Тема . Эритроциты, лейкоциты, иммунитет

Задание 3.9. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Рисунок 15. Строение эритроцитов.

 
 
Тема . Эритроциты, лейкоциты, иммунитет - student2.ru

1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 — 2?

2. Имеют ли взрослые эритроциты ядро?

3. **Какие органоиды отсутствуют у взрослых эритроцитов?

4. У кого больше общая поверхность: внутренняя поверхность литровой банки или у гороха в этой банке?

5. У кого больше общая поверхность: у шара, вписанного в куб, или у двояковогнутых дисков, находящихся в этом кубе?

**Задание 3.10. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Рисунок 16. Относительные размеры эритроцитов у человека и животных.

 
 
Тема . Эритроциты, лейкоциты, иммунитет - student2.ru

1. Каким животным нужно больше кислорода: пойкилотермным (холоднокровным) или гомойотермным (теплокровным)?

2. У каких животных общая поверхность эритроцитов в одном мм3 должна быть больше: у холоднокровных (пойкилотермных) или теплокровных (гомойотермных)?

3. У каких животных эритроциты должны быть крупнее: у холоднокровных (пойкилотермных), или теплокровных (гомойотермных)?

4. У кого в мм3 крови должно быть больше эритроцитов: у людей, живущих на равнине или у людей, живущих высоко в горах?

**Задание 3.11. Заполните таблицу:

Таблица 15. Эритроциты человека и лягушки.

Признаки для сравнения Эритроциты человека Эритроциты лягушки
1. Относительные размеры 2. Наличие ядра 3. Форма клеток 4. Дыхательная поверхность в 1 мм3    

**Задание 3.12. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Рисунок 17. Виды лейкоцитов.

 
 
Тема . Эритроциты, лейкоциты, иммунитет - student2.ru

Зернистые (гранулоциты) Незернистые (агранулоциты)

Нейтрофилы Эозинофилы Базофилы Лимфоциты Моноциты

1. Где образуются лейкоциты?

2. Чем гранулоциты отличаются от агранулоцитов?

3. Какие лейкоциты имеют наибольшие размеры?

**Задание 3.13. Заполните таблицу:

Таблица 16. Правила переливания крови.

Донор Реципиент 1 — О αβ 2 — А β 3 — В α 4 — АВ --
1 — О αβ
2 — А β
3 — В α
4 — АВ --

**Задание 3.14. Заполните таблицу:

В 1901 году Карл Ландштейнер установил наличие в эритроцитах людей агглютиногенов и предположил наличие в плазме агглютининов. Согласно классификации чешского ученого Янского, различают 4 группы крови в зависимости от этих факторов. Известно, что группы крови не меняются в течение жизни человека, известен и механизм наследования групп крови.

Таблица 17. Наследование групп крови.

Мать Отец 1 группа ОО 2 группа АО или АА 3 группа ВО или ВВ 4 группа АВ
1 группа. ОО
2 группа АО или АА
3 группа ВО или ВВ
4 группа АВ

Заполните таблицу, указав возможные группы крови у детей. Учтите, что в половых клетках остается одна из каждой пары одинаковых хромосом, т.е. присутствует один ген из каждой пары генов. Парность хромосом и генов будет восстановлена после слияния половых клеток.

**Задание 3.15. Заполните таблицу:

В 1940 году Ландштейнер и Винер открыли в эритроцитах белок, названный резус-фактором (Rh). Заполните таблицу, указав вероятность наследования резус-фактора при браках различных родительских пар. Человек с генотипом rh-rh- резус-отрицателен, а с генотипами Rh+Rh+, или Rh+rh- — резус-положителен. Резус-фактор учитывается при беременности (возможен резус-конфликт) и при переливании крови (возможен гемотрансфузионный шок).

