Км, набор высоты 183 (372) м

Велопоход по Европейскому Заполярью

Нитка маршрута: Pello – Kiruna – Abisko – Bjerkvik – Skibotn – Kilpisjärvi – Muonio

км, набор высоты 183 (372) м - student2.ru

Даты: 3 мая – 16 мая 2016 г.

Участники: Трубецкой Алексей

Протяженность маршрута: 880 км, набор высоты по данным навигатора 4744 м, по данным сайта gpsies.com 7237 м (В некоторые дни цифры набора высоты сильно отличаются, поэтому в отчете везде привожу обе. С одной стороны замечал, что навигатор занижает, с другой стороны цифры сайта иногда выглядят странно. Вероятно истина где-то посередине)

Ссылка на трек: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=lqezayptubyrxagy

Заброска

1-го мая вечером выехал из Питера, испробовав новый для себя транспорт до Хельсинки – автобус Люкс-Экспресс. Хотя я специально дождался середины майских праздников, автобус был полностью забит. Были опасения влезет ли вел, т.к. там не гарантируют их провоз и берут только при наличии места в багажном отсеке. Но мне повезло – из всей толпы с велом был только я, да и в целом багажа у пассажиров было не много. Вообще этот способ заброски оказался очень удобным и бюджетным.

Далее в Хельсинки была довольно быстрая пересадка на поезд до Кеми. В этот раз я купил билет заранее через сайт. Оказывается если брать билет за месяц-полтора, то он стоит ровно в 2 раза дешевле. Получается приличная экономия. Да и на границе хорошо показывать распечатку билета, это сразу убеждает пограничника, что я путешествую именно по Финляндии (даже если это не совсем так))

В поезде впервые пользовался такими вертикальными велодержателями

км, набор высоты 183 (372) м - student2.ru

В целом удобно, только пришлось бросить рюкзак рядом с велом (он слишком большой чтобы тащить в вагон), т.е. фактически без присмотра. Непривычно по сравнению с вагонами старого образца, где был запирающийся багажный отсек. А само место у меня было через вагон, и я периодически бегал смотреть как там поживают велик и рюкзак. Финны конечно ничего не возьмут, но говорят там теперь много беженцев. Однако с вещами ничего не случилось.

Вечером поезд прибыл в Кеми. Я нашел лааву рядом с городом, координаты которой у меня были, и переночевал там. Изначально я планировал ехать до Pello на автобусе в 6 утра, но конечно проспал и поехал на следующем автобусе около 13 часов. Порадовало, что не взяли плату за вел (на автобусах, идущих из Рованиеми, берут 10 евро)

В 16 часов автобус дотащился до Pello. Ехать было не так уж далеко, но он много петлял и развозил школьников, даже на шведскую сторону реки заезжали. В Pello начался мой маршрут.

День 1 (3 мая)

Км.

км, набор высоты 183 (372) м - student2.ru

Сразу же пересек финско-шведскую границу и попал на тихую шведскую асфальтовую дорожку. День тоже был тихий и солнечный. Забегая вперед, скажу, что таковых дней в походе было много, и вообще случилась какая-то аномально теплая весна. Для меня это в общем-то было некоторым разочарованием. До похода я изучал архивы погоды и ожидал нечто в диапазоне от -5 до +5, но в основном было теплее. А для меня это несколько снижает спортивную ценность похода.

Тем не менее, снега вокруг было довольно много, все-таки начало маршрута находится чуть севернее Полярного круга.

Дорога шла вдоль берега широкой реки. В это время там как раз был активный ледоход, смотрится красиво, но фото его не передает, только видео.

Прекрасный асфальт, машин очень мало. У меня были сохранены две точки по близости, но я не знал, что там. Оказалось в обеих точках прекрасные коты. Во второй из них я решил остановиться, ибо дело было уже к вечеру. Спал внутри, и было довольно прохладно, несмотря на толстый зимний спальник. От каменного пола очень веет холодом.

Вообще в предыдущих северных походах я пользовался разными спальниками. Пару раз промахнулся, взяв синтетический холодный (на околонулевую температуру). Один раз взял пуховый, в котором было тепло, но тревожно за его сухость. А в этот раз перестраховался и взял зимний синтетический, пригодный для спанья в -20. И хотя по ночам был только небольшой минус, жарко совсем не было, и я ни разу не пожалел о своем выборе.

День 2 (4 мая)

км, набор высоты 183 (372) м

км, набор высоты 183 (372) м - student2.ru

Встал в 10:20, вышел где-то в 13. Надо бы поучиться собираться быстрее, а то полярный день расслабляет. Зачем торопиться, если можно ехать до самого позднего вечера?

Дорога хорошая, но однообразная – вокруг один лес.

км, набор высоты 183 (372) м - student2.ru

Рельеф очень слабый, почти отсутствует. К тому же ранней весной (а в Заполярье начало мая – это довольно ранняя весна) лес выглядит не слишком симпатично. Листвы еще совсем нет, деревья голые, повсюду сырость. Снега еще много, но он слегка грязноватый. В тундре в этот период куда лучше – там снег до конца сохраняет белизну и при таянии почему-то не дает сырости. А в лесу даже сложно найти место под палатку – везде или вода, или мокрый снег.

Так что в первые дни похода развлекало только появление населенки. В одной деревеньке Pajala нашел бесплатный вай-фай, посмотрел погоду и новости. А это шведская симпатичная автобусная остановка

км, набор высоты 183 (372) м - student2.ru

Памятник полярным исследователям

км, набор высоты 183 (372) м - student2.ru

Опять солнечный и жаркий день. Еду в одном термобелье, на привалах иногда обтираюсь снегом. Слабый встречный ветер, мешает не сильно, но лучше бы его не было.

Ночлег долго искал. В итоге около 22 часов (было конечно совсем светло) нашел слегка затопленную коту, которая у меня не была обозначена. К этой коте был неудобный подход через глубокий мокрый снег, но деваться было некуда. На полу коты тоже были лужи, но в целом ночевка получилась вполне сносной.

День 3 (5-ое мая)

Наши рекомендации