Никто не забыт, ничто не забыто

Подвиги советских воинов и тружеников тыла на Кольской земле были по достоинству оценены Советским государством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 декабря 1944 года учреждена медаль "За оборону Советского Заполярья", которой были награждены более 300 тысяч защитников северных рубежей Отчизны и 24 тысячи трудящихся области. 136 участникам боев присвоено звание Героя Советского Союза, а летчик-истребитель Б.Ф. Сафонов и командир отряда торпедных катеров А.О. Шабалин удостоены этого звания дважды. Еще один североморец - Герой Советского Союза разведчик В.Н. Леонов награжден второй Золотой Звездой в сентябре 1945 года на Тихоокеанском флоте. Десятки кораблей, частей и соединений Карельского фронта и Северного флота преобразованы в гвардейские, награждены орденами, удостоены почетных наименований. В июне 1942 года за образцовое выполнение заданий правительства и проявленный героизм орденом Ленина награжден теплоход "Старый большевик", а трем членам его экипажа присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1982 году город Мурманск, а в 1984 - Кандалакша награждены орденами Отечественной войны первой степени. За мужество и стойкость, проявленные при защите Мурманска трудящимися города, воинами Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1985 года Мурманску было присвоено звание "Город-Герой" с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Конвой БД-5.

Из Молотовска (ныне Северодвинск) 08.08.1944 г. вышел небольшой конвой «Белое море – Диксон № 5» («БД-5»). Основное судно – большой транспортный пароход «Марина Раскова» (водоизмещение 9083 т). На его борту находились 417 человек: экипаж, очередная смена полярников, семьи работающих на Диксоне, в том числе женщины и дети. В числе пассажиров было военнослужащие Беломорской Военной флотилии и гражданские специалисты, работающих в системе Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). Команда парохода «Марина Раскова» состояла из 51 человека, кроме того, на судне была небольшая военная команда из помощника капитана и пяти краснофлотцев (сигнальщики и зенитчики). На грузовом пароходе было размещено более 6000 тонн продовольственных и технических грузов для Карской военно-морской базы, «Нордвикстроя» и полярных станций ГУСМП. Капитаном «Марины Расковой» был опытный полярник В.А. Демидов. Транспорт сопровождали три тральщика 6-го дивизиона тральщиков Бригады траления Охраны водного района Главной базы Северного флота американской постройки – ТЩ-114 (командир – капитан-лейтенант И.О. Панасюк), ТЩ-116 (командир – капитан-лейтенант В.А. Бабанов) и ТЩ-118 (командир – капитан-лейтенант С.М. Купцов). В публикациях используется аббревиатура серии тральщиков «АМ», «Т» и «ТЩ». Конвоем командовал командир БТ капитан 1 ранга А.З. Шмелев.

Конвой БД-5 обнаружила и сразу же атаковала немецкая субмарина U-365 (командир капитан-лейтенант Х. Ведемейер), применив новые гидроакустические торпеды. Двенадцатого августа, в 19.57 в точке с координатами 73°22'N – 66°35'E (по другим данным – 73°20'N – 67°10'E или 73°18´N – 67°00´E) торпедирован транспорт «Марина Раскова». Благодаря умелым действиям команды парохода «Марина Раскова» в борьбе за живучесть судна, течь и угол крена транспорта удалось стабилизировать. Исходя из полученной информации, капитан 1 ранга А.З. Шмелев решил, что пароход «Марина Раскова» попал на минное поле.

12 августа, 20.04 – в 2 кабельтовых от транспорта торпедирован ТЩ-118. 20.30 – три взрыва на тральщике ТЩ-118, 20.31 – тральщик ТЩ-118 затонул. ТЩ-114 принял на борт около 200 человек, в том числе женщин и детей. 13 августа, 00.45. – взрыв на тральщике ТЩ-114 в середине корпуса. 00.49 (00.55) – тральщик ТЩ-114 скрылся под водой, спаслось несколько десятков человек. Тральщик ТЩ-116 направился к проливу Югорский Шар. Всего командой тральщика ТЩ-116 было подобрано по одним данным – 186 чел., по другим – 178 или 145. После ухода ТЩ-116 в море осталось по разным оценкам от 120 до 180 человек. 01.30 (01.53 или 02.15) – двумя торпедами добит и затонул транспорт «Марина Раскова». В 23.57 – тральщик ТЩ-116 встал на якорь в Хабарово.

С 14 августа 1944 года проводилась поисково-спасательная операция силами СФ и ГУСМП. В ней приняли участие лётчики Карской ВМБ на гидросамолётах типа «Каталина» (, Новоземельской ВМБ, а также самолёты Управления полярной авиации ГУСМП. Силами авиации было спасено 71 (69) человек, один из них умер на борту самолёта. При спасении людей, обнаруженных в море и находившихся в шлюпках, экипажи самолётов проявили смелость, отвагу и самоотверженность. Совершил подвиг экипаж гидросамолёта под командованием М.И. Козлова. В сложных погодных условиях 23 августа 1944 года им удалось спасти 14 человек, находившихся в баркасе, на котором 10 дней назад было около 90 человек. В проведении поисково-спасательной операции принимали участие тральщики Северного флота. В конце августа 1944 года у мыса Рагозина на о. Белом найден кунгас с трупами людей, останки преданы земле. В 1947 году силами работников полярной станции на острове Белом было произведено перезахоронение. В данный момент местонахождение захоронения погибших участников конвоя БД-5 неизвестно. Третьего сентября 1944 года командующий БВФ вице-адмирал Ю.А. Пантелеев приказал поиски людей прекратить.