Таблица 18. Наследование резус-фактора:

Мать Отец rh- rh- Rh+ rh- Rh+ Rh+
rh- rh-      
Rh+ rh-      
Rh+ Rh+      

**Задание 3.16. Дайте положительный (+) или отрицательный (-) ответ на данные утверждения:

Наследование групп крови и резус-фактора.

1. От брака людей с первой группой крови дети всегда будут иметь первую группу крови.

2. От брака людей с первой группой крови дети могут иметь первую и вторую группы крови.

3. От брака людей, имеющих вторую группу крови, дети всегда будут иметь вторую группу крови.

4. От брака людей, имеющих вторую группу крови, дети могут иметь вторую и третью группы крови.

5. От брака людей, имеющих вторую группу крови, дети могут иметь первую или вторую группы крови.

6. От брака людей, имеющих третью группу крови, дети всегда будут иметь третью группу крови.

7. От брака людей, имеющих третью группу крови, дети могут иметь только вторую и третью группы крови.

8. От брака людей, имеющих третью группу крови, дети могут иметь первую и третью группы крови.

9. От брака людей, имеющих четвертую группу крови, дети всегда будут иметь четвертую группу крови.

10. От брака людей, имеющих четвертую группу крови, дети могут иметь вторую, третью и четвертую группы крови.

11. От брака людей, имеющих четвертую группу крови, дети могут иметь первую, вторую, третью и четвертую группы крови.

12. Отец и мать резус–отрицательны. Дети могут быть резус-отрицательны и резус-положительны.

13. Отец резус-отрицателен, мать резус-положительна. Дети могут быть резус-отрицательны и резус-положительны.

14. Отец резус-положителен, мать резус-отрицательна. Вторая беременность, резус-конфликт будет обязательно.

15. Отец резус-положителен, мать резус-отрицательна, ребенок обязательно будет резус-положительным.

16. Резус-положительному реципиенту вторично переливают кровь одноименной группы, но резус-отрицательную. Будет наблюдаться резус-конфликт.

17. Резус-отрицательному реципиенту вторично переливают кровь одноименной группы, но резус-положительную. Будет наблюдаться резус-конфликт.

**Задание 3.17. Рассмотрите схему и внесите в нее недостающие сведения:

Виды лейкоцитов и их функции.

Различают пять видов лейкоцитов. Они отличаются по размерам, строению ядра, зернистости цитоплазмы, функциям.

 
 
Тема . Эритроциты, лейкоциты, иммунитет - student2.ru

Используемые термины: базофилы, моноциты, эозинофилы, гранулоциты, лимфоциты, нейтрофилы, агранулоциты.

Задание 3.18. Рассмотрите схему и внесите в нее недостающие сведения:

Виды иммунитета.

 
 
Тема . Эритроциты, лейкоциты, иммунитет - student2.ru

Используемые термины: естественный, искусственный, активный, пассивный, врожденный, приобретенный, с помощью вакцин, с помощью сывороток, искусственный, естественный.

Задание 3.19. Заполните таблицу:

Развитие представлений об иммунитете связано с именами большого числа ученых. Какова роль перечисленных ученых?

Таблица 19. Развитие науки об иммунитете.

Ученый Вклад в развитие знаний об иммунитете
Дженнер Э. Пастер Л. Мечников И. Ландштейнер К. Янский Я.  

**Задание 3.20. Запишите ответы на поставленные вопросы:

Эритроциты.

1. Кровь, насыщенная кислородом называется ….

2. Люди, которым переливают донорскую кровь — ….

3. В мембранах эритроцитов людей с первой группой крови находятся агглютиногены …, а в плазме крови — агглютинины — ….

4. В мембранах эритроцитов людей со второй группой крови находятся агглютиногены …, а в плазме — агглютинины ….

5. В мембранах эритроцитов людей с третьей группой крови находятся агглютиногены …, а в плазме — агглютинины ….

6. В мембранах эритроцитов людей с четвертой группой крови находятся агглютиногены …, а в плазме агглютинины ….

