Общая характеристика эксплуатируемых мостов.
Мост – это сложная техническая система, целевого назначения, которая должна обеспечить:
1) непрерывное, удобное и безопасное движение транспортных потоков с заданными на перспективу характеристиками транспортных средств и интенсивностью движения;
2) заданные на перспективу параметры функционирования пересекаемого препятствия;
3) сохранность архитектурно-художественного образа;
4) сохранность окружающей среды.
По данным директора “Киевсоюздорпроекта” Черненко В.Ф. (жур. “Транспортное стр-во Украины №1 ” (2007 г.) в Украине эксплуатируются более 20 тыс. автодорожных мостов общей протяженностью свыше 800 км. (железобетонные и каменные мосты составляют – 93% , металлические – 6%, деревянные – 1%). Износ мостов составил 70%, более 300 автодорожных мостов находится в аварийном и предаварийном состоянии.
Эксплуатируют мосты три ведомства:
1) мосты общего пользования эксплуатирует Украинская Государственная корпорация по ремонту и содержанию автомобильных дорог “Укравтодор” (Государственная служба автомобильных дорог Украины);
2) железнодорожные – Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины;
3) мосты населенных пунктов и городов эксплуатируются органами самоуправления, которые подчинены Государственному комитету Украины по вопросам строительства, архитектуры;
Мостов общего пользования 16306 шт., общая длина 358,3 км; коммунальных – 4082 шт., длина – 184,8 км; железнодорожных – 8059 шт., длиной 210,4 км.
На государственных (магистральных) автодорогах находятся 4814 шт. мостов, длиной – 144600 пог. м; на местных дорогах – 11492 шт., длина – 213700 пог. м, на городских дорогах и местных пунктах 4082 шт., длиной – 184800 пог. м.
Железобетонных мостов эксплуатируются– 91,5% (от общей протяженности)
металлических – 6%
каменные – 1,3%
деревянные – 1,2%
Общее состояние автодорожных мостов Украины характеризуется такими показателями:
-13% мостов на дорогах общего пользования требует срочного ремонта и реконструкции;
-46% мостов на дорогах общего пользования не отвечают требованиям ДБН“Мосты и трубы”;
-76% коммунальных мостов не отвечают требованиям безопасности и требуют ремонта.
Следует обратить внимание, что состояние мостов в городах и населенных пунктах хуже чем на дорогах общего пользования. Если на автодорогах 25%
мостов имеют значительные дефекты и повреждения, которые снижают грузоподъемность, то для мостов в городах и селах количество сооружений с такими дефектами достигает 40%. Это объясняется целым рядом особенностей городских сооружений:
- высокой интенсивностью движения транспорта и пешеходов;
-сложностью закрытия движения во время ремонтов, которые в связи с этим выполняется недостаточно качественно;
- надзор за сооружениями (а чаще всего его отсутствие).
некачественный В целом техническое состояние мостов Украины вызывает обеспокоенность специалистов. Для обеспечения их дальнейшего нормального функционирования требуется вложения больших средств на создание современной системы эксплуатации мостов, реконструкцию и ремонт мостов.
Следует подчеркнуть, что из срока нормального функционирования железобетонного моста – 70 лет, в Украине, на смену существующим, необходимо ежедневно вводить в эксплуатацию 7-8 км мостов. Сегодняшние тенденции строительства составляют 4,5 км за год (с учетом реконструкции) и при этом не решается проблема содержания существующих мостов в надлежащем виде.
72.2% мостов не отвечают требованиям безопасности движения, 13,2% требуют капитального ремонта или реконструкции. В действительности состояние мостов может быть еще хуже, так как большинство из них не обследовалось последние 10 лет. Следует отметить, что о состоянии пешеходных мостов ничего не известно, данные отсутствуют.
Причин неудовлетворительного состояния мостов несколько:
- отсутствие надзора и адекватной эксплуатации мостов;
- отсутствие нормативно-правовой базы системы эксплуатации мостов;
- неоправданное широкое использование в последние 30 лет сборных железобетонных пролетных строений (89,3%);
- низкое качество материалов для гидроизоляции и выполнения работ;
-отставание нормативов подвижных нагрузок от действительного роста параметров автомобильного транспорта.
Первые две причины главные.
Мировая практика показывает, что в условиях правильного содержания железобетонные пролетные строения могут служить до 120 лет, а без надзора срок службы сокращается до 20 лет.
В последнее десятилетие резко ухудшилось финансирование работ по эксплуатации мостов. В 1994-2000г.г. на эксплуатацию 1 моста в среднем расходовалось в год 7,0-8,0 тыс.грн. (это ≈1,6тыс. у.е. США), в том числе на содержание 1,9-0,7 тыс.грн. (0,35-0,13 тыс. у.е.США), для сравнения на эксплуатацию моста в Нью-Йорке в среднем 472- 531 тыс. у.е. США на 1 мост в год.
Неотложными проблемами, которые должны быть решены в ближайшее время, являются:
- создание общегосударственной системы эксплуатации мостов;
- разработка и внедрение современной правовой и нормативной базы по эксплуатации мостов;
- создание государственной инспекции мостов;
- создание научных центров изучения проблем эксплуатации мостов.