Продольное перемещение автомобиля
Условие безопасного перехода полосы движения автомобиля пешеходом
. (25)
4.4 Наезд на пешехода при замедленном движении автомобиля и обзорности, ограниченной неподвижным препятствием (рис. 5).
Рис. 5 Схема наезда на пешехода в процессе торможения автомобиля при обзорности, ограниченной препятствием: I – момент возникновения опасной обстановки; II – момент начала реагирования водителя на пешехода; Ш – момент наезда; IV – положение автомобиля после наезда
Вычертить «треугольники обзорности».
Геометрическое условие
. (26)
Из формулы (26) перемещение пешехода
. (27)
Согласно формуле (15)
. (28)
Прировнять формулы (27) и (28). Из полученного равенства найти Sуд. Найти скорость автомобиля Va перед торможением – формула (14).
Длина основного пути – формула (3).
Далее исследования продолжить как в п. 4.1.
При боковом ударе последовательность расчета, как и при ударе, торцевой поверхностью автомобиля. После построения треугольников обзорности и записи геометрического условия
. (29)
Согласно формуле (15а)
. (30)
Совместное решение уравнений (29) и (30) дает искомое значение удаления – Sуд .
Дальнейшая последовательность исследования, как и в предыдущем случае.
4.5 Объезд пешехода
Исследование производится в предположении, что пешеход при объезде его автомобилем сохраняет постоянный темп и направление движения, как и при ДТП.
Вначале определить безопасный минимальный интервал Δδ.
Ширина динамического коридора
.(31)
Коэффициент маневра
. (32)
Эмпирические коэффициенты ам и бм выбрать из таблицы приложения.
Условие выполнения маневра при объезде сзади
, (33)
при объезде спереди
, (34)
при ударе торцевой частью
, (35)
при ударе боковой частью автомобиля
. (36)
Безопасное поперечное смещение автомобиля при объезде сзади
, (37)
при объезде спереди
. (38)
Продольное перемещение автомобиля
. (39)
Значение φу принять: для движения накатом φу ≈ φх; при торможении φу = 0,8 φх .
Необходимое перемещение автомобиля в продольном направлении
. (40)
Удаление автомобиля: при торцевом ударе – формула (1), при боковом ударе - формула (11).
Условие безопасного объезда пешехода автомобилем
. (41)
Если удар пешеходу нанесен боковой поверхностью автомобиля, расчет начать с формул (31), (32), (33). Далее использовать следующую последовательность.
Условие выполнения маневра при объезде спереди
. (42)
Поперечное смещение автомобиля, необходимое для объезда пешехода сзади
, (43)
для объезда спереди
. (44)
Продольное и необходимое перемещения автомобиля - формулы (39) и (40).
Условие безопасного объезда пешехода автомобилем
. (45)
Данные, необходимые для расчета, выбрать из приложений: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10.
Приложение 1
Дифференцированные значения времени реакции водителя (ВНИИСЭ)
Характеристика ДТС и действий водителя | Типичные варианты ДТС | Время реакции, t, с. |
1. Опасные ДТС Предшествовавшая происшествию ДТС свидетельствовала о весьма большой вероятности его возникновения. Водитель имел объективную возможность заранее обнаружить признаки вероятного возникновения препятствия, с достаточной точностью определить место, где могло появиться препятствие, момент его возникновения и характер препятствия, а также принять необходимые меры по предотвращению ДТП. От водителя требовалось предельное внимание к ДТС. Он должен был постоянно наблюдать за местом вероятного возникновения препятствия и подготовиться к принятию необходимых мер по предотвращению ДТП. | Выход пешехода из-за объекта, ограничивающего обзорность, непосредственно вслед за другим пешеходом. Начало или изменение движения (в направлении полосы следования ТС) пешехода, находившегося на проезжей части в поле зрения водителя. Начало движения (в направлении полосы следования ТС) ребенка, находившегося на проезжей части в поле зрения водителя. Выезд транспортного средства, водитель которого имел преимущественное право на движение. | 0,6 |
Предшествовавшая происшествию ДТС свидетельствовала о большой вероятности его возникновения. Водитель имел объективную возможность заранее обнаружить явные признаки вероятного возникновения препятствия, но мог не иметь возможности заранее определить с достаточной точностью место, где могло появиться препятствие, момент его возникновения и характер препятствия, а также необходимые меры по предотвращению ДТП. От водителя требовалось повышенное внимание к ДТС. Он не должен был отвлекаться от наблюдения за ней. | Выход пешехода на регулируемый пешеходный переход или проезжую часть на разрешающий сигнал светофора (регулировщика) Выход на проезжую часть пешехода (с тротуара, обочины, от разделительной полосы, трамвайного полотна или резервной зоны), до этого двигавшегося в том же направлении в поле зрения водителя Выход пешехода на проезжую часть на участке, где переход разрешен (если пешеход до выхода на проез- жую часть двигался в ином направлении, стоял или вышел из группы людей) Появление пешехода на проезжей части, на участке, где переход разрешен, из-за неподвижного объекта, ограничивающего обзорность, или из находившейся на проезжей части группы людей. Выход пешехода на нерегулируемый пешеходный переход или проезжую часть на перекрестке в месте, где переход разрешен. Появление пешехода на проезжей части на участке, где переход разрешен, из-за ТС, двигавшегося по крайней полосе движения. Движение пешехода к остановкам общественного транспорта или от них. Возникновение опасности, о которой водитель был предупрежден соответствующим дорожным знаком. Выезд ТС, водитель которого вынуждался к этому дорожной обстановкой. Движение ТС в направлении, противоположном разрешенному. Изменение траектории движения или экстренное торможение движущегося впереди ТС в процессе его обгона. Появление пешехода на проезжей час-и на | 0,8 |