Трагедия унесла по имеющимся данным у организатора проведения международной поисковой операции «Конвой БД-5» 378 жизней советских военнослужащих и работников тыла из числа 752 участников конвоя. Погибли дети и большинство женщин. Судьба 51 человек неизвестна. Погибло 253 военнослужащих, проходивших службу на тральщике ТЩ-114, ТЩ-118, 37 авиабазе ВВС Беломорской военной флотилии, Карской военно-морской базе и 19 вольнонаёмных 37 авиабазы ВВС БВФ.

События, произошедшие 12 августа 1944 г. в 60 милях от острова Белый, являются самой трагической страницей внутренних конвоев в истории Великой Отечественной войны в Арктике.

В память о трагедии с конвоем БД-5 в 2009 году была проведена Всероссийская экспедиция памяти «Карская экспедиция-2009». С 2008 года по настоящее время проводится международная поисковая операция «Конвой БД-5» по розыску участников конвоя или их родственников. Среди живых – 6 участников конвоя БД-5. Проведена научно-архивная работа по сбору информации об истории конвоя, получены новые данные, составлен список участников конвоя, собраны воспоминания, фотоколлекция, публикации, книги о конвое, установлены контакты с родственниками более 130 очевидцев трагедии. На о. Белый установлен малый мемориальный комплекс в память о трагедии 12 августа 1944 года. В городах Салехарде и Воронеже установлены мемориальные доски в память о погибших.

Секретные метеостанции

На Земле Франца-Иосифа сотрудники национального парка "Русская Арктика" собрали около 500 предметов, принадлежавших секретной немецкой метеорологической станции "Кладоискатель". Она действовала на острове Земля Александры с сентября 1943 года по июль 1944-го. Сейчас с помощью этих артефактов будет сделано описание ее работы.

В национальном парке утверждают, что найденные предметы представляют историческую ценность. В их числе входят фрагменты военной амуниции и снаряжения, предметы быта и обихода, личные вещи, детали метеорологического оборудования. Именно они напрямую подтверждают сроки работы немецкой группы на арктическом острове.

- Станция была целенаправленно разрушена в 50-е годы прошлого века, и до нас дошли только фрагменты: скопления мусора, фрагменты разрушенного здания, метеоплощадки - поэтому о возможности крупных находок говорить не приходится, - отмечает старший научный сотрудник национального парка "Русская Арктика" Евгений Ермолов.

По его словам, в климате Арктики хорошо сохраняются кожа, дерево, натуральные ткани, а также пластик, но его в то время использовали еще не очень активно.

- Металл, напротив, под воздействием холодной влажный среды чувствует себя плохо: быстро ржавеет и разрушается. В ходе работ мы искали предметы с маркировкой и датировкой, чтобы подтвердить принадлежность станции и период ее работы, - уточнил Ермолов.

В результате маркировки оборудования стало понятно, что работа метеостанции происходила между 1942-1943 годами.

Как рассказала пресс-секретарь национального парка "Русская Арктика" Юлия Петрова, им также удалось найти вещи со свастикой и символами фашистской Германии. Сейчас собранные предметы готовятся к транспортировке в Архангельск для дальнейшего изучения, обработки и использования в просветительской деятельности парка.

- Все предметы проходят специальную обработку, затем они будут герметично упакованы, после чего попутным судном их доставят в Архангельск, - рассказывает Евгений Ермолов. - Далее их судьба сложится следующим образом: они будут использованы в музейной и выставочной деятельности парка. Возможно, материалов хватит и для оформления отдельной экспозиции или небольшой выставки. Опираясь на подлинные исторические источники, в том числе на воспоминания одного из участников группы немецких метеорологов, мы провели исследование станции и теперь можем реконструировать реальный ход событий и отсечь ложные мифы.

Эвакуация метеостанции с Земли Александры прошла в июле 1944 года, после этого постоянных стационарных немецких баз на архипелаге не было. Добавим, что военные действия в Арктике за долгие годы обросли мифами и легендами. Как утверждают историки, такие находки, что были сделаны на Земле Франца Иосифа, должны пролить свет на многие события.

Справка "РГ"

Обитаемая метеостанция Schatzgraber ("Кладоискатель") была расположена на острове Земля Александры приблизительно в 500 метрах от берега на высоте 30 метров над уровнем моря, с моря невидима. С ноября 1943 до июля 1944 станция передала более 700 синоптических метеосводок. В июле 1944 года станция была срочно эвакуирована из-за заражения сотрудников трихинеллезом в результате употребления мяса белого медведя.

Кроме того, немецкие метеостанции действовали на Новой Земле на мысе Пинегина, на мысе Медвежий, на острове Междушарский и так далее. Также метеостанция немецкой стороной была оборудована на Шпицбергене. Все они располагались вдоль трассы Северного морского пути, по которому в рамках помощи по Лендлизу из США и Англии шли союзные конвои в порты Архангельска и Мурманска.

Наши рекомендации