Порядок определения налогоплательщика по договору лизинга
Транспортный налог с организаций
Налогоплательщики
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Таким образом, налогоплательщиками являются лица, владеющие транспортным средством по любому законному основанию (собственность, аренда и др.), которое приводит к обязанности по регистрации данного транспортного средства.
Согласно ст. 11 НК РФ для целей налогообложения к лицам относятся организации и (или) физические лица. Кроме того, плательщиками транспортного налога являются индивидуальные предприниматели.
Организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).
На основании Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ в статью 357 Налогового кодекса РФ внесены изменения, согласно которым с 1 января 2008 года не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в связи с организацией и (или) проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.
В силу норм ст. 131 Гражданского кодекса РФ и ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации, а также с учетом сложившейся правоприменительной практики, налогоплательщиками в отношении воздушных судов должны признаваться лица, обладающие вещными правами (правами собственности, оперативного управления, хозяйственного ведения) на воздушные суда.
Уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств (ст. 363 Налогового кодекса РФ).
Местом нахождения при постановке на налоговый учет согласно ст. 83 Налогового кодекса РФ признается для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки, при отсутствии такого - место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества.
Учитывая, что в регулирующих государственную регистрацию воздушных судов актах место государственной регистрации не определено, а понятие "место (порт) приписки" используется только для учета и регистрации водных транспортных средств, по мнению Минфина РФ, изложенному в Письме от 10 декабря 2007 г. № 03-05-05-04/07, местом нахождения воздушных судов является место нахождения собственника (правообладателя) транспортного средства, в связи с чем уплата транспортного налога в отношении воздушных судов должна производиться по местонахождению собственника (правообладателя) воздушного судна.
Транспортные средства, зарегистрированные в других странах и временно находящиеся на территории РФ сроком до шести месяцев, регистрируются на владельцев указанных транспортных средств (пункт 3.2 Временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории РФ сроком до шести месяцев, утвержденных Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 02.03.1995 N 137, зарегистрирован в Минюсте России 18.04.1995 N 836). Таким образом, в отношении наземных транспортных средств указанные выше лица будут являться налогоплательщиками транспортного налога.
Порядок определения налогоплательщика по договору лизинга
В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона от 29.10.1998 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах (транспортные средства, оборудование повышенной опасности и другие предметы лизинга), регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя. Аналогичная норма содержится в пункте 52 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.
Возможны следующие варианты регистрации транспортных средств:
- регистрация только на лизингодателя;
- регистрация на лизингодателя с одновременной временной регистрацией на лизингополучателя;
- временная регистрация только на лизингополучателя (на срок действия договора лизинга по месту нахождения лизингополучателя или его подразделения);
Налогоплательщиком транспортного налога при лизинге является лизингодатель или лизингополучатель, в зависимости от того, на кого осуществлена регистрация транспортного средства.
Лизингодатель выступает плательщиком транспортного налога, если регистрация транспортного средства осуществлена:
- только на лизингодателя;
- на лизингодателя с одновременной временной регистрацией на лизингополучателя.
Если по договору лизинга транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация за лизингодателем, временно передаются по месту нахождения лизингополучателя и временно ставятся на учет в органах Госавтоинспекции МВД РФ по месту нахождения лизингополучателя, то плательщиком транспортного налога является лизингодатель по месту государственной регистрации транспортных средств.
Лизингополучатель выступает плательщиком транспортного налога в том случае, если транспортные средства, находящиеся в собственности лизингодателя (но не зарегистрированные за ним), по договору лизинга переданы и временно зарегистрированы за лизингополучателем (на срок действия договора лизинга по месту нахождения лизингополучателя или его подразделения). Позиция по данному вопросу изложена Минфином России письмами от 27.03.2007 № 03-05-06-04/15 и от 30.06.2008 № 03-05-05-04/143.
Объект налогообложения
В соответствии со статьей 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Главным признаком возникновения объекта налогообложения является факт регистрации транспортного средства в установленном порядке.
Письмо Минфина России от 17.01.2008 N 03-05-04-01/1 разъясняет вопрос определения категорий автотранспортных средств для целей налогообложения транспортным налогом. Согласно положениям статьи 358 Налогового кодекса РФ, в качестве категорий транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.
Предусмотренное главой 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса РФ распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968. Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, автобусы, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров.
Не являются объектом налогообложения транспортные средства, которые не подлежат регистрации.
Перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, установлен в п.2 ст.358 НК РФ. Перечень этот закрыт.
Для организаций не являются объектом налогообложения:
- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
- автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
- промысловые морские и речные суда;
- пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
- тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
- транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
- транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. Форма документа, подтверждающего факт угона (кражи), не установлена. Документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортного средства, выдаются органами МВД Российской Федерации (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств;
- самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
- суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
К наземным транспортным средствам, которые являются объектами налогообложения, относятся: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани.
Перечень наземных транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения, является исчерпывающим. К объектам налогообложения относятся только самоходные транспортные средства, в том числе машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу. Наземные транспортные средства иного типа не являются объектом налогообложения.
При определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 №5938-VIII (письмо Минфина России от 29.03.2007 №03-05-06-04/17).
К воздушным транспортным средствам, которые являются объектом налогообложения, относятся: самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Перечень воздушных транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, открыт. Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов осуществляется в соответствии со ст.33 Воздушного кодекса РФ.
К водным транспортным средствам, которые являются объектом налогообложения, относятся: теплоходы, яхты, парусные суда, моторные лодки, катера, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Перечень водных транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, открыт.
Государственная регистрация водных транспортных средств осуществляется в соответствии и в порядке, установленном ст.33 Кодекса торгового мореплавания РФ и ст.16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.
Налоговая база
Порядок определения налоговой базы установлен статьей 359 НК РФ.
Налоговая база определяется:
1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
2) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
3) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
4) в отношении иных водных и воздушных транспортных средств - как единица транспортного средства.
Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
Для транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Мощность двигателя определяется на основании технической документации на транспортное средство и указывается в регистрационных документах.
Если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962. При этом округление производится с точностью до второго знака после запятой.
Если транспортное средство имеет несколько двигателей, то налоговая база в отношении данного транспортного средства определяется как сумма мощностей этих двигателей в лошадиных силах.
В случае расхождения сведений, предоставленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство.
При отсутствии данных о мощности двигателя (валовой вместимости) в технической документации на транспортное средство для определения мощности двигателя (валовой вместимости) к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, предоставленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со ст.95 НК РФ.
В отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, налоговая база определяется как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы.
В отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, налоговая база определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах.
По водным транспортным средствам при определении налоговой базы учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством.
В отношении других водных и воздушных транспортных средств налоговая база определяется как единица транспортного средства.
К таким транспортным средствам относятся, например, плавучие доки (письмо Минфина России от 19.01.2005 №03-06-04-02/1).