Предшествовавшая, происшествию ДТС не содержала явных признаков вероятности его возникновения. Однако в поле, зрения .водителя находились (или могли появиться с большой вероятностью) объекты, которые могли создать опасную обстановку. Водитель мог не иметь объективной возможности заранее определить место, где могло появиться препятствие, момент его возникновения и характер препятствия, а также необходимые меры по предотвращению ДТП. От водителя требовалось внимание к ДТС. Он не должен был отвлекаться от наблюдения за ней. | Внезапный выход пешехода на проезжую часть на участке, где переход не разрешен, если пешеход до выхода на проезжую часть двигался в иной направлении, стоял или вышел из группы людей. Внезапное появление пешехода на проезжей части, на участке, где переход не разрешен, из-за неподвижного объекта, ограничивающего обзорность, или из находившейся на проезжей части группы людей. Внезапное появление пешехода на проезжей части на участке, где переход не разрешен, из-за транспортного средства, следовавшего по крайней полосе движения. Появление пешехода на проезжей части на участке, где переход разрешен, из-за транспортного средства, следовавшего не по крайней полосе движения. Выезд транспортного средства, водитель которого не имел преимущественного права на движение. Поворот транспортного средства на перекрестке без подачи сигнала поворота. | 1,0 |
Предшествовавшая происшествию ДТС не содержала признаков возникновения препятствия. Однако в поле зрения водителя находились объекты, которые могли создать опасную обстановку. Водитель не имел объективной возможности заранее определить место, где могло появиться препятствие, а также необходимые меры по предотвращению ДТП. От водителя не требовалось повышенного внимания к ДТС и постоянного наблюдения за ней. | Внезапное появление пешехода на проезжей части на участке, где переход не разрешен, из-за транспортного средства, следовавшего не по крайней полосе движения. Внезапный выход пешехода на проезжую часть с обочины, вне населенного пункта при отсутствии пешеходного движения, если пешеход до этого двигался в ином направлении или стоял. Движение по проезжей части (в направлении полосы следования ТС) пешехода, начавшего движение при запрещающем сигнале светофора (регулировщика). Выезд транспортного средства при запрещающем сигнале светофора (регулировщика). Внезапное появление транспортного средства на проезжей части населенного пункта (из-за объекта, ограничивающего обзорность). Внезапное изменение направления движения встречного или попутного ТС вне перекрестка (когда признаки возможности маневра отсутствовали). Торможение переднего транспортного средства без включения стоп-сигнала с замедлением 3—6 м/с2. | 1,2 |
Предшествовавшая происшествию ДТС свидетельствовала о минимальной вероятности его возникновения. В поле зрения водителя отсутствовали объекты, которые могли стать препятствием. Водитель не имел объективной возможности заранее определить место, где могло появиться препятствие, момент его появления и характер препятствия, а также необходимые меры по предотвращению ДТП. Водитель мог отвлечься для того, чтобы посмотреть на контрольные приборы, или окружающую местность с целью ориентировки. | Внезапное появление пешехода или ТС на проезжей части дороги вне населенного пункта (из-за объекта, ограничивающего обзорность). Торможение переднего транспортного средства без включения стоп-сигнала с замедлением до 3 м/с2. Неровности и разрушения проезжей части, объекты, находящиеся на проезжей части (люди, животные, неподвижные предметы), не преду-смотренные в предыдущих типичных вариантах ДТС. | 1,4 |
2. Свободные ДТС Все ДТС, в которых не возникает препятствий для движения ТС и сам водитель не создает помех (его автомобиль не является препятствием) для других участников движения. | Внезапный отказ фар транспортного средства, переключение сигнала светофора с желтого на красный. | 0,6 |
То же | Внезапное открытие капота или крыши багажника спереди транспортного средства. Внезапное ослепление водителя светом фар встречного транспортного средства. | 0,8 |
Все ДТС, в которых не возникает препятствий для движения ТС и сам водитель не создает помех (его автомобиль не является препятствием) для других участников движения. | Внезапный отказ или неэффективность органа управления ТС, проявление других неисправностей, угрожающих безопасности движения. Физическое вмешательство пассажира в процессе управления ТС. | 1,2 |
3. Любая ДТС Оценка водителем дорожных условий и обстановки. | Выбор водителем скорости транспортного средства по условиям видимости элементов дороги в направлении движения. Выбор водителем дистанции при следовании за транспортным средством-лидером. | 0,3* |
* Для расчета максимально допустимой скорости и минимально допустимой дистанции.
