Общие требования безопасности
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Президиум ЦК Российского Первый заместитель
профсоюза железнодорожников Министра путей сообщения
и транспортных строителей Российской Федерации
Постановление от 20.12.99 Ильин В.И.
№ 13.68 26.01.00 г.
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для проводника пассажирского вагона
ТОИ Р – 32 – ЦЛ - 733 - 00
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Настоящая Типовая инструкция по охране труда для проводника пассажирского вагона (далее - Инструкция) устанавливает основные требования безопасности при выполнении работ проводником пассажирских вагонов (далее - проводник) при подготовке пассажирского поезда в рейс, в пути следования и по прибытии из рейса.
1.2. К самостоятельной работе проводника допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, обучение, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, стажировку и проверку знаний по охране труда.
Проводник в процессе работы должен проходить:
повторные инструктажи не реже одного раза в три месяца;
внеплановые инструктажи;
целевые инструктажи перед поездкой в рейс;
периодические медицинские осмотры в установленном порядке;
периодическое обучение и проверку знаний по санитарному минимуму не реже одного раза в два года;
периодическое обучение и проверку знаний по пожарно-техническому минимуму не реже двух раз в год;
проверку знаний по электробезопасности один раз в год.
Проводник, обслуживающий вагон с высоковольтным электрическим или комбинированным отоплением, должен иметь удостоверение с II группой по электробезопасности.
Проводник, обслуживающий хвостовой вагон, должен иметь удостоверение на право выполнения обязанностей проводника хвостового вагона.
1.3. Проводник должен знать:
действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;
требования производственной санитарии при подготовке пассажирских составов в рейс и в пути следования, электробезопасности и пожарной безопасности;
видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения подвижного состава;
устройство и требования безопасности при эксплуатации приборов отопления, принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха, освещения, холодильных установок, электрооборудования, ручного тормоза, пожарной сигнализации, циркуляционных насосов, кипятильников и других устройств;
места расположения аптечек.
1.4. Проводник должен:
выполнять только входящую в его обязанности или порученную начальником поезда или поездным электромехаником работу;
применять безопасные приемы выполнения работ;
содержать в исправном состоянии и чистоте внутреннее вагонное оборудование, съемный инвентарь, а так же форменную и специальную одежду;
выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, громкоговорящей связи, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами, водителями транспортных средств, составителями поездов и другими работниками железнодорожного транспорта;
быть предельно внимательным в местах движения транспорта;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха;
уметь оказывать первую медицинскую помощь при травмах и заболеваниях.
1.5. Во время работы на проводника могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
движущийся подвижной состав, транспортные средства;
повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;
недостаток естественного света;
повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
повышенная подвижность воздуха;
повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
повышенная температура поверхностей отопительного оборудования, воды;
пониженная температура поверхностей наружного оборудования вагона;
повышенный уровень электромагнитных излучений;
расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола вагона);
нервно-психические (эмоциональные перегрузки).
На проводника также могут воздействовать биологические опасные и вредные производственные факторы (патогенные микроорганизмы) при его контакте с постельными принадлежностями и постельным бельем.
1.6. Проводник должен обеспечиваться следующей спецодеждой:
халат хлопчатобумажный (два);
рукавицы комбинированные;
перчатки резиновые;
полуплащ из обрезиненной ткани.
Зимой дополнительно:
куртка на утепляющей прокладке;
валенки;
галоши на валенки.
1.7. В пути следования проводник должен выполнять следующие требования пожарной безопасности:
знать сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре;
курить только в нерабочем тамбуре, оборудованном пепельницами;
знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.
Проводнику запрещается:
перевозить и хранить взрывоопасные вещества, легко воспламеняющиеся и горючие жидкости;
применять для освещения открытый огонь (свечи без фонарей, керосиновые лампы и прочее);
применять для приготовления пищи и других надобностей керосинки, примусы, спиртовые горелки, газовые приборы, а также утюги, электрические чайники, плитки и другие электробытовые приборы, не предусмотренные электрической схемой электооборудования вагона;
отогревать открытым огнем (факелом, раскаленными углями, нагретым в топке металлическим предметом) замороженные трубы систем водоснабжения и отопления;
загромождать вещами пути эвакуации пассажиров (коридоры и тамбуры вагона);
допускать к поездке пассажиров с взрывоопасными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
Проводник должен контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами.
