Расчет одноблочной подвески.
5.1.Выбор каната
Диаметр каната зависит от величины разрывного усилия и временного сопротивления разрыву проволок, принимаемого в пределах
σВ = 1372... 1764 МПа (140...180 КГС/ММ2)
Принимаем равным 1570 МПа
Разрывное усилие каната в целом Fр (кН) принимается по сертификату (свидетельству) или по формуле:
≥5.60*74.24=415.74 кН ,
где Кзп – коэффициент запаса прочности (коэффициент использования каната) Кзп=5.60, принимаем по группе классификации механизма М6 для подвижного каната
S – наибольшее натяжение (статическое) ветви каната (кН), указанное в паспорте крана или определяемое расчетом:
= ,
где Qн – грузоподъемность нетто (вес груза и съемного грузозахватного устройства), кН;
Gп – вес подвески (кН), принимаемый
=0,05*137.2=6.86
ί – кратность грузового полиспаста; i=2
ηп – к.п.д. полиспаста; ηп=0.99
ηнб – к.п.д. направляющих блоков. ηнб=0.98
Канат выбирается из таблицы ГОСТа 14954-80. Принимаю стальной канат двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6х19(1+6+6/6)+7(1+6) при принятом значении σв .при этом разрывное усилие из таблиц ГОСТа должно быть не менее расчетного значения.
Принимаем Fp=449 кН
Маркировочная группа по временному разрыву 1570 Н/мм2
Диаметр каната 27 мм
Расчетная площадь сечения всех проволок – 337.27мм2
Масса 1000м смазанного каната – 3090 кг
5.2.Выбор блока
Минимальный диаметр блока Dб (мм) по дну канавки определяется по формуле
Dб ≥ 22.4(27-1) = 582.4 мм
Принимаем Dб=600 мм
где dk – диаметр каната, dk=27 мм;
h - коэффициент выбора диаметра блока (вращающего), h=22.4
Диаметр не вращающего блока можно определить по формуле
Dбн ≥ 0.7*582.4 = 407.68 мм
По справочным данным выбираем блок канатный для крановых обоим (УЗТМ). Диаметр по дну канавки и ребордам D =600 мм
Внутренний диаметр ступицы dA3=110 мм
Ширина блока A=72 мм
Число ребер – 6
Рис. 5.2.1 – Блок канатный для крановых обоим (УЗТМ)
5.3.Выбор крюка и упорного подшипника
Крюк рассчитан в 1 части.
Упорный подшипник под гайку крюка выбирается с учетом диаметра прямолинейной части крюка с проверкой на статическую грузоподъемность, т.е.
,
,
где d – внутренний диаметр упорного подшипника, мм
dkp – диаметр прямолинейной части крюка, мм
Со – статическая грузоподъемность упорного подшипника, кН
Подбираем шариковый упорный одинарный подшипник по ГОСТ 7872-89
Обозначение: Подшипник 8018 по ГОСТ 7872-89
Серия: диаметров 1, высот 1.
Внутренний диаметр d – 90мм
Внешний диаметр – 120мм
5.4.Расчет траверсы
5.4.1.Определение высоты траверсы
Траверса рассчитывается как балка на двух опорах, нагруженная распределенной нагрузкой. Расчетная схема траверсы показана на рис.5.
Необходимый момент сопротивления поперечного сечения траверсы Wx (мм3) определяется по формуле
= =3193,29мм3
где MИmax – наибольший изгибающий момент в опасном сечении, Н*мм;
[σ]И – допускаемое напряжение при изгибе, МПа
1-крюк однорогий, 2-траверса, 3-упорный подшипник, 4-серьга, 5-защитный кожух, 6-блок, 7-ось блока,8-подшипник шариковый, 9-гайка
Рис.5.1 Схема однобалочной подвески и расчётная схема траверсы.
Для стали 40 или 45 [σ]И = = = 81,5 МПа,
Величина Мизmax (Н*мм) определяется по формуле
где ℓ - расчетная длина траверсы, мм
D – наружный диаметр упорного подшипника, мм
Расчетная длина траверсы ℓ (мм) определяется по формуле:
если D=120мм > Bбл + 2δкр =72+2*10=92 мм, то ℓ = D + (30... 40) =120+35=155мм
где Вбл – ширина блока, мм;
δкр – толщина крышки, δкр = 8... 12мм, принимаем 10 мм
Необходимая высота сечения траверсы h (мм) определяется из выражения:
откуда
=
где В – ширина траверсы, мм;
dОТ – диаметр отверстия, мм.