Приложение 2
Коэффициенты сцепления для различных дорожных покрытий (ВНИИСЭ)
Вид и состояние дорожного покрытия | Коэффициент сцепления |
Асфальтобетонное, цементобетонное: сyхoe ……………………………………………………………………….. мокрое ……………………………………………………………………… Щебеночное: сухое ……………………………………………………………………….. мокрое ……………………………………………………………………… Грунтовая дорога: сухая ……………………………………………………………………………………….. мокрая ………………………………………………………………………. Покрытая укатанным снегом дорога ………………………………………… Обледенелая дорога …………………………………………………………… | 0,7…0,8 0,4…0,3 0,6…0,7 0,3…0,5 0,5…0,6 0,2…0,4 0,2…0,3 0,1…0,2 |
Приложение 3
Замедление автотранспортных средств j (м/с2) при торможении (ВНИИСЭ)
Тип автотранспортного средства | Катего- рия | Без нагрузки при φ | С нагрузкой 50 % при φ | С полной нагрузкой при φ | ||||||
Более 0,6 | 0,6 | 0,5 | Более 0,6 | 0,6 | 0,5 | Более 0,6 | 0,6 | 0,5 | ||
Одиночные и автопоезда | М1 | 6,1 | 5,9 | 4,9 | 5,6 | 5,6 | 4,9 | 5,2 | 5,2 | 4,9 |
М2 | 5,5 | 5,5 | 4,9 | 5,0 | 5,0 | 4,9 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | |
М3 | 5,0 | 5,0 | 4,9 | 4,7 | 4,7 | 4,7 | 4,5 | 4,5 | 4,5 |
Приложение 4
Время нарастания замедления t3 (с) при торможении (ВНИИСЭ)
Ка те го рия | Коэффициент сцепления, φх | |||||||||||||||
Без нагрузки | С полной нагрузкой | |||||||||||||||
0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | |
М1 | 0,5 | 0,15 | 0,4 | 0,3 | 0,25 | 0,2 | 0,1 | 0,05 | 0,6 | 0,55 | 0,45 | 0,4 | 0,3 | 0,25 | 0,15 | 0,15 |
0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,3 | 0,25 | 0,2 | 0,1 | 0,05 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,35 | 0,3 | 0,25 | 0,15 | 0,15 | |
М2 | 0,85 | 0,75 | 0,65 | 0,55 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 1,05 | 0,95 | 0,8 | 0,65 | 0,55 | 0,4 | 0,25 | 0,15 |
0,6 | 0,4 | 0,6 | 0,55 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,4 | 0,4 | 0,25 | 0,15 | |
М3 | 0,85 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,45 | 0,35 | 0,25 | 0,1 | 1,05 | 0,95 | 0,8 | 0,65 | 0,55 | 0,4 | 0,25 | 0,15 |
0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,45 | 0,35 | 0,25 | 0,1 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,55 | 0,4 | 0,25 | 0,15 |
Приложение 5
Классификация транспортных средств и значение времени t2
Тип транспортного средства | Кате- го- рия | Модели | Время t2, с |
Пассажирские с числом мест не более 8 | М1 | ГАЗ «Волга», ВАЗ и т.п. | 0,2 |
То же с числом мест более 8, массой до 5 т | М2 | Газель, УАЗ и т.п. | 0,2 |
То же полной массой более 5 т | М3 | ПАЗ, Икарус и т.п. | 0,3 |
Приложение 6
Значения эмпирических коэффициентов формулы (32)
Вид и состояние дорожного покрытия | ам | вм |
Сухой асфальтобетон (φx = 0,7 … 0,8) | 1,12 | 0,0050 |
Мокрый асфальтобетон (φx = 0,35 … 0,45) | 1,05 | 0,0050 |
Обледенелое (φx = 0,1 … 0,2) | 1,00 | 0,0035 |
Приложение 8