Автоматизированная система ведения бизнеса
На современном этапе развития средств автоматизации управления судоходной компанией автоматизированная система ведения бизнеса (АСВБ) может создаваться путем доработки АСУ пароходства до КИС, использующей современные, в том числе спутниковые, средства коммуникации.
Одним из возможных подходов к разработке программного обеспечения (ПО) в рамках развития АСВБ является получившая в последнее время широкое распространение методология быстрой разработки приложений RAD (Rapid Application Development). Под этим термином обычно понимается процесс разработки ПО, содержащий 3 элемента:
небольшую команду программистов (от 2 до 10 человек);
короткий, но тщательно проработанный производственный график (от 2 до 6 мес.);
повторяющийся цикл, при котором разработчики, по мере того, как приложение начинает обретать форму, запрашивают и реализуют в продукте требования, полученные через взаимодействие с заказчиком.
В то же время не следует забывать, что существенную экономию принести внедрение на концептуальном уровне компонентных технологий. Программные средства КИС всегда носят модульный (компонентный) характер, и при наличии информационной и программной архитектур унификация достигается всего лишь стандартизацией интерфейсов модулей. Сейчас на рынке есть практически все, что требуется корпоративным пользователям. Достаточно заплатить 10-100 тыс. долл., сэкономив месяцы, а то и годы собственного труда и гораздо более значительные суммы, и просто настроить систему на свои нужды с помощью редакторов и встроенных макроязыков.
ТИПОВЫЕ АСВБ СУДОХОДСТВА
Marlink
Marlink - коммуникационная система для судоходства, разработанная TeleNor - Норвежской правительственной телекоммуникационной компанией и компанией H Marine Advisors. В настоящее время проводя опытную эксплуатацию в ведущих судоходных компаниях в Нью-Йорке, Осло и Лондоне, Marlink будет обеспечивать глобальное обслуживание в сотрудничестве с другими партнерами типа BT и InfoNet. Так как проект Marlink поддержан организацией с огромными ресурсами и деньгами, необходимыми для таких инвестиций, можно полагать, что он будет играть главную роль в разработке коммуникационных решений для судоходного бизнеса.
Услуги системы Marlink (сеть закрыта системой Firewalls от Интернета):
* Marlink Каталог - информация о подписчиках и других судоходных компаниях, включая контактные телефоны, адреса и новости;
* Телефонная сеть - обращения по телефону могут быть сделаны другим подписчикам за низкие тарифы;
* Сеть Передач сообщений - подписчики способны послать Email, факсы и телекс другим подписчикам и компаниям. Email можно посылать как через почтовую службу по протоколу X400 так и через Интернет. В некоторых странах будут предоставляться также услуги по подключению к сетям GSM-телефонов и пейджинговой связи;
* Информационные службы (отчеты, журналы и новости) - подписчики имеют возможность осуществлять поиск и просматривать публикации и новости от ведущих мировых поставщиков информации;
* Базы данных - пользователи могут осуществлять поиск и просмотр в предоставляемой им информационной базе данных, и получать такую информацию, как загрузка и диспозиция судов, занятость портов, и т.д.;
* Электронная торговля - используя технологию электронной подписи, Marlink может быть средством для заключения сделок, имеющих законную силу. Некоторые из запланированных прикладных программ включают системы котировок и электронных закупок;
* ЭОД - Marlink разрабатывает решения для обмена электронными документами между пользователями системы речевой и видео почты ;
* Частные сети - пользователи могут устанавливать их собственную частную сеть, которая может быть полезной для компаний с региональными ведомствами и агентами.
Как видно, это в основном система компьютерной связи с подвижными объектами и развернутого ПО для управления судоходством здесь не предлагается.
ShipNet
Особый интерес представляет разработанная норвежской компанией SHIP NET AS компьютерная сеть для поддержки функций планирования и управления. В частности, эта компания распространяет пакет программ ShipNet, созданный специально для обработки данных в области индустрии морских перевозок. При помощи спутниковой связи ShipNet делает возможной связь компьютера с компьютером или с судном, офисом за границей, с банками, поставщиками и другими участниками сети. Кроме реализации быстрой связи между участниками и организации общих баз данных, ShipNet предлагает комплекс программ для оптимизации и принятия решений в следующих сферах:
* брокерская деятельность;
* фрахтование;
* операторство;
* коммуникационная деятельность;
* морское и техническое управление;
* закупочная деятельность;
* логистика;
* бухгалтерский учет и финансы.