7. В мембранах эритроцитов резус-положительных людей всегда присутствует белок ….

8. Группы крови у человека впервые открыл ….

9. Резус-фактор у человека впервые открыл ….

10. Группы крови системы АВ0 (Н) были открыты в … году.

11. Резус-фактор был открыт в … году.

12. **Донор и реципиент имеют одинаковые группы крови, но донор — резус-положителен, а реципиент — резус-отрицателен. При повторном переливании крови произойдет ….

13. **Вторая беременность резус-отрицательной женщины. Вновь ребенок резус-положителен. У него развивается ….

Задание 3.21. Выберите правильный вариант ответа:

Клетки крови.

Тест 1. Где образуются эритроциты взрослого человека?

1. В желтом костном мозге.

2. В красном костном мозге.

3. В селезенке.

4. В тимусе.

5. В красном костном мозге и печени.

Тест 2. Где происходит разрушение эритроцитов.

1. В желтом костном мозге.

2. В красном костном мозге.

3. В селезенке и печени.

4. В тимусе.

Тест 3. Какова продолжительность жизни эритроцитов?

1. Несколько дней.

2. 3 — 4 месяца.

3. 6 — 9 месяцев.

4. 3 — 4 года.

**Тест 4. У каких животных (из перечисленных) самые мелкие эритроциты?

1. У мышки.

2. У лягушки.

3. у воробья.

4. У золотой рыбки.

5. У таракана.

**Тест 5. У каких животных (из перечисленных) самые крупные эритроциты?

1. У слона.

2. У тритона.

3. У карася.

4. У голубя.

5. У кита.

**Тест 6. У кого в зрелых эритроцитах присутствуют ядра?

1. Только у рыб.

2. Только у рыб и земноводных.

3. У рыб, земноводных, пресмыкающихся и птиц.

4. У всех позвоночных животных.

Тест 7. У каких людей в крови эритроцитов больше?

1. У живущих в горах.

2. У живущих у моря.

3. Зависимости количества эритроцитов от высоты над уровнем моря нет.

Тест 8. Каков диаметр эритроцитов человека?

1. Около 7 — 8 нм.

2. Около 2 нм.

3. Около 7 — 8 мкм.

4. Около 2 мкм.

Тест 9. Как называется соединение гемоглобина с кислородом?

1. Оксигемоглобин.

2. Карбогемоглобин.

3. Карбоксигемоглоби.

4. Миоглобин.

Тест 10. Какие клетки крови способны к самостоятельному передвижению?

1. Эритроциты.

2. Тромбоциты.

3. Лейкоциты.

4. Все клетки крови способны к самостоятельному передвижению.

Тест 11. Где образуются лейкоциты (наиболее полный ответ)?

1. В желтом костном мозге.

2. В красном костном мозге.

3. В печени.

4. В красном костном мозге, в лимфатических узлах, в селезенке, в тимусе.

Тест 12. Какой ученый открыл явление фагоцитоза?

1. И.И.Мечников.

2. Л.Пастер.

3. И.М.Сеченов.

4. Э.Дженнер.

Тест 13. Что такое вакцина?

1. Плазма крови с антителами.

2. Сыворотка с антителами.

3. Ослабленная форма микробов, или их токсины.

4. Кровь переболевшего человека.

Тест 14. Что такое лечебная сыворотка?

1. Плазма крови с готовыми антителами.

2. Ослабленная форма микробов, или их токсины.

3. Сыворотка крови с готовыми антителами.

4. Кровь переболевшего человека.

Тест 15. Какой ученый создал вакцины против куриной холеры, сибирской язвы, бешенства?

1. Э.Дженнер.

2. И.И.Мечников.

3. Л.Пастер.

4. П.Эрлих.

Тест 16. Какие клетки образуют антитела при попадании в организм чуждых ему антигенов?

1. Фагоциты.

2. Т-лимфоциты.

3. В-лимфоциты.