Ширину сечения траверсы В (мм) можно принять
=120+45=165мм
Диаметр отверстия dОТ (мм) под прямолинейную часть крюка
=80+7=87мм
5.4.2.Расчет цапфы
Диаметр цапфы траверсы dц (мм) ориентировочно можно принимать
=0,85*49,5=42,08мм
Во избежание задира материала на поверхности цапфы при повороте траверсы относительно серьги удельное давление q (МПа) (рис.5.2) не должно превышать допускаемого значения [q] , т.е.
q принимаем равным 50 МПа
где δ – толщина серьги, мм
Допускаемое удельное давление между цапфой и серьгой
[q] = 80... 90 МПа
5.5.Расчет диаметра оси блока
Ось блока рассчитывается на изгиб как балка, нагруженная силой QН (рис.5.3)
Если число блоков два и более, то ось блоков рассчитывается как балка нагруженная силами (Z – число блоков подвески), (рис.5.4)
Рис.5.5.1 Схема для расчёта цапфы траверсы на удельное давление
Рис.5.5.2 Расчётная схема оси блока одноблочной подвески
Из условия прочности на изгиб диаметр оси блока dо (мм) определяется по формуле:
=
где Мизmax – наибольший изгибающий момент в опасном сечении (посередине балки), Н*мм
[σ]u – допускаемое напряжение на изгиб, МПа
Для материала оси сталь 40 или 45
= ,
где Кз – коэффициент запаса, Кз = 1,6... 1,8 (ось выполнена соответственно из поковки или отливки)
σТ – предел текучести стали 40, σТ = 245 МПа
Для принятой расчетной схемы наибольший изгибающий момент Мизmax (Н*мм) определяется по формуле:
,
где ℓ - расчетная длина оси, равная расчетной длине траверсы, мм
Диаметр оси принимается равным внутреннему диаметру шарикоподшипников, установленных в ступицу блока (в ступицу устанавливаются два подшипника).
5.6.Выбор подшипников оси блока
Принимаются шариковые радиальные подшипники с условием, чтобы их внутренний диаметр был не менее диаметра оси блока, а их динамическая грузоподъемность С (кН) соответствовала бы требуемому значению Стр , т.е.
С ≥ Стр
Рис.5.4 Расчетная схема оси блока двухблочной подвески (крюк типа А)
Требуемая динамическая грузоподъемность шарикоподшипника Стр (кН) определяется по формуле:
=137.5*
где: Gпр – динамическая приведенная нагрузка, кН
m – показатель степени кривой усталости;
m = 3 – шариковые подшипники
L – номинальная долговечность, млн.об:
= =6.38 млн.об.
где nб – частота вращения наружного кольца подшипника (частота вращения блока)
Т – требуемая долговечность подшипника, ч.
Срок службы шарикоподшипников
Частота вращения наружного кольца подшипника (блока)
,
где Vn – скорость подъема подвески (груза), м/с;
ι – кратность полиспаста (для одноблочной подвески ι = 1... 3 )
Динамическая приведенная нагрузка Gпр (кН) определяется по формуле
Gпр = GэквКбКт =95523,89*1.2*12=137554,4Н
где Gэкв – эквивалентная нагрузка, кН;
Кб – коэффициент безопасности, учитывающий влияние динамических усилий, Кб = 1,2;
Кт – температурный коэффициент, Кт =1,0... 1,4 (при рабочей температуре подшипника 100... 250оС); Принимаем равным 1.2
,
где G1, G2 ... Gi – постоянные нагрузки на подшипник при различной массе транспортируемого груза, кН;
t1, t2 ... ti – время действия нагрузок за срок службы, ч.
Подбираем роликовый радиальный подшипник с короткими цилиндричесими роликами. ГОСТ 8328-75
Тип 2000
Серия диаметров 3, серия ширин 0
Обозначение подшипника 2300
d = 80мм
D = 170мм
В = 39 мм
b = 11 мм
r = r1 = 3.5 мм
С* = 260000Н
Со*=163000Н
Масса = 3.9 кг
nпред.*10-3 = 3.6 об/мин-1
5.7.Расчет серьги
Площадь поперечного сечения серьги определяют из расчета на растяжение. При этом выбирают сечение серьги, которое в большей степени ослаблено под цапфу траверсы или ось блока (принимается сечение, где dц или do имеет наибольшее значение).
Серьгу рассчитывают (рис.5.7.1), на напряжение растяжения по формуле Лямэ.
где Qн – грузоподъемность нетто, Н;
δ – толщина серьги, мм;
R и r – радиусы закругления и отверстия серьги, мм
Радиус закругления принимают равным половины ширины серьги b,
т.е. R =
Если dц > do , то r = ,
а если do > dц , то r = .
Допускаемое напряжение растяжения [σ]p (МПа)
,
где σТ – предел текучести материала серьги, для стали Ст3
σТ = 230 МПа;
Кз – коэффициент запаса, Кз = 3,5... 4,0, принимаем 3.5
Рис.5.7.1 Расчётная схема серьги
а -траверсные; б -нормальной длины; в –укороченные; г –с переменной кратностью
Рис.5.7.2 Конструктивные схемы подвесок.