Компьютерная сеть SHIP NET состоит из множества программ, взаимосвязанных между собой. Все программы работают в широко распространенной операционной среде Windows.
Полный пакет программ предназначен для эксплуатации крупными судоходными компаниями и поставляется по договору на сумму свыше $100 000. Возможна закупка и по частям. В частности, поставка, инсталляция и русификация интегрированного коммуникативно-расчетного пакета SNICS, во многом соответствующего структуре рис.2, обходится в сумму порядка $12 000.
ShipNet Integrated Calculation System (SNICS) -интегрированная вычислительная система. Вычисления данной системы используются для оптимизации операций с грузом, вычисления оптимальной скорости, расхода топлива, выполнения различных работ, а также для расчета затрат и вознаграждений. Подсчет капиталовложений необходим, когда собственный тоннаж не в состоянии удовлетворить требование или при оценке конкуренции.
Электронный журнал компании содержит всю информацию по деловым отношениям и связям, предоставляя кроме всего прочего автоматическую доставку инвойсов через интегрированные коммуникации.
Основные возможности системы SNICS:
* таблица расстояний, включающая около 2 000 000 расстояний;
* данные по 2 000 портам;
* выбор альтернативных маршрутов;
* автоматическая ротация портов;
* сравнение рейсов/девиаций;
* расчет сталийного времени;
* возможность обработки неоднородных грузов.
Как видно, базы данных таблицы расстояний и листинга портов значительно превышают запросы малой судоходной компании. В то же время самостоятельная разработка баз данных такого типа не представляет особого труда и несомненно значительно сократила бы стоимость этого пакета, не будь его комплектация замкнутой.
BIMCO
Международная морская организация стран Балтийского моря БИМКО объединяет 2700 членов 106-ти стран мира из числа судовладельцев (50% мирового тоннажа). Она располагает Глобальной компьютерной сетью BimCom Maritime Community Network. Сеть предоставляет доступ к услугам российской навигационной спутниковой системы ИНМАРСАТ. Коммутационные центры оборудованы в Лондоне, Осло, Копенгагене (центр), Пирее, Гамбурге, Париже, Гонконге, Нью-Йорке.
Пользователям сети BIMCOM гарантируется снижение расходов по связи на (50-70)%.
На интернет-сайте этой организации размещены сведения о возможности закупки специального программных продуктов фирмы "BIMCO Informatique A/S" для решения задач управления судоходными компаниями. Расценки таковы:
Продукт | Для членов BIMCO | Для нечленов BIMCO |
Калькулятор рейсов Voyage Estimator 2000 * | USD 350 | USD 950 |
Калькулятор сталийного времени Laytime Calculator 2000 | USD 350 | USD 950 |
База данных "Порты мира" на компакт-диске World Ports by BIMCO (CD-ROM) | free | USD 250 |
Обновление БД "Порты мира" World Ports Updates (CD-ROM) ** | USD 100 | USD 100 |
Составитель проформ чартеров BIMCO Charter Party Editor (including 200 form counts***) | USD 500 | USD 600 |
Счетчик числа форм 200 Form Counts*** | USD 200 | USD 300 |
Таблица морских расстояний BP Marine Distance Tables Incl BP program "Port to Port" | First PC: USD 500 Second PC USD 250 Multi User ver. USD 1000 | First PC: USD 500 Second PC USD 250 Multi User ver. USD 1000 |
ВСЕГО: (на 1 компьютер) | USD 2000 | USD 3650 |
*) Лицензированные пользователи предыдущей версии пакета Voyage Estimator 99 имеют право на бесплатное обновление ее на указанном сайте до уровня 2000 года.
**) Члены BIMCO каждый год получают бесплатно компакт-диск с дополнениями по портам мира.
***) Система "Счетчик форм" подсчитывает число распечатанных "оригиналов" выходных документов. Исходное их число устанавливается равным 200. Распечатка проформы чартера уменьшает их число на 2 т.е. до 198 (обычно проформы считаются парами, но существуют исключения). Печать коносамента уменьшает число в счетчике еще на 1 (т.е. до 197). Указанное число форм (200) может быть расширено путем доступа к выпускаемым BIMCO документам. На счетчик не влияет печать любого числа копий в режиме "draft".