Тест 17. У ребенка дифтерия. Что нужно использовать для лечения?

1. Вакцину.

2. Сыворотку.

3. Плазму крови с готовыми антителами.

4. И сыворотку, и вакцину.

Тест 18. Какой ученый предложил способ предупреждения заболеваний натуральной оспой?

1. И.И.Мечников.

2. Л.Пастер.

3. И.М.Сеченов.

4. Э.Дженнер.

Тест 19. Кто из ученых открыл группы крови у человека?

1. И.И.Мечников.

2. П.Эрлих.

3. Л.Пастер.

4. К.Ландштейнер.

Задание 3.22. Вопросы к зачету:

Тестовое задание.

1. Запишите виды внутренней среды организма.

2. Из чего образуется лимфа?

3. Какой объем крови в среднем у человека?

4. Какие объемы приходятся на плазму и на клетки крови?

5. Сколько эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов в 1 мм3 крови в норме у человека?

6. Функции эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов?

7. Какие органические вещества входят в состав плазмы крови?

8. Какие неорганические вещества входят в состав плазмы крови?

9. Что такое сыворотка крови?

10. Какие белки принимают участие в свертывании крови?

11. Где образуются и сколько времени живут эритроциты?

12. Укажите основные причины малокровия.

13. Где образуются и сколько живут лейкоциты?

14. Кто открыл явление фагоцитоза?

15. Какие ученые внесли большой вклад в создание учения об иммунитете?

16. Что такое иммунитет?

17. Что такое вакцина?

18. Что такое лечебная сыворотка?

19. Какие виды естественного иммунитета вам известны?

20. Какие виды искусственного иммунитета вам известны?


Ответы

Задание 3.1.

Рисунок 13. Форменные элементы крови.

  1. 1. Эритроциты. 2. Лейкоциты. 3. Тромбоциты.
  2. Соединительная ткань.
  3. Транспорт газов.
  4. Защитные, отвечают за иммунитет.
  5. Защитные, отвечают за свертывание крови.
  6. Около 5 л.
  7. Около 60% на плазму, около 40% на клетки крови.

Задание 3.2.

Таблица 12. Функции крови.

Функции крови В чем проявляются
Транспорт газов   Транспорт питательных веществ Выделительная   Терморегуляторная   Защитная   Гуморальная регуляция Эритроциты и плазма крови транспортируют кислород от легких к органам и обратно углекислый газ. Транспорт питательных веществ от кишечника ко всем клеткам организма. Транспорт аммиака к печени, транспорт мочевины и других продуктов обмена веществ к почкам. Тепловое излучение и теплопроведение через поверхность кожи, регулируемое с помощью рефлекторного изменения просвета капилляров. Борьба с микроорганизмами, проникшими в организм человека. Защита от кровопотери с помощью механизмов свертывания крови. Транспорт гормонов.

Задание 3.3.

Таблица 13. Характеристика форменных элементов крови человека.

Признаки для сравнения Эритроциты Лейкоциты Тромбоциты
Размеры   Количество в мм/куб Форма Образование   Продолжительность жизни   Функции Толщина — 2 мкм, диаметр 8 мкм. Около 5 млн. Двояковогнутый диск. Красный костный мозг.   Около 120 дней.   Транспорт кислорода и углекислого газа. 12—20 мкм.   6—8тыс. Амебоидная. Красный костный мозг, способны к делению. От нескольких дней до десятков лет. Защитные реакции, связанные с борьбой с чужеродными организмами. 3—5 мкм.   Около 350 тыс. Амебоидная. Красный костный мозг.   Около 8 дней.   Защитные функции, связанные со свертыванием крови.

Задание 3.4.

Рисунок 14. Виды внутренней среды организма.

1. 1. Кровь. 2. Лимфа. 3. Тканевая жидкость.

2. Становится тканевой жидкостью.

3. Становится лимфой.

