Глава 3. Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела
В комментируемом Кодексе произошли существенные изменения в деятельности, связанной с ведением реестров. В ТК РФ такая деятельность определялась как деятельность в области таможенного дела, в комментируемом Кодексе новая формулировка: деятельность в сфере таможенного дела.
В главе 3 комментируемого Кодекса расширен перечень лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, включаемых в соответствующие реестры. Теперь такими лицами являются таможенный представитель, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, таможенный перевозчик, владелец магазина беспошлинной торговли, а также уполномоченный экономический оператор.
Новеллой является институт уполномоченного экономического оператора, который в России заменяет собой лиц, пользующихся специальными упрощениями при таможенном оформлении товаров в соответствии со ст. 68 ТК РФ.
Помимо применяемых в таможенном законодательстве РФ упрощений для уполномоченного экономического оператора в комментируемой главе предусмотрены:
- выпуск товаров до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент ее подачи, т.е. фактически предоставляется беспроцентная отсрочка платежа на срок от 10 до 40 дней;
- возможность оформлять процедуру таможенного транзита без внесения дополнительного обеспечения таможенных платежей, т.е. не требуется принятие мер обеспечения соблюдения процедуры таможенного транзита, если декларантом является уполномоченный экономический оператор.
Перечень товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предусмотренные комментируемой главой, определяется решением КТС*(24), которым установлено, что специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору, не применяются:
- в отношении подакцизных товаров, подлежащих маркировке, перечень которых определяется законодательством государств - членов ТС;
- в отношении иных товаров в соответствии с законодательством государств - членов ТС.
В комментируемом Кодексе предусмотрены переходные положения, позволяющие всем лицам, осуществляющим в настоящее время деятельность в области таможенного дела, продолжать работать до 1 января 2011 г. В этот период они должны будут включиться в реестры на новых условиях либо по истечении данного периода прекратить свою деятельность.
В соответствии со ст. 13, 19, 24, 29, 34, 39 комментируемой главы изменены условия включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.
Так, появились требования об отсутствии на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней, а также фактов привлечения в течение 1 года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела - для таможенного перевозчика, владельца СВХ и таможенного склада, владельца МБТ, уполномоченного экономического оператора.
Одновременно из условий включения лиц в реестр таможенных перевозчиков исключено требование о наличии договора страхования риска гражданской ответственности.
В соответствии с комментируемой главой изменились размеры обеспечения уплаты таможенных платежей для реестровых лиц:
- для таможенного представителя - с 50 млн. руб. по ТК РФ на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн. евро;
- для таможенного перевозчика - с 20 млн. руб. по ТК РФ на сумму, эквивалентную не менее чем 200 000 евро;
- для владельцев СВХ, таможенного склада, МБТ - определение суммы обеспечения отнесено к законодательству РФ;
- для уполномоченного экономического оператора - предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 1 млн. евро. Для лиц, осуществляющих деятельность по производству товаров и (или) экспортирующими товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их соответствии критериям, определенным решением КТС, предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 150 000 евро. В российском законодательстве для лиц, пользующихся специальными упрощениями при таможенном оформлении товаров в соответствии со ст. 68 ТК РФ российском законодательстве такого обеспечения предоставлять не требовалось.
Уплачиваются указанные выше обеспечения в эквиваленте по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена ТС, на день предоставления такого обеспечения.
Нововведением комментируемого Кодекса является также возможность установления национальным законодательством случаев и порядка приостановления и возобновления деятельности юридических лиц в качестве таможенных представителей, владельцев СВХ, владельцев таможенных складов, владельцев МБТ и уполномоченных экономических операторов.
В комментируемой главе изменилась терминология: "таможенный брокер (представитель)" теперь называется "таможенный представитель" (при этом содержание данного установления практически не меняется). Полномочия остаются те же - совершение от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенных операций. Статус свой таможенный представитель получает так же, как и сейчас: посредством включения в реестр таможенных представителей.
В комментируемой главе установлено, что таможенный представитель вправе работать на территории только того государства - члена ТС, таможенным органом которого он включен в реестр.
Ответственность таможенного представителя в комментируемом Кодексе не определена. Согласно ст. 17 комментируемой главы за несоблюдение требований таможенного законодательства ТС таможенный представитель несет ответственность в соответствии с национальным законодательством государства - члена ТС.
В соответствии с комментируемой главой реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, ведутся таможенными органами каждого государства - члена ТС. КТС на основе национальных реестров формирует общие реестры *(25).
В ст. 42 комментируемой главы заложены вопросы предварительного информирования.
Уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица, могут представлять таможенным органам в электронном виде предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию ТС или убытия с нее, пассажирах, прибывающих на таможенную территорию ТС или убывающих с нее.
Возможность предоставления предварительной информации может быть обеспечена любому заинтересованному лицу. Портал электронного представления сведений создан Главным управлением информационных технологий ФТС России. Условия пользования порталом стандартны и не предъявляют никаких дополнительных требований по защите информации и наличию ЭЦП. Все полученные данные передаются в информационную систему таможенных органов, а защита полученных сведений обеспечивается ее внутренними средствами.
Заинтересованным лицам передается идентификатор в виде штрихкода, который впоследствии предъявляется перевозчиком при пересечении транспортным средством границы ТС. Услуга бесплатная, портал открыт для доступа и размещен в Интернете*(26).
Кроме того, Соглашением от 21.05.2010 между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" на территории ТС с 1 июля 2012 г. вводится обязательное предварительное информирование.*(27) Нормативная и техническая базы уже сформированы, есть также опыт передачи предварительной информации с помощью Интернета.
Целями предварительного информирования является в том числе ускорение прохождения товаров через таможенные границы, возможность принятия предварительных решений в отношении различных товаров, при этом таможенные службы государств - участников ТС получают возможность организовывать свою работу, исходя из предварительно принятых решений.