Электрооборудование газобаллонных автомобилей с инжекторными двигателями.
Центральная (эжекционная) подача газа перед дроссельными заслонками.
Особенности монтажа ГБО на автомобили с инжекторными бензиновыми двигателями показаны на рис.2 и заключаются в следующем:
1. - электромагнитный клапан бензина не устанавливается;
2. - смеситель газа поз.14 устанавливается на впускной патрубок коллектора до дроссельной заслонки поз.17.;
3. - на выходном патрубке датчика массового расхода воздуха поз.15 устанавливается противохлопковый клапан поз.16;
4. - блок управления «Карбюратор» заменен блоком управления «Автомат» с индикацией режимов работы (поз.22);
5. - в электросхему введен эмулятор работы топливных форсунок поз.21;
6. - при наличии лямбда зонда (кислородного датчика) в электросхему вводится эмулятор лямбда зонда;
7. - при работе двигателя на газе бензонасос отключается при помощи дополнительно устанавливаемого реле. При этом работа насоса «насухую» без достаточного уровня топлива в баке (горит лампа резерва на указателе уровня топлива ) запрещена, т.к. приводит к его поломке.
Наименование позиций к рис. 2:
1 – газовый баллон; 2 – мультиклапан; 3 – предохранительная коробка;
4 – выносное заправочное устройство; 5 – заправочная трубка;
6 – сапуны и шланги вентиляционные; 7 – расходная трубка;
8 – электромагнитный клапан газа; 9 – расходная трубка к редуктору;
10 – редуктор-испаритель; 11,13 – шланги к дозатору и смесителю;
12 – дозатор газа; 14 – смеситель; 15 – датчик массового расхода воздуха;
16 – противохлопковый клапан; 17 – дроссельная заслонка;
18 - магистраль теплоносителя; 19 – тройник; 20 – вакуумный шланг;
21 – эмулятор форсунок; 22 – электронный блок управления «Автомат»;
23 – катушка зажигания; 24 – замок зажигания; 25 – аккумулятор.
Рис. 2. Принципиальная схема газобаллонного оборудования 3-его поколения для автомобилей с инжекторными двигателями (ГСН).
Смеситель газа.
Смеситель выполнен в виде надставки и предназначен для подачи газа во впускной патрубок двигателя.
Смеситель устанавливается на дроссельный патрубок впускного коллектора двигателя, крепится с помощью 3-х винтов поз.5 рис. 3. Уплотнение производится с помощью кольца поз.4 или герметика. Данный смеситель предназначен для автомобилей марок «ГАЗ» и «УАЗ».
1 - корпус; 2 - диффузор; 3- патрубок с винтом регулировки подачи газа;
4 - кольцо уплотнительное; 5 - винт М5х8.
Рис. 3. Смеситель газа для инжекторных двигателей.
Противохлопковый клапан
(предохранитель расходомера воздуха)
Противохлопковый клапан поз.16 (рис.2) устанавливается между смесителем газа поз.14 и датчиком массового расхода воздуха поз.15 (далее по тексту ДМРВ). Используется для предотвращения выхода из строя ДМРВ в случае динамического удара, вызванного возгоранием газа во впускном коллекторе (хлопки).
Конструкция противохлопкового клапана включает в себя следующие основные узлы: корпус входной 1, корпус выходной 2, манжета 4, заслонка 6 (рис.4).
В процессе работы заслонка поз.6 открывается потоком воздуха, поступающего во впускной коллектор.
При динамическом ударе заслонка поз.6 закрывается избыточным давлением газов, которые выходят через резиновую манжету поз.4. Происходит предохранение ДМРВ от поломки.
Примечание: Допускается устанавливать на дроссельный патрубок впускного коллектора узел, совмещающий в себе смеситель газа и предохранитель с заслонкой вместе.
1 - корпус входной; 2 - корпус выходной; 3 - втулка; 4 - манжета;
5- прижим; 6 - заслонка; 7 - кольцо уплотнительное; 8 - ось;
9- винт М4х25; 10 - винт М5х8.
Рис. 4.Противохлопковый клапан.