4. Соединительная ткань.

5. 2 — 4 литра.

6. В кровеносную систему.

Задание 3.5.

Таблица 14. Состав плазмы.

Состав плазмы %
Вода Белки Жиры Углеводы Минеральные соли Мочевина Около 90% 7—8% 0,8% 0,12% 0,9% 0,05%

Задание 3.6.

Схема свертывания крови.

Тромбопластина; Са2+; протромбина; тромбин; фибриноген; фибрин; фибрина; сыворотка.

Задание 3.7.

Внутренняя среда организма.

1. Кровь, тканевая жидкость, лимфа. 2. Плазма крови. 3. Сыворотка. 4. Тканевой жидкостью. 5. Тканевой жидкости. 6. Саморегуляции, гомеостаз. 7. Физиологическим.

Задание 3.8.

Тест 1: 2. Тест 2: 3. Тест 3: 1. Тест 4: 3. Тест 5: 2. Тест 6: 4. Тест 7: 1. Тест 8: 3. Тест 9: 4. Тест 10: 1. Тест 11: 2. Тест 12: 1. Тест 13: 4. Тест 14: 3. Тест 15: 1.

Задание 3.9.

Рисунок 15. Строение эритроцитов.

  1. Мембрана эритроцита. 2. Цитоплазма с гемоглобином.
  2. Нет, ядра имеют только молодые, до выхода в кровь.
  3. Все.
  4. У гороха в банке.
  5. У дисков.

Задание 3.10.

Рисунок 16. Относительные размеры эритроцитов у человека и животных.

1. Гомойотермным. 2. У гомойотермных. 3. У пойкилотермных. 4. У людей, живущих высоко в горах.

Задание 3.11.

Таблица 15. Эритроциты человека и лягушки.

Признаки для сравнения Эритроциты человека Эритроциты лягушки
Относительные размеры Наличие ядра Форма клеток Дыхательная поверхность в 1 мм3 Мелкие. Отсутствует. Двояковогнутый диск. Больше, чем у лягушки. Крупнее. Присутствует. Двояковыпуклый диск. Меньше, чем у человека.

Задание 3.12.

Рисунок 17. Виды лейкоцитов.

1. Красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка. 2. Имеют ядра различной формы, больше зернистой цитоплазмы. 3. Моноциты; нейтрофилы.

Задание 3.13.

Таблица 16. Правила переливания крови.

Донор Реципиент 1–О αβ 2–А β 3–В α 4–АВ ––
1–О αβ + + +
2–А β +– + +
3–В α +– + +
4–АВ –– +– +– +–

Задание 3.14.

Таблица 17. Наследование групп крови.

Мать Отец 1 группа ОО 2 группа АО или АА 3 группа ВО или ВВ 4 группа АВ
1 группа. ОО 00 — 1 00 — 1 00 — 1 А0 — 2
  А0 — 2 В0 — 2 В0 — 3
2 группа АО или АА 00 — 1 00 — 1; 00 — 1; А0 — 2; АА, А0 — 2;
А0 — 2 А0, АА — 2 В0 — 3; АВ — 4 В0 — 3; АВ — 4
3 группа ВО или ВВ 00 — 1; 00 — 1; А0 — 2; 00 — 1; А0 — 2; АВ — 4;
В0 — 3 В0 — 3; АВ — 4 В0, ВВ — 3 ВВ, В0 — 3
4 группа АВ А0 — 2; АА, А0 — 2; А0 — 2; АВ — 4; АА — 2;
В0 — 3 В0 — 3; АВ — 4 ВВ, В0 — 3 ВВ — 3; АВ — 4

**Задание 3.15. Заполните таблицу:

Таблица 18. Наследование резус-фактора:

Мать Отец rh- rh- Rh+ rh- Rh+ Rh+
Rh- rh- rh- rh- Rh+ rh-; Rh- rh- Rh+ rh-;
Rh+ rh- Rh+ rh-; rh- rh- Rh+ Rh+; rh- rh-; Rh+rh- Rh+ Rh+; Rh+ rh-
Rh+ Rh+ Rh+ rh- Rh+ Rh+; Rh+ rh- Rh+ Rh+

Задание 3.16.