1.8. Проводник во время дежурства должен быть опрятно одетым, причесанным, носить чистую форменную и специальную одежду.
Проводник должен соблюдать правила личной гигиены, мыть руки теплой водой с мылом перед едой и по необходимости, а также после каждой уборки вагона и приема использованного белья.
После уборки туалетов, а также в случае выявления больного с подозрением на инфекционное заболевание проводится дополнительная гигиеническая обработка рук с применением дезинфицирующих средств с последующим мытьем теплой водой.
Личную одежду и спецодежду необходимо хранить отдельно в специально предназначенных для этого шкафчиках. Выносить средства индивидуальной защиты за пределы предприятия (депо, вагонного участка) запрещается.
1.9. Проводник обязан следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавая ее в стирку и ремонт.
1.10. Проводнику необходимо соблюдать санитарные требования к условиям хранения и приема пищи. Воду пить только кипяченую или бутилированную. Отдыхать и принимать пищу проводнику следует в купе для отдыха, имеющего соответствующее оборудование. Спать следует на диване.
1.11. При нахождении на железнодорожных путях проводник обязан соблюдать следующие требования:
к месту работы и с работы проходить только по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "
Служебный проход", пешеходным дорожкам, тоннелям, проходам и переходам;
проходить вдоль путей только по обочине полотна или посередине междупутья, обращая внимание на движущийся по смежным путям подвижной состав;
переходить пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;
переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь только тамбурами вагонов или переходными площадками вагонов;
при сходе с вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода и убедившись в исправности поручней, подножек, ступенек, а также в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;
обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м;
обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.
1.12. При нахождении на железнодорожных путях проводнику запрещается:
переходить или перебегать пути перед движущимся подвижным составом;
подлезать под вагоны;
становиться или садиться на рельс;
ходить внутри колеи и по концам шпал;
находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;
переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков;
становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе и на концы железобетонных шпал;
находиться в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава.
1.13. Выходя на железнодорожный путь из помещений, вагона, а также из-за зданий, ухудшающих видимость пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в темное время суток подождать, пока глаза не привыкнут к темноте.
1.14. На электрифицированных участках железных дорог проводнику запрещается:
наступать на электрические провода и кабели;
приближаться к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2м;
прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет.
Проводник, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, обязан немедленно сообщить об этом начальнику поезда или в ближайший район контактной сети, дежурному по железнодорожной станции, поездному диспетчеру.
До прибытия ремонтной бригады опасное место следует оградить любыми подручными средствами и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м.
В случае попадания в зону "шаговых напряжений" необходимо ее покинуть, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, и не торопясь, выходить из опасной зоны передвижением ног не более чем на ширину ступни или прыжками.
1.15. Проводнику во время подготовки вагона в рейс и в пути следования запрещается:
прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим легко доступным токоведущим частям;
открывать подвагонные ящики с высоковольтной аппаратурой и аккумуляторными батареями, распределительные щиты, шкафы и пульты управления, кожухи электропечей, электроколориферов, электронагревателей котла отопления.
самостоятельно ремонтировать и регулировать радиооборудование, электрическое оборудование системы кондиционирования воздуха и другое электрооборудование;
подниматься на крышу вагона для производства каких-либо работ.
Лестница для подъема на крышу должна быть заперта трехгранным ключом и опломбирована.
При обнаружении любых неисправностей радио- и электрооборудования или возникновении короткого замыкания проводник должен отключить все потребители электроэнергии, кроме цепей аварийного освещения, сигнальных хвостовых фонарей и сигнализации нагрева букс, вызвать поездного электромеханика или начальника поезда.
1.16. В случае получения травмы или заболевания в пути следования проводник должен прекратить работу, самому или через другого члена поездной бригады поставить в известность начальника поезда, а в пункте формирования – администрацию предприятия (депо, вагонный участок) и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.
При травмировании других работников проводник обязан оказать, при необходимости, первую помощь пострадавшему.
При обнаружении нарушений настоящей Инструкции или неисправностей оборудования, механизмов, инвентаря, средств индивидуальной защиты и пожаротушения проводник должен сообщить начальнику поезда или администрации предприятия (депо, вагонный участок).
1.17. Знание и выполнение требований безопасности являются служебной обязанностью проводника, а их нарушение - нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой, в зависимости от последствий, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.