Учет принципов ландшафтного проектирования
Рис. 1. Схема виража: А - участки отгона виража с переходной кривой; В - ширина проезжей части; i0 - поперечный уклон двускатного профиля; iвир - поперечный уклон виража; iотг - поперечный уклон на участке отгона виража; iпрод - продольный уклон дороги на вираже; l - уширение; r - круговая кривая; R0 - радиус закругления
Уклон отгона виража определяется (в тысячных):
iотг = H/A (2),
где H – высота бровки по длине виража.
H = ½ B iвир (3)
Вираж является эффективным средством повышения удобства и безопасности движения на кривых малых радиусов; его рекомендуется устраивать, если это позволяют условия водоотвода, на всех кривых с радиусом менее 2000 м.
Наличие виража облегчает управление автомобилем, способствует увеличению устойчивости автомобиля на кривой.
При назначении уклонов виражей следует исходить из условия, что при движении с расчетной скоростью часть поперечной силы, уравновешивающейся за счет виража, не должна быть более 1/3, а 2/3 должны уравновешиваться за счет поперечного сцепления шин с покрытием. Величину уклона виража рассчитывают по формуле (4), но при этом уклон виража не должен превышать предельных значений, установленных действующими нормами.
(4)
где iвир - уклон виража, %о;
V - скорость движения, м/с;
R - радиус кривизны в конце переходной кривой, м;
μ - коэффициент поперечной силы, принимается равным 0,15, в сложных условиях - 0,20.
Для того чтобы уменьшить дополнительный продольный уклон на участке отгона виража и улучшить зрительную плавность внешней кромки кривой, переход от двускатного профиля к односкатному лучше осуществлять путем вращения проезжей части вокруг ее оси.
На участках горных дорог с серпантинами рекомендуется устраивать ступенчатый вираж (рис. 2), позволяющий повысить скорость и безопасность движения. При этом средняя часть проезжей части выполняется с поперечным уклоном, соответствующим радиусу кривой, а внутренним и внешним полосам на ширину не менее 2 м придают уклон: больше на 10 - 20 %о для внутренней и на 10 - 40 %о для внешней полос (в зависимости от радиуса кривой и состава движения). В этих случаях с учетом местных условий рекомендуется в соответствии с действующими нормами увеличивать общую ширину проезжей части в пределах кривой.
Рис. 2. Схема устройства ступенчатого виража на кривых малого радиуса
На всех кривых радиусом менее 250 м необходимо устраивать шероховатые покрытия (или поверхностную обработку).
Если кривая радиусом 500 м и менее расположена в конце прямой длиной более 500 м, то на расстоянии 150 - 200 м от начала кривой целесообразно устраивать полосы поверхностной обработки из щебня крупностью 20 - 30 мм («шумовые» и «трясущие» полосы). Тряска и шум, возникающие при проезде такого участка, вынуждают водителя снизить скорость. В табл. 1 приведены параметры шумовых полос, которые применяют, помимо указанного случая, и в других опасных местах (пересечения в одном уровне, участки с ограниченной видимостью, узкие мосты). Ширину полос принимают равной 1 м, высоту шероховатостей на первых трех полосах - 1,5 - 2 см, на следующих - до 3 см. Помимо полос из щебня, возможно применение поперечных линий разметки.
При выборе типа шумовой полосы для конкретных дорожных условий безопасную скорость автомобилей на этом участке определяют расчетом, фактическую скорость проезда участка автомобилями устанавливают на основании натурных наблюдений, принимая ее по кумулятивной кривой как скорость, соответствующую 85 %-ной обеспеченности. Разница между фактической и безопасной скоростями на участке дает представление о необходимой величине ее снижения.
Таблица 1
Требуемое снижение скорости, % | Необходимое количество поперечных полос | Расстояние от начала опасного участка до первой полосы, м | Расстояние между полосами, м | |||||||
- | - | - | - | - | ||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | ||||||||
- | ||||||||||
В соответствии с табл. 47 СНиП 2.05.02-85 с внешней стороны кривых радиусом меньше 600 м рекомендуется устанавливать ограждения, которые препятствуют выезду автомобилей за пределы земляного полотна и выполняют роль зрительно направляющих элементов. Для улучшения ориентации рекомендуется устанавливать световозвращающие элементы. Плоскость элементов должна быть перпендикулярной направлению взгляда водителя.
Рекомендуется следующая ширина внешней и внутренней полос движения.
Радиус кривой по внутренней кромке проезжей части, м | 10 - 15 | 15 - 20 | 20 - 30 | 30 - 50 | |
Отношение ширины внутренней полосы движения к ширине внешней полосы | 1,4 | 1,3 | 1,2 | 1,1 | 1,0 |
Учет принципов ландшафтного проектирования
Ландшафтным проектированием называют трассирование дорог на местности, обеспечивающее плавность сопряжения между собой элементов автомобильных дорог и гармоничное сопряжение самой дороги с окружающим ландшафтом. При этом к элементам дорожного ландшафта относят формы рельефа местности, растительный покров, водные и заболоченные поверхности, а также возникшие в результате деятельности человека сельскохозяйственные угодья, лесные разработки и горные выработки, населенные пункты и промышленные предприятия. Цель ландшафтного проектирования - создание трассы, которая обеспечивает высокие транспортно-эксплуатационные качества дороги, удобство и безопасность движения, не утомительна для водителей и пассажиров, способствует сохранению цельного и живописного ландшафта.