Зарегистрированные пользователи получают бесплатную поддержку в течение 90 дней с момента покупки. Плата за пролонгирование обслуживания - USD 100 за одну лицензию в год. Обычная процедура оплаты такова, что сначала переводятся средства, после чего немедленно высылаются необходимые системные продукты.
Литература
1) Эглит Я.Я., Эглите К.Я., Прокофьев В.А. Управление транспортными системами.
–СПб.: «Феникс», 2004. – 424с.
2) Шутенко В.В. Формирование системы грузопотоков морского бассейна. // Ж. «Судовождение», 1978, вып. 23. –6 с.
3) Лимонов Э.Л. Организация работы линий и анализ эффективности линейного судоходства. Методические рекомендации. – М. В/о «Мортехинформреклама», 1983, - 120 с.
4) Вепринская Т.А. Учебно-методические разработки «Применение метода исследования операций для обеспечения стабильности обслуживания флотом линейных перевозок (на регулярных линиях)», - СПб, ГМА, 1995, - 23 с.
5) Прокофьев В.А. Компьютерный анализ. Учебное пособие для транспортных вузов. - СПб, ГМА, 2000, - 73 с.
[1] Эллотмент – установленная доля вместимости судна.
[2] Далее в тексте определение «календарное» в применении к слову «расписание» опускается.
[3] Очевидно, что минимизация времени влечет и минимальное количество используемых судов, т.е. отражает принцип минимизации материальных ресурсов (а именно, флота).
[4] Чтобы не перегружать текст математическими выкладками, отметим лишь, что необходимый (минимальный) набор статистических данных для получения достоверных результатов для подобных задач рассчитан по известной формуле репрезентативной длины выборки и составляет 30 наблюдений.
[5] Имеется в виду практически постоянная интенсивность, т.е. некоторые отклонения в ту или иную сторону не оказывают существенного влияния
[6] Терминология, принятая в теории управления запасами.
[7] Так как потребность в порожняке в одном порту означает избыток в другом порту, то статистический ряд целесообразно основывать на данных порта с излишками порожних контейнеров, поскольку именно из этого порта требуется организовывать вывоз к месту дефицита.
[8] В приведенной классической постановке статистический ряд детализирован с точностью до 1. В условиях практики такая детализация может оказаться излишней. В таком случае ряд задается набором диапазонов значений, а выражение графы «6» корректируется с учетом величины шага.
[9] Термин «рациональный» вместо «оптимальный» более соответствует существу задачи при ее реализации, т.к. допускается возможность представления статистического ряда данных набором диапазонов. Следовательно, искомое решение определится не одним числом, а будет находиться в пределах некоторого диапазона, и выбор окончательного результата останется за пользователем.
[10] Наличие нескольких близлежащих портов не изменяет структуры рассуждений. Это может сказаться только на средней продолжительности рейса.
[11]Наглядное подтверждение этому применительно к регулярным линиям приводится в работе [ ]
[12] Уведомление о ближайшей дате прибытия груза и судна не умаляет фактора случайности потоков относительно всей временной перспективы действия контракта (например, полугодие).
[13] Не углубляясь в подробности математического подтверждения простейшего характера потоков (по свойствам, по распределению характеристик с использованием критериев согласия, по суперпозиции нескольких составляющих потоков), заметим лишь, что распределение частоты поступления событий обоих потоков по своей сути близко к «закону редких явлений», т.е. к закону Пуассона, что свидетельствует в пользу того, что потоки могут быть признаны простейшими.
[14] Все временные измерения следует привести к устанавливаемому интервалу между отходами судов.
[15] Термин теории управления запасами
[16] Увеличение N бессмысленно, т.к. ведет к издержкам по дополнительному привлечению тоннажа, что не оправдано, т.к. полученный в результате расчетов уровень устойчивости процесса при количестве судов, равном N, высок.
[17]Процесс расчетов сложный в изложении, изобилующий математическими выкладками, выходит за рамки настоящего учебника. С ним можно детально ознакомиться в работе [ ].
[18] Во избежании несовместности ограничений (нехватки ресурсов флота на охват грузопотоков) величину Тi можно заведомо завысить, например, исходить из расчета постановки 2-х судов на схему. Излишек ресурсов флота определиться по ходу решения.
[19] Это следует из ограничений модели. Применение данного метода в условиях примера контейнерных перевозок по Европе (стр. ) устраняет возможность потери части отходов.
[20] Отдельные этапы оптимизации могут быть применены автономно в зависимости от конкретных эксплуатационных условий.