет входной 8 и выходной 9 штуцеры для подвода и отвода теплоносителя (охлаждающей жидкости, поступающей из системы охлаждения двигателя).
При поступлении жидкого газа через входной штуцер 10 и клапан первой ступени 14 в полость 7 первой ступени давление газа под воздействием рычажно-мембранной системы (рычаг первой ступени 11 соединяется с резино-тканевой мембраной первой ступени 12, которая нагружена пружиной 13) снижается до примерно 0,35 кгс/см2 (0,035 МПа), вследствие чего газ теряет равновесие и немедленно испаряется с большим поглощением тепла от теплоносителя системы охлаждения двигателя.
Испаренный газ, имея указанное выше давление, подходит к клапану второй ступени 20 и, пройдя его, снижает свое давление до давления, очень близкого к атмосферному (± 1 мм вод.ст. или 10 Па)) с дальнейшим поглощением тепла. В полости второй ступени 35 продолжается подогрев и происходит окончательное испарение газа с отделением его от газового конденсата.
Клапан второй ступени 20, расположенный на рычаге второй ступени 16 и нагруженный пружиной 19, открывается под воздействием мембраны второй ступени 17 через шток 18, если на мембрану воздействует разрежение, достаточное для преодоления усилия пружины 19, которая удерживает клапан 20 второй ступени в закрытом положении.
Корпус второй ступени 2 двумя центральными винтами соединен стороной полости испарения и подогрева с основным корпусом 1 со стороны полости теплоносителя через резинотканевую прокладку 33; с другой стороны корпуса второй ступени установлена резинотканевая формованная мембрана 17 второй ступени, которая защищена задней крышкой 5.
Корпус чувствительной мембраны 3 соединяется двумя центральными винтами с основным корпусом 1 со стороны первой ступени, между которыми устанавливается мембрана первой ступени 12. С другой стороны корпуса чувствительной мембраны 3 устанавливается резинотканевая формованная чувствительная мембрана 21, которая самостоятельно определяет свое положение, приближаясь к трем отверстиям 30 крышки 36 или отдаляясь от них в случае, если давление в полости 31 отличается от давления по другую сторону мембраны даже на 0,1 мм вод. ст. (1Па)!
Чувствительная мембрана защищена передней крышкой 4, штуцер которой соединяется с полостью воздушного фильтра двигателя для коррекции подачи газа в двигатель в зависимости от степени загрязнения воздушного фильтра.
В корпусе чувствительной мембраны 3 установлен пусковой электромагнитный клапан 34, контролирующий перепуск газа через специальный канал из камеры первой ступени 7 в вакуумную камеру 28 и камеру второй ступени 31.
Перепускаемый газ через седло клапана 23 необходим и достаточен для работы двигателя на холостом ходу. При этом клапан 20 второй ступени закрыт.
После прохода пускового клапана газ делится на две части:
o первая часть регулируется винтом качества 24, имеющим фрезеровку под шлиц отвертки, и поступает в камеру 35 второй ступени и выходит через патрубок 32 из редуктора в двигатель;
o вторая часть поступает в эжектор 25 и выходит из него в сопло 26 и камеру 31, создавая значительное разрежение в камере 28, канале 27 и камере 29 мембраны второй ступени.
Однако, образующееся таким образом разрежение на холостом ходу двигателя не достаточно для преодоления мембраной 17 усилия пружины 19 и открытия клапана 20, пока двигатель работает на холостом ходу, и чувствительная мембрана 21 находится на значительном расстоянии от отверстий 30 крышки 36, закрывающей полости 28, 27 и 29. Это связано с тем, что через три отверстия 30 в полости 28, 27 и 29 перепускается газ, поднимая давление и снижая усилие, развиваемое мембраной 17 второй ступени.
Как только водитель нажимает на педаль дроссельной заслонки карбюратора, разрежение в смесителе, дозаторе газа, патрубке 32 и в полости 31 увеличивается, притягивая чувствительную мембрану 21 к трем отверстиям 30, уменьшая перепуск газа. Очень быстро разрежение в полостях 28, 27 и 29, создаваемое эжектором 25 и соплом 26, возрастает, заставляя мембрану 17 преодолеть усилие пружины 19 и открыть клапан 20 второй ступени.
Газ, поступив в полости 31 и 35 второй ступени, поднимает давление, прекращая дальнейшее притяжение чувствительной мембраны 21 к отверстиям 30. Расстояние от мембраны 21 до отверстий 31 стабилизируется. Таким образом на любом режиме и расходе газа чувствительная мембрана каждый раз находит свое положение (расстояние) относительно этих отверстий, сравнивая давление выхода газа с давлением воздуха по другую сторону мембраны.
Благодаря этому оригинальному чувствительному устройству, клапан второй ступени быстро реагирует на малейшее изменение расхода (давления) газа из редуктора в зависимости от изменения оборотов двигателя или положения дроссельной заслонки (порог чувствительности - 0,1 мм вод. ст. (1Па)!).
Исходя из описанного принципа работы мембраны чувствительности, совершенно очевидна ее важность в контроле выходного давления и выдаваемого количества газа редуктором.
При включении зажигания блок управления включает ЭМК газа и пусковой электроклапан 34 на время 1 - 1,5 сек для перепуска газа через эжектор 25 и винт качества 24 из полости первой ступени 7 в полость второй ступени 35 для впуска предпусковой дозы газа во впускной коллектор двигателя, затем включается стартер (открываются вышеуказанные ЭМК) - тем самым осуществляется уверенный пуск двигателя на газе и уменьшается время пуска.
Примечание: пружина 19 надежно закрывает клапан второй ступени 20 при неработающем двигателе, поскольку максимальное давление газа в полости 7 первой ступени в этом случае не превышает 0,43 кгс/см2 (0,043 МПа), а клапан 20, нагруженный пружиной 19, выдерживает давление со стороны первой ступени 1,2 кгс/см2 (0,12МПа) без потери герметичности. Таким образом исключается утечка газа из полости 7 первой ступени редуктора при неработающем двигателе.
Редуктор-испаритель крепится в подкапотном пространстве с помощью кронштейна. Патрубки 8 и 9 камеры теплоносителя 6 соединяются с системой охлаждения двигателя шлангами.
Пусковой электроклапан 34 одной клеммой соединяется с блоком управления, другой - с "массой".
Газ из выходного патрубка 32 по резиновому шлангу поступает в дозатор газа.
Автомобиль, оснащенный редуктором такой конструкции, обладает повышенной чувствительностью к командам педали акселератора, имеет отличные ездовые качества и "эластичность" двигателя во всем диапазоне оборотов, плавность хода и повышенный крутящий момент на низких оборотах, стабильность холостого хода.
Преимущество редукторов такой конструкции: высокая чувствительность, постоянное выходное давление, экономичность, отсутствие «провалов» на переходных режимах, стабильность регулировок.
Недостатки: большие размеры и металлоёмкость, сложность конструкции, высокая стоимость.