Наследование групп крови и резус-фактора.

1. Да. 2. Нет. 3. Нет. 4. Нет. 5. Да. 6. Нет. 7. Нет. 8. Да. 9. Нет. 10. Да. 11. Нет. 12. Нет. 13. Да. 14. Нет. 15. Нет. 16. Нет. 17. Да.

Задание 3.17.

Виды лейкоцитов и их функции.

 
 
Тема . Эритроциты, лейкоциты, иммунитет - student2.ru

Задание 3.18.

Виды иммунитета.

 
 
Тема . Эритроциты, лейкоциты, иммунитет - student2.ru

Задание 3.19.

Таблица 19. Развитие науки об иммунитете.

Ученый Вклад в развитие знаний об иммунитете
Дженнер Э.   Пастер Л.   Мечников И. Ландштейнер К., Янский Я. В 1769 г привил восьмилетнему мальчику сначала коровью оспу, через полтора месяца — оспу человека. Считается основоположником вакцинации. Один из основателей учения об иммунитете. Создал вакцину против куриной холеры, сибирской язвы, бешенства. Создатель учения о клеточном иммунитете, фагоцитозе. Лауреат Нобелевской премии. Основоположники учения об эритроцитарных антигенах, открытие четырех групп крови у человека (1900 г), резус—фактора (1940 г).

Задание 3.20.

Эритроциты.

1. Оксигенированной, артериальной. 2. Реципиенты. 3. Агглютиногенов нет — 00, агглютинины — альфа, бета. 4. Агглютиногены А, агглютинины бета. 5. Агглютиногены В, агглютинины альфа. 6. Агглютиногены А и В, агглютининов нет. 7. Резус-фактор. 8. К.Ландштейнер. 9. К.Ландштейнер. 10. 1900 году. 11. 1940 году. 12. Гемолитический шок. 13. Резус-конфликт.

Задание 3.21.

Клетки крови.

Тест 1: 2. Тест 2: 3. Тест 3: 2. Тест 4: 1. Тест 5: 3. Тест 6: 3. Тест 7: 1. Тест 8: 3. Тест 9: 1. Тест 10: 3. Тест 11: 4. Тест 12: 1. Тест 13: 3. Тест 14: 3. Тест 15: 3. Тест 16 3. Тест 17: 2. Тест 18: 4. Тест 19: 4.

Задание 3.22.

Тестовое задание.

1. Кровь, тканевая жидкость, лимфа. 2. Из тканевой жидкости. 3. Около 5л. 4. Плазма — 60%, клетки крови — 40%. 5. Эритроцитов около 5 млн./мм3, лейкоцитов 6 — 8 тыс./ мм3, тромбоцитов 350 тыс./ мм3. 6. Эритроциты — транспорт газов, лейкоциты — иммунитет, тромбоциты — свертывание крови. 7. Белки, жиры, углеводы. 8. Вода и соли. 9. Плазма крови без фибрина. 10. тромбопластин, протромбин, фибриноген. 11. Красный костный мозг, 3 — 4 месяца. 12. Кровопотеря, недостаток железа, недостаток витаминов, плохое питание. 13. Красный костный мозг, лимфатические узлы, селезенка, тимус. 14. И.И.Мечников. 15. И.И.Мечников, П.Эрлих, Э.Дженнер, К.Ландштейнер. 16. Определение, см. учебник. 17. Ослабленная форма микробов или их токсины. 18. Сыворотка с готовыми антителами. 19. Врожденный; приобретенный — активный, — пассивный. 20. Пассивный (с помощью сывороток), активный (с помощью вакцин).

Наши рекомендации